Российские нанотехнологии, 2023, T. 18, № 5, стр. 692-701

Исследование материалов живописи картины Поля Гогена “Сцена из жизни таитян” из собрания государственного Эрмитажа

К. Б. Калинина 1*, В. А. Коробов 1, О. А. Леонтьева 1

1 Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: kkalinina@mail.ru

Поступила в редакцию 07.04.2023
После доработки 10.04.2023
Принята к публикации 10.04.2023

Аннотация

Представлены результаты исследования материалов живописи картины Поля Гогена “Сцена из жизни таитян”, написанной в 1896 г. Выбор полотна обусловлен степенью сохранности, придававшей ему вид сильно пострадавшего экспоната. Исследование позволило выявить причины неудовлетворительного состояния живописи данного полотна и получить информацию о деталях подхода Поля Гогена к созданию полотен второго таитянского периода (1896–1901). Для изучения стратиграфии, пигментного состава красочных слоев и грунта картины использованы метод поляризационной микроскопии и энергодисперсионный рентгеновский микроанализ. Исследование состава помутневшей пленки на поверхности живописи проведено методом ИК-фурье-спектроскопии. Установлено, что картина написана на толстом крупнозернистом льняном холсте полотняного переплетения, в качестве грунта использован силикат алюминия (каолинит) с небольшим содержанием алюмосиликатов калия и железа с добавлением небольшого количества мела. В красочных слоях обнаружены (в чистом виде или в виде смеси) такие пигменты, как искусственный ультрамарин, кобальт синий, киноварь, хром желтый, цинковые белила и барит, литопон (являющийся смесью двух последних пигментов), охра, свинцовый сурик, свинцовые белила, мел. Определено, что связующим для грунта и красочных слоев служило масло, а на поверхности картины присутствовала деструктированная пленка пчелиного воска. На основании полученных результатов разработана методика реставрации полотна “Сцена из жизни таитян”, которая найдет практическое применение в изучении и реставрации других произведений Гогена из собрания Государственного Эрмитажа.

Список литературы

  1. Костеневич А. // Искусство Франции. 1860–1950. Живопись. Рисунок. Скульптура. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. Т. 2. С. 32.

  2. Бретелл Р. // Последние годы жизни: Таити и Хиваоа. Поль Гоген. Взгляд из России. М.; Л.: Советский художник, 1989. С. 229.

  3. Dorival B. // Sources of the art Gauguin from Java, Egypt and Anciens Greece. The Burlington Magazine, 1951, apr., P. 118.

  4. Gauguin P. // L’alchimiste. Exh. Cat. Paris: Flammarion, 2017. P. 35.

  5. Christensen C. // The painting materials and technique of Paul Gauguin, in studies in the history of art, Monograph Series III. Conserv Res. 1993. V. 41. P. 62.

  6. Даниельссон Б. // Гоген в Полинезии. М.: Искусство, 1969. С. 107.

  7. Defeyt C., Van Vyve E., Leen F. et al. // Heritage Sci. 2018. V. 6 № 20. P. 2. https://doi.org/10.1186/s40494-018-0188-z

  8. Калинина К.Б., Коробов В.А. // Российские нанотехнологии. 2022. Т. 17. № 5. С. 653. https://doi.org/10.56304/S1992722322050065

  9. Artists’ Pigments // Ed. Roy A. Nat. Gallery Washington by Oxford University Press, 1993. V. 2. P. 55.

  10. Roy A. // National Gallery Technical Bulletin. 2007. V. 28. P. 58.

  11. Roy A., Billinge R., Riopelle C. // National Gallery Technical Bulletin. 2012. V. 33. P. 73.

  12. Reissner E. // National Gallery Technical Bulletin. 2008. V. 29. P. 4.

  13. Artists’ Pigments. // Ed. Berrie B.H. National Gallery of Art, Washington DC, 2007. V. 4. P. 150.

  14. Roy A. // National Gallery Technical Bulletin. 2007. V. 28. P. 66.

  15. Косолапов А.И. // Естественно-научные методы в экспертизе произведений искусства. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 137.

  16. Artists’ Pigments. // Ed. Feller R.L. Nat. Gallery Washington by Oxford University Press, 1985. V. 1. P. 187.

  17. Гордон А., Форд Р. // Спутник химика. М.: Мир, 1976. 541 с.

  18. Наканиси К. // Инфракрасные спектры и строение органических соединений. М.: Мир, 1965. 216 с.

  19. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи // Под ред. Гренберга Ю.И. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 207.

  20. Яцишина Е.Б., Пожидаев В.М., Сергеева Я.Э. и др. // Журн. аналит. химии. 2020. Т. 75. № 2. С. 171. https://doi.org/10.31857/S0044450219120144

  21. Svečnjak L., Baranović G., Vinceković M. et al. // J. Apicultural Sci. 2015. V. 59 (2). P. 1. https://doi.org/10.1515/JAS-2015-0018

  22. Bocchini P., Traldi J. // Mass Spectrom. 1998. V. 33. № 11. P. 1053. https://doi.org/10.1002/(SICI)1096-9888(1998110)33:11<1053::AID-JMS745>3.0.CO;2-G

  23. Schilling M.R., Heginbotham A., Keulen H., Szelewski M. // Stud. Conserv. 2016. V. 61. P. 3. https://doi.org/10.1080/00393630.2016.1230978

  24. Лентовский А.М. // Технология живописных материалов. Л.: Искусство, 1949. С. 5.

  25. Сланский Б. // Техника живописи. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. С. 293.

  26. Lettres de Paul Gauguin à Georges-Daniel de Monfreid, 25 fevrier 1901, précédées d’un hommage par Victor Segalen / Eds. Cres G. et al. Paris 1918. P. 308.

Дополнительные материалы отсутствуют.