Лесоведение, 2020, № 1, стр. 87-89
Лидия Михайловна Носова (1935–2019)
27 июля 2019 г. ушла из жизни Лидия Михайловна Носова, доктор биологических наук, биогеограф, биогеоценолог, организатор и активный участник многих научных программ Академии наук СССР и Российской академии наук.
Лидия Михайловна Носова (урожденная Кузнецова) родилась 8 августа 1935 г. в д. Гузыцино Ярославской обл. Ее родители были выходцами из одной деревни, но вскоре переехали в Москву. Мать, Клавдия Михайловна, рано потеряла мать и росла с двумя сестрами под строгим надзором мачехи. Отец, Михаил Васильевич, выучился на стеклодува и, освоив мастерство профессии, работал в институте с И.В. Курчатовым в лаборатории, на базе которой в Москве в 1943 г. был основан “Курчатовский Институт” как Лаборатория № 2 Академии наук СССР для решения задачи создания атомного оружия. С середины 1950-х гг. Михаил Васильевич стал работать в Лабораторном корпусе физического факультета МГУ, уже в новом здании на Ленинских горах, где создавал фантастические по сложности приборы из стекла.
Начало войны семья встретила в Москве. Лидия Михайловна вспоминала моменты опасности, как они с мамой и недавно родившимся братом бежали в метро “Динамо” и там сидели до окончания тревоги.
В 1943–1953 гг. Лидия Михайловна училась в одной из средних школ г. Москвы, была одной из лучших учениц. Больше всего ей нравились география и французский язык. В 1953 г. она поступила на географический факультет МГУ (кафедра биогеографии). Ей посчастливилось войти в число первых студентов, начавших учебу в новом здании МГУ, и запомнить на всю жизнь праздничную атмосферу, в которой проходило открытие новых корпусов.
Лидия Михайловна с удовольствием вспоминала студенческие годы. Интересные практики проходили на каждом курсе. На первом курсе группа на автобусе была отправлена на юг и запад до Крыма и Львова, затем – на север в Хибины, где нашли редкий тундровый участок и попробовали леммингов. На втором курсе были многочисленные практики – гидрологические, почвенные, геологические, ботанические и т.д. На третьем курсе запомнилась ботаническая практика в Курском заповеднике, где вела практику Генриетта Исааковна Дохман, с которой Лидия Михайловна подружилась на всю жизнь.
В 1958 г. Лидия Михайловна окончила учебу в университете и сначала, в 1958–1959 гг., работала лаборантом на физическом факультете МГУ, потом, в 1960–1962 гг., – учителем биологии в средней школе в Московской области. В 1962 г. после успешного доклада на собрании в Московском обществе испытателей природы (МОИП) по теме своей курсовой работы она получила предложение от заведующего кафедрой биогеографии МГУ А.Г. Воронова поступить в аспирантуру, которую успешно закончила в 1966 г., защитив под руководством Г.И. Дохман кандидатскую диссертацию на тему “Флоро-географический анализ северной (луговой) степи Европейской части СССР”. Собирая материал для диссертации, Лидия Михайловна объехала с сумкой и гербарной сеткой одна, без помощников, своим ходом – то на поезде, то на автобусах, чаще на попутных машинах, все степные и лесостепные области России и Украины. Защита прошла более чем успешно, один из членов диссертационного совета даже предложил присудить сразу степень доктора наук.
После защиты диссертации Л.М. Носова работала в Ботаническом институте АН СССР (1966–1978 гг.) в организованной академиком В.Н. Сукачевым Лаборатории биогеоценологии АН СССР, куда она была им лично приглашена. Л.М. Носова стояла у истоков зарождения и активного развития нового биогеоценотического направления. Спустя всего пять лет в отчетах и программе Научного совета по биогеоценологии фигурировали уже многие десятки академических и вузовских учреждений со всего Советского Союза. В Научном совете было организовано более 10 секций, которые возглавляли известные ученые: В.Н. Тихомиров, Ю.И. Чернов, Н.В. Дылис, Л.П. Рысин, Н.Т. Нечаева и др.
Но до этого новому направлению надо было пережить трудные времена. После кончины В.Н. Сукачева в 1967 г. еще был силен Т.Д. Лысенко. Сразу хотели закрыть как Научный совет, так и Лабораторию биогеоценологии. На защиту встала АН СССР и академик Е.М. Лавренко. Он возглавлял Научный совет и Лабораторию биогеоценологии в течение нескольких лет, а Лидии Михайловне пришлось работать с ним и в Ленинграде, и в Москве. Позднее, когда Научный совет по биогеоценологии возглавил академик М.С. Гиляров, Лаборатория биогеоценологии была переведена из Ленинграда в Москву в Институт эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР имени А.Н. Северцова (ИЭМЭЖ). В 1978–1992 гг. Лидия Михайловна работала в ИЭМЭЖ в Лаборатории биогеоценологии и в Научном совете по биогеоценологии АН СССР. Инициатива М.С. Гилярова организовать Институт биогеоценологии не получила поддержки со стороны академика В.Е. Соколова.
Научную работу в ИЭМЭЖ Лидия Михайловна успешно совмещала с работой в научных советах, накопив огромный опыт организационной работы. Она более 20 лет проработала сначала ученым секретарем Научного совета по биогеоценологии и охраны природы, затем Научного совета по проблемам экологии биологических систем. За эти годы было проведено громадное количество всесоюзных совещаний с участием ведущих институтов по всей стране (в Молдавии, Средней Азии, Белоруссии, Эстонии, Литве, Украине, на Дальнем востоке). Кроме этого, она была также ученым секретарем Научного совета по программе “Оптимизация использования и расширенное воспроизводство биологических ресурсов” (задание Президиума АН СССР), Комплексной межведомственной комиссии “Экологические исследования в Москве и Московской области”, ответственным секретарем Экологического штаба по изучению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Научно-исследовательская работа Лидии Михайловны была сосредоточена на изучении степей, лугов, а в последние годы – лесов Европейской части России на основе биогеоценологического подхода и в основном осуществлялась на биогеоценотической станции ИЭМЭЖ “Малинки” в Московской обл. Работы проходили с мая по сентябрь в содружестве с многими известными учеными: Н.В. Дылисом, А.Н. Золотокрылиным, Ю.Г. Гельцером, Л.И. Фомичевой, В.И. Матвеевой, Ю.Г. Пузаченко, Л.О. Карпачевским, Н.И.Черновой и др. Отличное знание объектов исследования, широкий научный кругозор, большой опыт в постановке задач и проведении стационарных биогеоценотических исследований позволили Лидии Михайловне плодотворно работать по различным направлениям. Среди научных работ Л.М. Носовой с соавторами есть публикации по определению первичной продуктивности сообществ, особенностям накопления и разложения опада, вертикально-фракционном распределении фитомассы, особенностям обмена веществ между растительностью и почвой, взаимодействию растений и насекомых фитофагов, консортивным связям в лесных сообществах, восстановительным сукцессиям и динамике биологического разнообразия в лесах. По этим и другим направлениям Лидией Михайловной опубликовано около 200 научных работ.
В 1992 г. Л.М. Носова успешно защитила докторскую диссертацию по теме “Структура, функционирование и динамика искусственных лесных насаждений центра Русской равнины (на примере сосновых культур)".
В 1992–2011 гг. Лидия Михайловна работала ученым секретарем Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН (ЦЭПЛ). Она организовывала на постоянной основе научные семинары в ЦЭПЛ, касающиеся различных вопросов лесной биогеоценологии, принимала участие в организации совещаний и конференций по лесной тематике. Несмотря на большую организационную деятельность, Лидия Михайловна продолжала вести научную работу на Биогеоценологической станции “Малинки”, а также руководила аспирантами, которые впоследствии успешно защитили кандидатские диссертации.
Жизнь Лидии Михайловны Носовой была всецело посвящена науке, ее биография повторяет трудные послевоенные годы жизни нашей страны, но в еще большей степени – путь становления биогеоценотической науки. За высокую ответственность и умение организовать научные программы самого высокого ранга ее высоко ценили ученые, ставшие классиками отечественной науки: В.Н. Сукачев, Е.М. Лавренко, Н.И. Пьявченко, В.Е. Соколов, М.С. Гиляров, А.С. Исаев и др. Вместе с тем, зная по своему опыту, как трудно определиться молодому специалисту в науке, она неизменно помогала молодым учеными, возглавляя в ЦЭПЛ отдел по аспирантуре.
Лидию Михайловну Носову отличала высокая работоспособность, доброжелательность, добросовестность и тактичное отношение к сотрудникам. В нашей памяти Лидия Михайловна всегда будет человеком, который преданно любил природу и радостно делился своими знаниями и опытом с коллегами и учениками. Благодаря ей многие ученые вошли в новый и интереснейший мир ЦЭПЛ, созданный академиком Александром Сергеевичем Исаевым при активном участии Лидии Михайловны, в котором различные идеи и методы познания законов жизни леса, объединенные усилиями всех исследователей, постоянно расширяли горизонты и ставили новые задачи. Мы всегда будем ее помнить.
Научный совет по лесу РАН
Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН
Редколлегия журнала “Лесоведение”
E-mail: aleksey-gornov@yandex.ru
Список литературы отсутствует.
Дополнительные материалы отсутствуют.