Российские нанотехнологии, 2023, T. 18, № 5, стр. 692-701
Исследование материалов живописи картины Поля Гогена “Сцена из жизни таитян” из собрания государственного Эрмитажа
К. Б. Калинина 1, *, В. А. Коробов 1, О. А. Леонтьева 1
1 Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Россия
* E-mail: kkalinina@mail.ru
Поступила в редакцию 07.04.2023
После доработки 10.04.2023
Принята к публикации 10.04.2023
Полные тексты статей выпуска доступны в ознакомительном режиме только авторизованным пользователям.
Аннотация
Представлены результаты исследования материалов живописи картины Поля Гогена “Сцена из жизни таитян”, написанной в 1896 г. Выбор полотна обусловлен степенью сохранности, придававшей ему вид сильно пострадавшего экспоната. Исследование позволило выявить причины неудовлетворительного состояния живописи данного полотна и получить информацию о деталях подхода Поля Гогена к созданию полотен второго таитянского периода (1896–1901). Для изучения стратиграфии, пигментного состава красочных слоев и грунта картины использованы метод поляризационной микроскопии и энергодисперсионный рентгеновский микроанализ. Исследование состава помутневшей пленки на поверхности живописи проведено методом ИК-фурье-спектроскопии. Установлено, что картина написана на толстом крупнозернистом льняном холсте полотняного переплетения, в качестве грунта использован силикат алюминия (каолинит) с небольшим содержанием алюмосиликатов калия и железа с добавлением небольшого количества мела. В красочных слоях обнаружены (в чистом виде или в виде смеси) такие пигменты, как искусственный ультрамарин, кобальт синий, киноварь, хром желтый, цинковые белила и барит, литопон (являющийся смесью двух последних пигментов), охра, свинцовый сурик, свинцовые белила, мел. Определено, что связующим для грунта и красочных слоев служило масло, а на поверхности картины присутствовала деструктированная пленка пчелиного воска. На основании полученных результатов разработана методика реставрации полотна “Сцена из жизни таитян”, которая найдет практическое применение в изучении и реставрации других произведений Гогена из собрания Государственного Эрмитажа.
Полные тексты статей выпуска доступны в ознакомительном режиме только авторизованным пользователям.
Список литературы
Костеневич А. // Искусство Франции. 1860–1950. Живопись. Рисунок. Скульптура. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. Т. 2. С. 32.
Бретелл Р. // Последние годы жизни: Таити и Хиваоа. Поль Гоген. Взгляд из России. М.; Л.: Советский художник, 1989. С. 229.
Dorival B. // Sources of the art Gauguin from Java, Egypt and Anciens Greece. The Burlington Magazine, 1951, apr., P. 118.
Gauguin P. // L’alchimiste. Exh. Cat. Paris: Flammarion, 2017. P. 35.
Christensen C. // The painting materials and technique of Paul Gauguin, in studies in the history of art, Monograph Series III. Conserv Res. 1993. V. 41. P. 62.
Даниельссон Б. // Гоген в Полинезии. М.: Искусство, 1969. С. 107.
Defeyt C., Van Vyve E., Leen F. et al. // Heritage Sci. 2018. V. 6 № 20. P. 2. https://doi.org/10.1186/s40494-018-0188-z
Калинина К.Б., Коробов В.А. // Российские нанотехнологии. 2022. Т. 17. № 5. С. 653. https://doi.org/10.56304/S1992722322050065
Artists’ Pigments // Ed. Roy A. Nat. Gallery Washington by Oxford University Press, 1993. V. 2. P. 55.
Roy A. // National Gallery Technical Bulletin. 2007. V. 28. P. 58.
Roy A., Billinge R., Riopelle C. // National Gallery Technical Bulletin. 2012. V. 33. P. 73.
Reissner E. // National Gallery Technical Bulletin. 2008. V. 29. P. 4.
Artists’ Pigments. // Ed. Berrie B.H. National Gallery of Art, Washington DC, 2007. V. 4. P. 150.
Roy A. // National Gallery Technical Bulletin. 2007. V. 28. P. 66.
Косолапов А.И. // Естественно-научные методы в экспертизе произведений искусства. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 137.
Artists’ Pigments. // Ed. Feller R.L. Nat. Gallery Washington by Oxford University Press, 1985. V. 1. P. 187.
Гордон А., Форд Р. // Спутник химика. М.: Мир, 1976. 541 с.
Наканиси К. // Инфракрасные спектры и строение органических соединений. М.: Мир, 1965. 216 с.
Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи // Под ред. Гренберга Ю.И. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 207.
Яцишина Е.Б., Пожидаев В.М., Сергеева Я.Э. и др. // Журн. аналит. химии. 2020. Т. 75. № 2. С. 171. https://doi.org/10.31857/S0044450219120144
Svečnjak L., Baranović G., Vinceković M. et al. // J. Apicultural Sci. 2015. V. 59 (2). P. 1. https://doi.org/10.1515/JAS-2015-0018
Bocchini P., Traldi J. // Mass Spectrom. 1998. V. 33. № 11. P. 1053. https://doi.org/10.1002/(SICI)1096-9888(1998110)33:11<1053::AID-JMS745>3.0.CO;2-G
Schilling M.R., Heginbotham A., Keulen H., Szelewski M. // Stud. Conserv. 2016. V. 61. P. 3. https://doi.org/10.1080/00393630.2016.1230978
Лентовский А.М. // Технология живописных материалов. Л.: Искусство, 1949. С. 5.
Сланский Б. // Техника живописи. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. С. 293.
Lettres de Paul Gauguin à Georges-Daniel de Monfreid, 25 fevrier 1901, précédées d’un hommage par Victor Segalen / Eds. Cres G. et al. Paris 1918. P. 308.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Российские нанотехнологии