Проблемы машиностроения и надежности машин, 2021, № 6, стр. 68-72
Перспективы применения клееклепаной технологии при создании и ремонте дорожно-строительных машин в условиях резких термических колебаний и низких температур
А. К. Аноприенко 1, *, А. Ю. Коноплин 2
1 Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Москва, Россия
2 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Москва, Россия
* E-mail: anopralex@yandex.ru
Поступила в редакцию 28.04.2021
После доработки 06.06.2021
Принята к публикации 24.06.2021
Аннотация
В настоящей статье приведен анализ повышения ремонтопригодности, долговечности и эффективности использования дорожно-строительных машин за счет применения новых технологий при создании и ремонтных работах с использованием новых полимерных композиционных материалов, которые могут выдерживать воздействие низких температур.
По мере увеличения срока службы строительных и дорожных машин снижается их производительность и растут эксплуатационные затраты на ремонт, причем этот рост значительно увеличивается при превышении срока службы более 10 лет.
В условиях отсутствия бюджетных средств и резко обострившейся проблемы сбыта новой строительной техники, одним из основных способов активизации инвестиционных процессов в строительной отрасли являются новые направления, помогающие решить проблему по обновлению парков или же его восстановлению [1–3].
На примере зарубежного опыта можно судить о целесообразности восстановления и ремонта дорожных и строительных машин. По данным национальной ассоциации дилеров происходит постоянный рост предприятий и пунктов по восстановлению деталей, узлов и механизмов машин.
Как один из вариантов снижения денежной нагрузки и повышения экономической эффективности при восстановлении строительных и дорожных машин является изменение заводской технологии сборки и ремонта. Применение полимерных материалов позволяет уменьшить стоимость производства, увеличить эффективность проведения ремонтных работ, повысить долговечность восстановленного кузова.
Решить эти проблемы можно с применением технологии клееклепки с термопластичными клеями-расплавами. При этом остро стоит вопрос применения данных клееклепаных соединений в условиях резких температурных колебаний. В российских условиях перепад температур может происходить от +15 днем до 0°С ночью и так же на следующий день до –15°С. Температура зимой в отдельных регионах может достигать –50°C и +40°С летом, поэтому очень важно учесть такие температурные колебания при выборе технологий и материалов для производства и ремонта.
Клееклепка представляет собой объединенные в один общий процесс двух самостоятельных операций склеивания и клепки. Применение операции склеивания позволяет повысить прочность соединения за счет равномерного распределения нагрузки по площади склеивания, а не только в области заклепки, улучшается герметизация склеиваемого шва, исключает появления процесса фреттинга в соединении [4].
Оценка сравнения прочности клееклепаных соединений с различными видами клеев показала, что в условиях комнатной температуры большей прочностью на сдвиг (срез) обладают соединения с применением эпоксидных клеевых материалов. Такие клеевые материалы относятся к термореактивным клеям и, обычно, имеют в своем составе эпоксидную смолу и отвердитель. Свои свойства данные клеевые материалы проявляют под воздействием экзотермической химической реакции вследствие перемешивания компонентов. Однако из-за высокой прочности данных клеев значительно усложняется ремонтопригодность: увеличивается время ремонта, требуются применения дополнительной силовой нагрузки при демонтаже соединения, требуется применение клеевого материала с высокой стоимостью [5, 6].
Постановка задачи. Для оценки устойчивости и определения прочности клееклепаных соединений в условиях низких температур были изготовлены образцы для испытаний, представляющие собой пластины размером 40 × 150 мм, соединенные внахлест с использованием клепки без клея (традиционное соединение) и с использованием различных типов клеевых материалов. Схематично образцы для испытаний представлены на рис. 1. Площадь склеивания составила 1600 мм2. Фото готового образца для испытаний представлено на рис. 2. Отверждение клеевых материалов и клепка осуществлялись при комнатной температуре (примерно 22°С).
Испытания проводились по ГОСТ 6996-66 на следующих режимах: скорость рабочая 2 мм/мин, скорость предварительная 2 мм/мин, скорость рабочая после предела текучести 2 мм/мин, условия останова испытания спад усилия на 40% за 0.1 с. Предварительно образцы были выдержаны при температуре испытаний 30 дней.
В табл. 1 приведены значения максимального разрушающего усилия.
Таблица 1.
Значения максимального разрушающего усилия, Н | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип соединения/клеевой материал | Температура испытаний, °С* | ||||||||
+20 | –30 | –50 | |||||||
max | min | сред | max | min | сред | max | min | сред | |
Клепаное соединение без клея (1 точка) | 3248 | 3180 | 3201 | 3627 | 3345 | 3481 | 3784 | 3272 | 3515 |
Клееклепанное соединение/эпоксидный полимер марки ЭД-20, отверд. ПЭПА | 9732 | 7515 | 8123 | 7305 | 6265 | 6802 | 9504 | 7572 | 8155 |
Анаэробный герметик марки Анакрол 101 | 11 940 | 11 536 | 11 769 | 7115 | 5479 | 6236 | 8431 | 5376 | 6412 |
Термопластичный материал Теплакс-2П | 8350 | 7203 | 7890 | 4093 | 3637 | 3837 | 3853 | 3714 | 3769 |
Обсуждение результатов. По окончании испытаний, разрушенные образцы визуально осматривались, и определялся характер повреждения. Анализ фотографий, приведенных на рис. 3а, б, в рабочих поверхностях разрушенных образцов с отсутствующими ровными и гладкими клеевыми поверхностями, позволяет сделать вывод о пластичном характере разрушения клеевого материала [7].
В результате испытаний установлено, что наибольшая прочность клепаного соединения при комнатной температуре достигается при применении анаэробного клеевого материала. С понижением температуры наблюдается падение прочности практически в 1.8 раза.
Таблица 2.
п/п № | Название материала | Вес, г | Цена, руб |
---|---|---|---|
1 | Анакрол 101 | 5 | 100 |
2 | ЭД-20 | 500 | 700 |
3 | Теплакс-2П | 1000 | 250 |
4 | Очиститель Teroson Reiniger FL | 1000 | 650 |
5 | Глухая заклепка ∅4 мм | – | 26.75 |
6 | Шовный герметик | 300 | 444 |
Соединения с эпоксидным клеевым материалом имеет меньшую, по сравнению с анаэробным клеем, прочность при комнатной температуре [8]. При этом при более низкой температуре выдержки –50°С клей не только не теряет в прочности, но наоборот – прочность соединения на 1% выше, чем при +20°С. Соединения с данным клеевым материалом имеют стабильные показатели прочности при отрицательных температурах.
Соединения с термопластичным клеевым материалом в два раза превышают прочность традиционных клепаных соединений, но по мере уменьшения температуры данные клеевые материалы теряют свои эластичные свойства и служат в основном как герметик.
Для обоснования экономической эффективности применения клееклепаной технологии с различными типами клеевых материалов проведем сравнительный анализ стоимости применения технологий на примере установки панели крыши размером 120 × 75 см, для чего требуется примерно 300 г клеевого материала, 20 мл очистителя, 98 заклепок (табл. 2).
Для сравнения рассмотрим также использование традиционной клепаной технологии. Без применения клея шаг между заклепками уменьшается в два раза, что приводит к увеличению количества заклепок, а так же требуется применение шовного герметика в количестве, равном количеству клеевого материала. Результаты расчета представлены гистограммой на рис. 4 и показывают, что разница в себестоимости применения технологий различается в разы.
Как можно заметить из гистограммы, наименьшую себестоимость изготовления имеет технология с применением клееклепаной технологии с клеем-расплавом.
Выводы. В результате экспериментальных исследований установлено, что применение клееклепаных соединений с клеем-расплавом позволяет добиться значительного повышения прочности при положительных температурах. При воздействии отрицательных температур стойкость клеевого материала падает, в результате чего прочность клееклепаного соединения с клеем-расплавом составляет не более 110% от традиционного клепаного и служит для герметизации соединения.
При сравнительном технико-экономическом анализе установлено, что стоимость изготовления клееклепаного соединения с использованием клеев-расплавов на 73% ниже, чем при использовании традиционных эпоксидных материалов и на 76% ниже, чем при традиционной клепке.
Список литературы
Li D., Sloss C., Foundry S.A. Cast ferritic stainless steels for automotive exhaust components // Transactions of the American Foundry Society. 2013. № 121. P. 487.
Brady M.P., Muralidharan G., Leonard D.N., Haynes J.A., Weldon R.G., England R.D. Long-term oxidation of candidate cast iron and stainless steel exhaust system alloys from 650 to 800°C in air with water vapor // Oxydation of metals. 2014. V. 82. P. 359.
Rudskoy A.I., Kodzhaspirov G.E., Kliber J., Apostolopoulos Ch. Advanced metallic materials and processes // Materials Physics and Mechanics. 2016. V. 25 (1). P. 1.
Коноплин А.Ю., Баурова Н.И., Аноприенко А.К. Клеемеханические соединения при производстве и ремонте машин: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 2020. 200 с.
Баурова Н.И., Зорин В.А. Применение полимерных композиционных материалов при производстве и ремонте машин: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 2016. 264 с.
Лапина Н.В., Баурова Н.И. Оценка технологичности изделий машиностроения при замене традиционных материалов на композиты // Новые материалы и технологии в машиностроении. 2017. № 26. С. 37.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Проблемы машиностроения и надежности машин