Кристаллография, 2021, T. 66, № 4, стр. 645-649

Микроструктура эпитаксиальных слоев GaN, полученных на нанопрофилированных Si(001)-подложках

А. В. Мясоедов 1*, Н. А. Берт 1, В. Н. Бессолов 1

1 Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе
Санкт Петербург, Россия

* E-mail: amyasoedov88@gmail.com

Поступила в редакцию 09.06.2020
После доработки 09.06.2020
Принята к публикации 22.06.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты исследования методом просвечивающей электронной микроскопии микроструктуры эпитаксиальных слоев нитрида галлия, синтезированных методами хлоридно-гидридной газофазной эпитаксии и эпитаксии из металлоорганических соединений на нанопрофилированных подложках NP–Si(001) с использованием и без промежуточного слоя 3C‑SiC. Установлено, что слой GaN, полученный методом хлоридно-гидридной эпитаксии на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC, обладает относительно гладкой морфологией поверхности и имеет следующие ориентационные соотношения с подложкой: ${{(\bar {2}\bar {2}0)}_{{Si}}}\,||\,{{(\bar {2}110)}_{{{\text{GaN}}}}}$ и ${{(2\bar {2}0)}_{{{\text{Si}}}}}\,||\,{{(0\bar {1}10)}_{{{\text{GaN}}}}}$. В то же время слои GaN, полученные методом эпитаксии из металлоорганических соединений, имеют грубую морфологию поверхности и представляют собой текстуру с преимущественной ориентацией зерен на нанопрофилированной подложке NP–Si(001) ${{[\bar {1}10]}_{{Si}}}\,||\,{{[\bar {2}110]}_{{GaN}}}$ с углом между [111]Si и [0001]GaN ∼ ∼ 4.5° и на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC ${{[\bar {1}\bar {1}0]}_{{Si}}}\,||\,{{[\bar {2}110]}_{{GaN}}}$ и ${{[\bar {1}11]}_{{Si}}}\,||\,{{[0001]}_{{GaN}}}$.

ВВЕДЕНИЕ

Бинарные прямозонные полупроводниковые соединения типа III-N и их твердые растворы являются одним из основных материалов современной коротковолновой оптоэлектроники, а также широко применяются в силовой высокочастотной электронике. Данные соединения обладают кристаллической структурой вюрцита, и при производстве приборных структур обычно используется полярная ориентация – с плоскостью (0001), параллельной подложке. В то же время значительный интерес вызывает получение слоев полуполярной ориентации – с плоскостью (0001), наклоненной относительно подложки, что обусловлено ожидаемым снижением негативного влияния внутренней спонтанной поляризации, существенно снижающей эффективность оптоэлектронных приборов [1, 2] на основе соединений III-N с полярной ориентацией.

Ввиду отсутствия коммерчески доступных подложек для гомоэпитаксии синтез подавляющего большинства приборных структур на основе GaN осуществляется гетероэпитаксией на подложках c-Al2O3, H-SiC и Si(111). В то же время с точки зрения интеграции нитридных структур в кремниевую электронику представляется перспективным осуществление синтеза нитридных структур с использованием Si(001)-подложек. Однако различие в симметрии поверхности Si(001) с симметрией четвертого порядка и плоскости III-N(0001) с симметрией шестого порядка препятствует их интеграции. Согласно [3] существуют два основных набора возможных ориентаций формирования зародышевых зерен на стадии нуклеации GaN на подложке Si(001): формирование зерен полярной ориентации, развернутых друг относительно друга на 30°, и формирование зерен с r-гранью GaN $\{ 01\bar {1}2\} $, параллельной плоскости подложки. Все это затрудняет получение монокристаллических слоев и приводит к формированию поликристаллических пленок с грубой морфологией поверхности. В [4] было продемонстрировано получение полярного слоя GaN на Si(001) путем выбора ростовых условий и формирование полуполярного слоя GaN одной ориентации путем использования разориентированной подложки, но интеграция с кремниевой технологией требует применения сингулярных или близких к ним подложек. В качестве одного из вариантов формирования полуполярных слоев GaN на Si(001) предложен способ использования профилированных подложек, на которых нуклеация зародышевого слоя происходит на одном специально выделенном наборе фасеток Si{111} подложки [5, 6], задающих полуполярную ориентацию.

Целью работы являлось выяснение структурного состояния, ориентационных соотношений относительно подложки, морфологии поверхности эпитаксиальных слоев GaN, полученных на нанопрофилированной NP–Si(001) и комбинированной NP–Si(001)/SiC подложках методами хлорид-гидридной газофазной эпитаксии (ХГФЭ) и газофазной эпитаксии из металлоорганических соединений (ГФЭМОС).

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Нанопрофилированная кремниевая подложка NP–Si(001) представляла собой упорядоченный массив V-образных наноканавок с периодом ∼90 нм и глубиной наноканавки ∼70 нм, полученный путем формирования WOS-структуры (wave-ordered structure) на поверхности кремниевой подложки Si(001) c точностью ориентации ±0.5°. WOS-структура была сформирована бомбардировкой ионами ${\text{N}}_{2}^{ + }$ с последующим плазмохимическим травлением [7, 8]. Предполагается, что такая поверхность преимущественно состоит из фасеток (111) и $(11\bar {1})$, которые в данном случае должны задавать ориентацию для роста полуполярных слоев GaN.

Используемый в комбинированной подложке тонкий слой кубического SiC толщиной ∼100 нм синтезирован на Si-подложке методом топохимического замещения [9]. В этом методе карбид кремния является продуктом реакции между кристаллическим кремнием и газообразным монооксидом углерода:

(1)
$2{\text{Si}}({\text{cr}}) + {\text{CO}}({v}) = {\text{SiC(cr}}) + {\text{SiO}}({v}){\kern 1pt} \uparrow {\kern 1pt} .$
В процессе реакции в приповерхностном слое Si-подложки образуется система пор глубиной несколько микрометров. Согласно [10] объем пор должен быть примерно равен объему слоя карбида кремния. Эту систему пор можно рассматривать как область, которая должна снижать напряжения на границе Si/SiC, вызванные значительным рассогласованием параметров кристаллических решеток и коэффициентов теплового расширения. Ранее было продемонстрировано применение таких комбинированных подложек для эпитаксии полярных слоев AlN, GaN методом ГФЭМОС с использованием Si-подложки с ориентацией (111) [11] и эпитаксии полуполярных слоев AlN, GaN методом ХГФЭ с использованием разориентированной подложки Si(001) [12].

Исследования методом просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ) проводили на следующих структурах: слой GaN, синтезированный методом ХГФЭ на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC при температуре 1050°C с использованием промежуточного слоя AlN (∼250 нм, Ts = 1080°C), слои GaN, синтезированные методом ГФЭМОС на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC и на подложке NP–Si(001) без использования слоя SiC при температуре 1025°C. Предварительно для роста слоев GaN на подложках NP–Si(001)/SiC и NP–Si(001) формировали тонкий (∼20 нм) затравочный слой AlN. Согласно результатам рентгеновской дифрактометрии и люминесценции данных структур, приведенным в [13], слой GaN, полученный методом ХГФЭ, имеет полярную ориентацию, а слои, полученные ГФЭМОС, полуполярные ориентации: $(0\bar {1}11)$ при росте на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC и $(0\bar {1}12)$ для подложки NP–Si(001) соответственно.

ПЭМ-исследование микроструктуры образцов осуществляли на электронном микроскопе Philips EM420 при ускоряющем напряжении 100 кВ. Образцы для ПЭМ были приготовлены каждый в двух взаимно ортогональных поперечных сечениях $(\bar {1}\bar {1}0)$ и $(1\bar {1}0)$ Si-подложки по стандартной процедуре, включающей в себя предварительную механическую шлифовку-полировку и финишное травление ионами Ar+ с энергией в диапазоне от 4 до 1 кэВ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Примем направление $[1\bar {1}0]$ за параллельное массиву наноканавок WOS-структуры, а $[\bar {1}\bar {1}0]$ – за перпендикулярное к ним (рис. 1).

Рис. 1.

Схематическое изображение геометрии, в которой были приготовлены образцы: a – полярный слой GaN, полученный методом ХГФЭ; б, в – полуполярные слои GaN, полученные методом ГФЭМОС на NP–Si(001) соответственно с использованием промежуточного слоя SiC и без него. Стрелками обозначены используемые оси зон.

Результаты ПЭМ-исследования слоя GaN, полученного методом ХГФЭ, подтверждают, что слой является полярным, как это было установлено в [13] по данным рентгеновской дифрактометрии. На рис. 2а приведено темнопольное ПЭМ-изображение в рефлексе ${\mathbf{g}} = \bar {2}{{110}_{{{\text{GaN}}}}}$ поперечного сечения $(1\bar {1}0)$ Si и полярного слоя GaN, полученного методом ХГФЭ на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC с использованием промежуточного слоя AlN. Видно, что слой GaN состоит из слегка развернутых друг относительно друга зерен, является однородным по толщине, с толщиной ∼1.5 мкм, и обладает относительно гладкой морфологией поверхности. Анализ картин микродифракции, полученных для поперечных сечений $(\bar {1}\bar {1}0)$ и $(1\bar {1}0)$, выявил следующие ориентационные соотношения (рис. 1a): ${{(002)}_{{Si}}}{\kern 1pt} {\kern 1pt} ||{\kern 1pt} {\kern 1pt} {{(002)}_{{SiC}}}{\kern 1pt} {\kern 1pt} ||{\kern 1pt} {\kern 1pt} {{(0002)}_{{AlN}}}{\kern 1pt} {\kern 1pt} ||{\kern 1pt} {\kern 1pt} {{(0002)}_{{GaN}}}$, ${{(\bar {2}\bar {2}0)}_{{Si}}}{\kern 1pt} {\kern 1pt} ||{\kern 1pt} $ $||\,{{(\bar {2}\bar {2}0)}_{{SiC}}}\,||\,{{(\bar {2}110)}_{{{\text{AlN}}}}}\,||\,{{(\bar {2}110)}_{{{\text{GaN}}}}}$ и ${{(2\bar {2}0)}_{{{\text{Si}}}}}\,||\,{{(2\bar {2}0)}_{{{\text{SiC}}}}}\,||$ $||\,{{(0\bar {1}10)}_{{{\text{AlN}}}}}\,||\,{{(0\bar {1}10)}_{{{\text{GaN}}}}}$. На рис. 2б приведено ПЭМ-изображение сечения слоя, приготовленного в планарной геометрии, на котором наблюдаются участки с протяженными малоугловыми границами. Из анализа картины микродифракции следует, что угол разворота таких участков составляет ∼1°.

Рис. 2.

Темнопольное ПЭМ-изображение поперечного сечения полярного слоя GaN в рефлексе ${\mathbf{g}} = \bar {2}{{110}_{{{\text{GaN}}}}}$ (а), на вставке – увеличенное изображение границы NP–Si(001)/SiC в рефлексе ${\mathbf{g}} = {{220}_{{{\text{SiC}}}}}$ и фрагмент электронограммы, полученный от этой области; ПЭМ-изображение полярного слоя GaN, приготовленного в планарной геометрии (б), на вставке – фрагмент электронограммы в области рефлекса $30\bar {3}0$.

ПЭМ-исследование слоев GaN, синтезированных методом ГФЭМОС, также подтвердило данные [13] о том, что слои имеют полуполярную ориентацию, и уточнило, что слои состоят из кристаллитов. На рис. 3 приведены ПЭМ-изображения полуполярных слоев GaN, полученных методом ГФЭМОС на комбинированной NP–Si(001)/SiC (a) и нанопрофилированной NP–Si(001) (б) подложках, для случая сечения $(1\bar {1}0)$ Si-подложки. Аналогичные ПЭМ-изображения для сечения $(\bar {1}\bar {1}0)$ подложек приведены на рис. 4. Видно, что слои являются поликристаллическими, состоящими в основном из кристаллитов, имеющих преимущественную ориентацию. Слои имеют грубую морфологию поверхности и неоднородную толщину, варьирующуюся в диапазоне 0.5–2 мкм. Оба полуполярных слоя характеризуются высокой плотностью дефектов упаковки в базисной плоскости, при этом для комбинированной подложки плотность дефектов на порядок выше, чем для случая нанопрофилированной подложки без применения слоя SiC.

Рис. 3.

ПЭМ-изображение поперечного сечения полуполярного слоя GaN, полученного: a – на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC, на вставке – соответствующая картина микродифракции; б – на нанопрофилированной подложке NP–Si(001) без применения слоя SiC. Изображения выполнены в сечении $(1\bar {1}0)$ Si-подложки.

Рис. 4.

ПЭМ-изображение поперечного сечения полуполярного слоя GaN, полученного: a – на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC; б – на нанопрофилированной подложке NP–Si(001) без применения слоя SiC, на вставке – соответствующая картина микродифракции. Изображения выполнены в сечении $(\bar {1}\bar {1}0)$ Si-подложки.

Анализ картин микродифракции для слоя GaN, полученного на подложке NP–Si(001), выявил наличие наклона ∼4.5° между плоскостью ${{(111)}_{{{\text{Si}}}}}$ фасеток подложки и плоскостью ${{(0001)}_{{{\text{GaN}}}}}$, вызванное, по всей видимости, значительным рассогласованием параметров решетки, при сопряжении плоскостей ${{(111)}_{{{\text{Si}}}}}$ и ${{(0001)}_{{{\text{GaN}}}}}$ оно составляет ∼17%. При этом для кристаллитов выполняется ориентационное соотношение ${{(2\bar {2}0)}_{{Si}}}\,||\,{{(2\bar {2}0)}_{{SiС}}}\,||\,{{(\bar {2}110)}_{{{\text{GaN}}}}}$ (рис. 1в).

Для структуры GaN/SiC/NP–Si(001) аналогичный анализ показал, что для нее выполняются следующие ориентационные соотношения: ${{(1\bar {1}1)}_{{{\text{Si}}}}}\,||\,{{(1\bar {1}1)}_{{{\text{SiС}}}}}\,||\,{{(0001)}_{{{\text{GaN}}}}}$ и ${{(\bar {2}\bar {2}0)}_{{Si}}}\,||\,{{(\bar {2}\bar {2}0)}_{{SiC}}}\,||\,$ $\,||\,{{(\bar {2}110)}_{{{\text{GaN}}}}}$ (рис. 1б). Плоскость ${{(1\bar {1}1)}_{{{\text{Si}}}}}$ не является одной из фасеток нанопрофилированной NP–Si(001)-подложки, следовательно, полуполярная ориентация не задается структурой поверхности подложки, т.е. слой SiC нивелирует ее влияние, а конечная ориентация слоя GaN, по-видимому, определяется изначально небольшой разориентацией Si-подложки.

На изображении в поперечном сечении слоя GaN, приведенном на рис. 4a, наблюдается формирование “пилообразного” рельефа поверхности, сформированного, видимо, путем “наползания” кристаллитов друг на друга. Анализ данного ПЭМ-изображения и картины микродифракции позволил определить грани кристаллитов: $(01\bar {1}1)$ – длинная грань, $(0\bar {1}11)$ – короткая грань. Аналогичная картина наблюдалась для слоя AlN, полученного методом ХГФЭ на комбинированной Si(001)/SiC-подложке с разориентацией 7°. На рис. 5а приведено изображение в режиме Z-контраста “пилообразной” структуры слоя AlN. Анализ высокоразрешающего электронного микроскопического (ВРЭМ) изображения, приведенного на рис. 5б, показал, что эта структура также формируется гранями типа $\{ 01\bar {1}1\} $.

Рис. 5.

Изображение в режиме Z-контраста поперечного сечения слоев AlN и GaN, полученных методом ХГФЭ на комбинированной Si(001)/SiC-подложке c разориентацией 7° в сечении $(1\bar {1}0)$ Si-подложки (а); ВРЭМ-изображения стыка двух кристаллитов AlN из приведенных на рис. 5a (б).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЭМ-исследование поперечных сечений полярного слоя GaN, полученного методом ХГФЭ на комбинированной подложке NP–Si(001)/SiC, показало, что слой является однородным по толщине, величина которой составляет ∼1.5 мкм, и обладает относительно гладкой морфологией поверхности. Для слоя установлены следующие ориентационные соотношения: ${{(\bar {2}\bar {2}0)}_{{Si}}}\,||\,{{(\bar {2}110)}_{{{\text{GaN}}}}}$ и ${{(2\bar {2}0)}_{{{\text{Si}}}}}\,||\,{{(0\bar {1}10)}_{{{\text{GaN}}}}}$. Исследование слоя, приготовленного в планарной геометрии, показало, что он состоит из зерен, развернутых друг относительно друга на угол ∼1°.

Для слоя GaN, полученного методом ГФЭМОС на подложке NP–Si(001), выявлено наличие наклона между плоскостью ${{(111)}_{{{\text{Si}}}}}$ фасеток подложки и плоскостью ${{(0001)}_{{{\text{GaN}}}}}$, вызванное, по всей видимости, значительным рассогласованием параметров решетки.

Для структуры GaN/SiC/NP–Si(001), также полученной методом ГФЭМОС, анализ ПЭМ-изображений поперечных сечений и соответствующих картин микродифракции показал, что выполняются следующие ориентационные соотношения: ${{(0001)}_{{{\text{GaN}}}}}\,||\,{{(1\bar {1}1)}_{{{\text{Si}}}}}$. Плоскость ${{(1\bar {1}1)}_{{{\text{Si}}}}}$ не является одной из фасеток нанопрофилированной подложки NP–Si(001), следовательно, полуполярная ориентация не задается профилем поверхности подложки, т.е. слой SiC нивелирует ее влияние.

Оба полуполярных слоя характеризуются высокой плотностью дефектов упаковки в базисной плоскости, неоднородной толщиной и грубой морфологией поверхности. Преимущественно поверхность имеет пилообразный рельеф, сформированный наклонными фасетками ${{(01\bar {1}1)}_{{{\text{GaN}}}}}$.

Исследования методом ПЭМ выполнены с использованием оборудования федерального ЦКП “Материаловедение и диагностика в передовых технологиях” при поддержке Минобрнауки России (Уникальный идентификатор проекта RFMEFI62117X0018) и Совета по грантам Президента Российской Федерации (А.В. Мясоедов).

Список литературы

  1. Paskova T. // Phys. Status Solidi. B. 2008. V. 245. № 6. P. 1011. https://doi.org/10.1002/pssb.200743274

  2. Ni X., Shimada R., Leach J.H. et al. // Proc. SPIE. 2008. V. 6894. P. 689428. https://doi.org/10.1117/12.763260

  3. Schulze F., Dadgar A., Biasing J., Krost A. // J. Cryst. Growth. 2004. V. 272. № 1–4. P. 496. https://doi.org/10.1016/j.jcrysgro.2004.08.065

  4. Schulze F., Dadgar A., Bläsing J., Krost A. // Appl. Phys. Lett.2004. V. 84. № 23. P. 4747. https://doi.org/10.1063/1.1760214

  5. Izyumskaya N., Zhang F., Okur S. et al. // J. Appl. Phys. 2013. V. 114. № 11. P. 113502. https://doi.org/10.1063/1.4821343

  6. Reuters B., Strate J., Hahn H. et al. // J. Cryst. Growth. 2014. V. 391. P. 33. https://doi.org/10.1016/J.JCRYSGRO.2014.01.002

  7. Smirnov V.K., Kibalov D.S., Orlov O.M., Graboshnikov V.V. // Nanotechnology. 2003. V. 14. № 7. P. 709. https://doi.org/10.1088/0957-4484/14/7/304

  8. Smirnov V.K., Kibalov D.S., Krivelevich S.A. et al. // Nucl. Instrum. Methods Phys. Res. B. 1999. V. 147. № 1–4. P. 310. https://doi.org/10.1016/S0168-583X(98)00610-7

  9. Kukushkin S.A., Osipov A.V. // IOP Conf. Ser. Mater. Sci. Eng. 2018. V. 387. № 012044. P. 012044. https://doi.org/10.1088/1757-899X/387/1/012044

  10. Kukushkin S.A., Osipov A.V. // J. Appl. Phys. 2013. V. 113. № 2. P. 024909. https://doi.org/10.1063/1.4773343

  11. Кукушкин С.А., Осипов А.В., Рожавская М.М. и др. // ФТТ. 2015. Т. 57. № 9. С. 1850.

  12. Bessolov V.N., Konenkova E.V., Kukushkin S.A. et al. // Mater. Phys. Mech. 2014. V. 21. № 1. P. 71.

  13. Бессолов В.Н., Коненкова Е.В., Орлова Т.А. и др. // Физика и техника полупроводников. 2019. Т. 53. № 7. С. 1006. https://doi.org/10.21883/ftp.2019.07.47881.9049

Дополнительные материалы отсутствуют.