Известия РАН. Серия физическая, 2020, T. 84, № 5, стр. 711-713

Исследование ориентации вектора групповой скорости сверхнаправленного пучка поверхностной спиновой волны

С. В. Герус 1*, Э. Г. Локк 1, А. Ю. Анненков 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт радиотехники и электроники имени В.А. Котельникова Российской академии наук, Фрязинский филиал
Фрязино, Россия

* E-mail: svg318@ire216.msk.su

Поступила в редакцию 02.12.2019
После доработки 23.12.2019
Принята к публикации 27.01.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Экспериментально и теоретически исследованы направления, в которых переносят энергию лучи поверхностных спиновых волн, для интервала частот, в котором (на одной из частот) возникает сверхнаправленное распространение волны. Найдено, что эти направления хорошо совпадают с ориентацией вектора групповой скорости волн, причем для сверхнаправленного луча это направление можно измерить с максимально возможной точностью.

Ниже экспериментально и теоретически исследованы направления, в которых переносят энергию волновые пучки поверхностной спиновой волны (ПСВ), возбуждаемой линейным преобразователем, для геометрии, при которой возникает сверхнаправленное распространение этих волн.

Недавно в магнитостатическом приближении была решена аналитически общая двумерная задача по исследованию дифракционной расходимости ограниченного по ширине луча (волнового пучка) спиновой волны с неколлинеарной ориентацией волнового вектора $\overrightarrow {{{k}_{0}}} $ и вектора групповой скорости $\overrightarrow {{{V}_{0}}} $ [13]. Было установлено, что угловая ширина дифракционного луча поверхностных спиновых волн (ПСВ) в ферритовой пластине зависит не только от отношения длины спиновой волны λ0 к длине возбудителя D (что характерно для волн в изотропных средах), но и от кривизны изочастотной зависимости спиновой волны в точке, соответствующей вектору $\overrightarrow {{{k}_{0}}} .$ В итоге, для случая D $ \gg $ λ0 была получена общая формула, описывающая угловую ширину Δψ дифракционных лучей в зависимости от параметров исходной спиновой волны, анизотропной среды и возбудителя. В частности, если в качестве возбудителя волны используется линейный преобразователь длиной D и если приближенно полагать, что волновой вектор $\overrightarrow {{{k}_{0}}} $ возбуждающейся ПСВ нормален линии преобразователя, то полученная общая формула упрощается, приобретая вид (подробнее см. раздел 9 в [2])

(1)
$\Delta \psi = \frac{{{{\lambda }_{0}}}}{D}\left| {\frac{{d\psi }}{{d\varphi }}({{\varphi }_{0}})} \right|,$
где φ и ψ – углы, определяющие ориентацию произвольного волнового вектора $\overrightarrow k $ и соответствующего вектора групповой скорости $\overrightarrow V $ на изочастотной зависимости волны; φ0 – угол, задающий ориентацию вектора $\overrightarrow {{{k}_{0}}} $ (или ориентацию преобразователя относительно вектора внешнего магнитного поля $\overrightarrow {{{H}_{0}}} $); λ0 – длина спиновой волны; dψ/dφ(φ0) – значение производной в той точке изочастотной зависимости, которая соответствует вектору $\overrightarrow {{{k}_{0}}} .$ Из формулы (1) видно, что угловая ширина луча Δψ зависит не только от отношения λ0/D, но и от величины dψ/dφ(φ0), описывающей кривизну изочастотной зависимости.

Характеризуя лучи в анизотропных средах, удобно рассчитывать для них как абсолютную угловую ширину Δψ (в градусах), так и относительную угловую ширину дифракционного луча σ, определяя последнюю как отношение угловой ширины луча Δψ (в радианах) к величине λ0/D, описывающей угловую ширину луча в изотропной среде (в радианах):

(2)
$\sigma = {{\Delta \psi } \mathord{\left/ {\vphantom {{\Delta \psi } {({{{{\lambda }_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\lambda }_{0}}} D}} \right. \kern-0em} D})}}} \right. \kern-0em} {({{{{\lambda }_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\lambda }_{0}}} D}} \right. \kern-0em} D})}}.$

То есть, если, например, σ = 0.5, то это значит, что угловая ширина луча Δψ в два раза меньше ширины аналогичного луча в изотропной среде (при одинаковом отношении λ0/D).

С помощью формул (1), (2) и общей формулы, представленной в [2], можно вычислить величины Δψ и σ не только для всех типов спиновых волн, но и для волн иной природы в различных анизотропных средах и структурах. Проведенные исследования показали, что известный критерий Рэлея, применяемый для оценки угловой ширины луча Δψ в изотропных средах, нельзя использовать для оценки величины Δψ в анизотропных средах, поскольку величина Δψ может быть не только больше или меньше отношения λ0/D, но может быть даже равна нулю (если dψ/dφ(φ0) = 0). Очевидно, что в последнем случае в анизотропной среде возникает сверхнаправленное распространение волны (подобное коллимации), когда возбуждающийся сверхнаправленный луч не расширяется, сохраняя свою абсолютную ширину по мере распространения (угловая ширина луча при этом равна нулю).

С целью подтверждения теоретических результатов, описанных выше, были экспериментально исследованы дифракционные картины лучей поверхностной и обратной объемной спиновых волн, распространяющихся в касательно намагниченной ферритовой пленке, для ряда геометрий, в том числе для случая, когда угловая ширина луча равна нулю. Распределение энергии лучей спиновых волн в плоскости пленки исследовалось методом зондирования [47], который позволяет визуализировать пространственное распределение амплитуды и фазы спиновых волн в плоскости ферритовой структуры. В итоге экспериментальные исследования [8, 9] показали, что в соответствии с предсказаниями работ [13] угловая ширина луча для поверхностной и обратной объемной спиновых волн в ферритовой пластине действительно может быть как больше, так и меньше величины λ0/D, причем для обоих типов спиновых волн было реализовано сверхнаправленное распространение волны.

Дальнейшие исследования, описанные ниже, посвящены расчетам и экспериментам по определению направлений, в которых переносят энергию сверхнаправленные волновые пучки ПСВ в ферритовой пленке. Схема эксперимента представлена на рис. 1. Ферритовая плeнка железоиттриевого граната, имеющая толщину s = 14.7 мкм и намагниченность насыщения 4πM0 = 1855.8 Гс, была намагничена касательным однородным магнитным полем H0 = 471.5 Э. На поверхности плeнки располагался линейный преобразователь толщиной 12 мкм и длиной D = 5 мм, который возбуждал ПСВ с ориентацией волнового вектора под углом φ0 = −50°. Приемный зонд, представляющий собой петельку с апертурой ~0.5 мм, был способен свободно перемещаться вдоль поверхности пленки и измерять амплитуду и фазу ПСВ (более подробно установка и метод измерений описаны в [7, 8]).

Рис. 1.

Схема эксперимента в плоскости ферритовой пленки: 1 – линейный преобразователь длиной 5 мм, возбуждающий спиновые волны с ориентацией волновых векторов под углом φ0 = −50°; 2 – приeмный преобразователь (зонд) с апертурой ~0.5 мм; сплошными линиями показаны волновые фронты возбуждающейся ПСВ.

Для описанной геометрии были получены визуализированные картины, описывающие распределение амплитуды ПСВ в плоскости ферритовой плeнки, для ряда фиксированных значений частоты11, лежащих в частотном интервале ~150 МГц вблизи начальной части спектра ПСВ, причем на частоте fs = 2982 МГц, лежащей внутри данного интервала, в плeнке возникало сверхнаправленное распространение волны. Поскольку сверхнаправленный луч не расширяется по мере распространения, то, очевидно, что в окрестности частоты fs можно с максимально возможной точностью измерить направление ψexp, в котором переносит энергию луч ПСВ.

Как видно из рис. 2а, направления (углы) ψexp, измеренные на основе анализа полученных визуализированных картин, и направления ψth, теоретически описывающие ориентацию вектора групповой скорости ПСВ, достаточно хорошо соответствуют друг другу. На рис. 2б представлены зависимости относительной угловой ширины луча от частоты σ(f), рассчитанные по формулам (1) и (2) для этого же интервала частот.

Рис. 2.

Измеренные и рассчитанные направления ψexp и ψth (точки и сплошная линия), в которых переносят энергию лучи ПСВ (а), и рассчитанная относительная угловая ширина σ лучей ПСВ (б) в зависимости от частоты f.

Из сравнения рис. 2а и 2б видно, что наилучшее совпадение зависимостей ψexp(f) и ψth(f) наблюдается вблизи частоты fs, на которой σ(fs) = 0 и на которой возникает сверхнаправленное распространение луча ПСВ.

Отметим, что некоторые теоретические расчеты, поясняющие и подтверждающие описанные выше результаты, были представлены ранее в [8] на рис. 2 и 3 . В частности, для использованных параметров ферритовой плeнки и величины магнитного поля H0 на рис. 2 в [8] приведены изочастотные зависимости ПСВ, а на рис. 3 (а и б) в [8] – зависимости ψ(φ) и σ(φ) соответственно. Если на рис. 3 в [8] провести вертикальную прямую линию φ0 = −50°, то соответствующие значения ψ(φ0) и σ(φ0) совпадают с аналогичными значениями, представленными на рис. 2 в данной работе.

В целом, анализируя результаты, представленные на рис. 2, можно сделать вывод, что направление ψexp, в котором переносят энергию лучи ПСВ, хорошо совпадает с ориентацией групповой скорости ПСВ ψth, причем с максимальной точностью измерить угол ψexp можно для сверхнаправленного луча (или для лучей, у которых относительная угловая ширина σ $ \ll $ 1).

Работа выполнена за счет бюджетного финансирования в рамках государственного задания по теме № 0030-2019-0014 и при частичной финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-07-00016).

Список литературы

  1. Lock E.H. // ArXiv: 1112.3929. 2011.

  2. Локк Э.Г. // УФН. 2012. Т. 182. № 12. С. 1327; Lock E.H. // Phys. Usp. 2012. V. 55. № 12. P. 1239.

  3. Локк Э.Г. // Радиотехн. электрон. 2015. Т. 60. № 1. С. 102; Lokk E.G. // J. Commun. Technol. Electron. 2015. V. 60. № 1. P. 97.

  4. Зубков В.И., Локк Э.Г., Щеглов В.И. // Радиотехн. электрон. 1989. Т. 35. № 8. С. 1617; Zubkov V.I., Lock E.G., Shcheglov V.I // J. Commun. Technol. Electron. 1989. V. 35. № 8. P. 1617.

  5. Вашковский А.В., Зубков В.И., Локк Э.Г., Щег-лов В.И. // ЖТФ. 1990. Т. 60. № 7. С. 138; Vashkovsky A.V., Zubkov V.I., Lokk E.G., Shcheglov V.I // Techn. Phys. 1990. V. 60. № 7. P. 138.

  6. Анненков А.Ю., Васильев И.В., Герус С.В., Ковалёв С.И. // ЖТФ. 1995. Т. 65. № 4. С. 71; Annen-kov A.Yu., Vasil’ev I.V., Gerus S.V., Kovalev S.I. // Techn. Phys. 1995. V. 40. № 4. P. 71.

  7. Анненков А.Ю., Герус С.В. // Радиотехн. электрон. 2012. Т. 57. № 5. С. 572; Annenkov A.Yu., Gerus S.V. // J. Commun. Technol. Electron. 2012. V. 57. № 5. P. 519.

  8. Annenkov A.Yu., Gerus S.V., Lock E.H. // EPJ Web Conf. 2018. V. 185. Art. № 02006.

  9. Annenkov A.Yu., Gerus S.V., Lock E.H. // EPL. 2018. V. 123. № 4. Art. № 44003.

Дополнительные материалы отсутствуют.