Проблемы машиностроения и надежности машин, 2022, № 1, стр. 13-25

К вопросу о вычислении кинетической энергии твердого тела в общем случае пространственного движения с произвольным вращением

Ю. А. Алюшин *

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
Москва, Россия

* E-mail: alyushin7@gmail.com

Поступила в редакцию 30.06.2021
После доработки 06.10.2021
Принята к публикации 20.10.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Получено точное решение для кинетической энергии в общем случае пространственного движения твердых тел с произвольным вращением с учетом изменения центробежных моментов инерции. Использовано описание движения в форме Лагранжа и принцип суперпозиции, который обеспечивает геометрическое суммирование скоростей и ускорений совмещаемых движений в форме Лагранжа для любой частицы в любой момент времени. Подынтегральная функция в уравнении для кинетической энергии представлена через сумму одинаковых компонент скорости совмещаемых плоскопараллельных движений. Полярные моменты инерции не изменяются в процессе движения и их можно вычислить по текущему или исходному состоянию тела. Центробежные моменты изменяются и обращаются в ноль при вращении относительно главных центральных осей только для тел с равными главными моментами инерции, например для шара. В других случаях разность главных моментов инерции приводит к циклическим изменениям кинетической энергии с возможным проявлением прецессии и нутации, амплитуда которых зависит от угловых скоростей вращения тела. Приведен пример использования уравнений для робота с одной винтовой и двумя вращательными кинематическими парами.

Ключевые слова: кинетическая энергия, переменные Лагранжа, принцип суперпозиции движений, полярные, осевые и центробежные моменты инерции

Роботы различного назначения получили широкое распространение при выполнении основных и вспомогательных операций, перемещении заготовок и инструмента по заданной траектории с требуемой скоростью и точностью позиционирования. Роботизация является одним из основных факторов развития промышленности [1, 2].

Наиболее распространенные в настоящее время методики проектирования и исследования робототехнических комплексов ориентированы на использование матричных уравнений и отличаются выбором локальных систем координат [3, 4]. Силовой расчет обычно выполняют с использованием метода кинетостатики [5, 6], который позволяет рассматривать подвижную систему как условно неподвижную, находящуюся в квазистатическом равновесии.

Такие методы приводят к большим объемам вычислений с частым повторением однотипных процедур, применению высокопроизводительных вычислительных устройств, использующих алгоритмы параллельной обработки данных в многопроцессорных системах. Широкое распространение получили пакеты прикладных программ для моделирования работы роботов [7, 8]. Из-за сложности математического аппарата и численных методов расчета трудно оценить влияние вспомогательных факторов на результаты динамического анализа механизмов.

Проблема обеспечения необходимой точности позиционирования, расчета силовых факторов в кинематических парах и опасных сечениях звеньев остается актуальной. Продолжается поиск методов, ориентированных на совершенствование применяемого математического аппарата, методики расчета кинетической энергии звеньев механизмов с переходом от численных методов анализа к аналитическим [9, 10].

Кинетическая энергия является обязательным и обычно основным компонентом движения абсолютно твердых тел. Это требует особой ответственности при выборе методов ее определения, например при динамическом анализе мобильных роботов и иных механизмов, сложность которых с развитием технического прогресса возрастает. Основанием для расчета является теорема Кенига [11, 12] о равенстве кинетической энергии материальной системы сумме энергии переносного поступательного движения вместе с центром масс С и энергии вращательного движения относительно координатных осей, движущихся вместе с центром масс

(1)
${{E}_{k}} = \frac{1}{2}mv_{C}^{2} + \frac{1}{2}{{I}_{C}}{{\omega }^{2}},$
где m – масса твердого тела; ${{{v}}_{C}}$ – скорость центра масс; IC – момент инерции тела относительно мгновенной оси вращения, проходящей через центр масс; ω – мгновенная угловая скорость вращения твердого тела. Вычисление момента инерции относительно мгновенной оси вращения, которая в общем случае подвижна и зависит от движения тела, представляет определенные сложности.

Целью работы является: получение точного уравнения для расчета кинетической энергии вращающихся твердых тел без определения положения мгновенной оси вращения для динамического анализа механизмов с развитой структурой, таких как роботы-манипуляторы.

Рассмотрим вращение тела в плоскости х–у относительно неподвижного полюса Р$\left( {{{\alpha }_{P}},{{\beta }_{P}}} \right)$ в пространстве переменных Лагранжа [13]. При обозначениях текущих координат ${{x}_{i}} \in (x,y,z)$ будем использовать для переменных Лагранжа ${{\alpha }_{p}} \in (\alpha ,\beta ,\gamma )$ начальные координаты частиц ${{\left. {{{\alpha }_{р}} = {{x}_{p}}} \right|}_{{t = 0}}}$. Исходное положение произвольной точки М$\left( {\alpha ,\beta } \right)$ определим углом наклона ${{({{\theta }_{z}})}_{0}}$ прямой РМ по отношению к оси х и расстоянием между точками |PM| = L = const

(2)
$\alpha = {{\alpha }_{P}} + Lcos{{({{\theta }_{z}})}_{0}},\quad \beta = {{\beta }_{P}} + Lsin{{({{\theta }_{z}})}_{0}}.$

После поворота прямой РМ на угол $\Delta {{\theta }_{z}} = {{\theta }_{z}} - {{({{\theta }_{z}})}_{0}}$ координаты точки $M(x,y)$ можно определить по аналогичным соотношениям

$x = {{\alpha }_{P}} + L\cos {{\theta }_{z}} = {{\alpha }_{P}} + L\cos \left[ {{{{\left( {{{\theta }_{z}}} \right)}}_{0}} + \Delta {{\theta }_{z}}} \right],\quad y = {{\beta }_{P}} + L\sin [{{({{\theta }_{z}})}_{0}} + \Delta {{\theta }_{z}}].$

Исключая из этих уравнений длину L и начальное значение угла ${{({{\theta }_{z}})}_{0}}$ с помощью уравнений (2), получаем систему уравнений движения

$x = {{\alpha }_{P}} + \left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{z}} - \left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{z}},$
(3)
$y = {{\beta }_{P}} + \left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{z}} + \left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{z}},$
$z = \gamma ,$
и соответствующие им скорости

(4)
${{x}_{t}} = - {{\theta }_{{z,t}}}\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right),\quad {{y}_{t}} = {{\theta }_{{z,t}}}\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right),\quad {{z}_{t}} = 0.$

Нижний индекс t при обозначении координат ${{x}_{{i,t}}}$ и углов поворота ${{\theta }_{{i,t}}}$ соответствует дифференцированию соответствующих функций по времени $d{{x}_{i}}{\text{/}}dt \equiv {{x}_{{i,t}}}$, $d{{\theta }_{i}}{\text{/}}dt \equiv {{\theta }_{{i,t}}}$.

Для плоскопараллельных движений в других плоскостях уравнения могут быть получены с помощью круговой подстановки:

при вращении относительно оси х

$x = \alpha ,\quad {{x}_{t}} = 0,$
(5)
$y = {{\beta }_{P}} + (\beta - {{\beta }_{P}})\cos \Delta {{\theta }_{x}} - (\gamma - {{\gamma }_{P}})\sin \Delta {{\theta }_{x}},\quad {{y}_{t}} = - {{\theta }_{{x,t}}}(z - {{\gamma }_{P}}),$
$z = {{\gamma }_{P}} + (\beta - {{\beta }_{P}})\sin \Delta {{\theta }_{x}} + (\gamma - {{\gamma }_{P}})\cos \Delta {{\theta }_{x}},\quad {{z}_{t}} = {{\theta }_{{x,t}}}(y - {{\beta }_{P}});$

при вращении относительно оси у

$x = {{\alpha }_{P}} + (\alpha - {{\alpha }_{P}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} + (\gamma - {{\gamma }_{P}})\sin \Delta {{\theta }_{y}},\quad {{x}_{t}} = {{\theta }_{{y,t}}}(z - {{\gamma }_{P}}),$
(6)
$y = \beta ,\quad {{y}_{t}} = 0,$
$z = {{\gamma }_{P}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} - \left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{y}},\quad {{z}_{t}} = - {{\theta }_{{y,t}}}(x - {{\alpha }_{P}}).$

Нижний индекс при обозначении угла поворота тела ${{\theta }_{i}}$ указывает направление оси вращения, проходящей через полюс Р параллельно осям системы координат наблюдателя, относительно которой происходит вращение тела. Уравнения (3)(6) будут использованы как исходные для всех дальнейших преобразований.

Для пространственных движений системы типа (6) можно получить с помощью принципа суперпозиции [14], который позволяет рассматривать их как одновременную реализацию нескольких плоскопараллельных движений. Если переменные Эйлера и Лагранжа совпадают в исходном состоянии ${{x}_{i}}({{\alpha }_{p}},t = 0)$ = ${{\alpha }_{i}}$, совмещение движений сводится к замене переменных Лагранжа внешнего движения $x_{i}^{{ex}}$ = $x_{i}^{{ex}}({{\alpha }_{p}},t)$ на выражения для соответствующих переменных Эйлера внутреннего движения $x_{i}^{{in}}$ = = $x_{i}^{{in}}({{\alpha }_{p}},t)$. Уравнения совмещенного движения ${{x}_{i}} = {{x}_{i}}({{\alpha }_{p}},t)$ при последовательном или одновременном их протекании совпадают с уравнениями внешнего движения после замены переменных Лагранжа соответствующими уравнениями для переменных Эйлера внутреннего движения

(7)
${{x}_{i}}({{\alpha }_{p}},t) = x_{i}^{{ex}}(x_{i}^{{in}}({{\alpha }_{p}},t),t).$

Внешние и внутренние движения аналогичны переносным и относительным в классической механике, но отличаются обязательным использованием единой системы координат. Принцип допускает многократное его применение без нарушения правила геометрического сложения скоростей и ускорений совмещаемых движений в каждой точке и в каждый момент времени [1416].

Например, чтобы получить уравнения движения с вращением относительно подвижного полюса, следует наложить на вращения (3)–(6) поступательное перемещение полюса Р

(8)
$x = \alpha + {{x}_{P}}(t) - {{\alpha }_{P}},\quad y = \beta + {{y}_{P}}(t) - {{\beta }_{P}},\quad z = \gamma + {{z}_{P}}(t) - {{\gamma }_{P}}.$

В результате первое слагаемое (лагранжева координата) в каждом из уравнений (3)–(6) заменяется на текущую (эйлерову) координату

$x = {{x}_{P}} + (\alpha - {{\alpha }_{P}})\cos \Delta {{\theta }_{z}} - \left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{z}},$
$y = {{y}_{P}} + \left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{z}} + \left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{z}},\quad z = \gamma + {{z}_{P}} - {{\gamma }_{P}},$
(9)
$\begin{gathered} x = \alpha + {{x}_{P}} - {{\alpha }_{P}},\quad y = {{y}_{P}} + \left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}} - (\gamma - {{\gamma }_{P}})\sin \Delta {{\theta }_{x}}, \\ z = {{z}_{P}} + \left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}}, \\ \end{gathered} $
$x = {{x}_{P}} + (\alpha - {{\alpha }_{P}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} + (\gamma - {{\gamma }_{P}})\sin \Delta {{\theta }_{y}},\quad y = \beta + {{y}_{P}} - {{\beta }_{P}},$
$z = {{z}_{P}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} - (\alpha - {{\alpha }_{P}})\sin \Delta {{\theta }_{y}}.$

Каждая система из трех уравнений соответствует движению с четырьмя степенями свободы: три поступательных перемещения (8) вдоль координатных осей полюса Р и поворот тела $\Delta {{\theta }_{i}}$ относительно соответствующей оси.

Кинетическая энергия при произвольном вращении твердого тела. Уравнений (3)–(9) достаточно для определения любых кинематических характеристик движения абсолютно твердых тел, в том числе кинетической энергии, которую по определению для тела с объемом V, плотностью ρ и массой m определяет интеграл [11, 12]

(10)
${{E}_{k}} = 0.5\rho \int\limits_V {{{v}^{2}}} \delta V = 0.5\int\limits_m {{{v}^{2}}} \delta m = 0.5\int\limits_m {\left( {x_{t}^{2} + y_{t}^{2} + z_{t}^{2}} \right)} \delta m.$

С учетом разной природы аргументов при описании движения в форме Лагранжа, в уравнении (10) и ниже для обозначения бесконечно малых приращений аргументов и функций в пространстве переменных Лагранжа использован оператор δ, в том числе при интегрировании по массе δm. Оператор d характеризует бесконечно малые изменения функций во времени, как использовано выше для компонент скорости $d{{x}_{i}}{\text{/}}dt \equiv {{x}_{{i,t}}}$.

Точное интегрирование уравнения (10) можно выполнить при плоскопараллельном движении с вращением относительно одной оси, например z, когда по всему объему тела ${{z}_{t}} = 0$. С учетом уравнений движения (9) преобразуем правую часть к виду

(11)
$\begin{gathered} {{E}_{k}} = 0.5m\left[ {\left( {{{x}_{t}}} \right)_{P}^{2} + \left( {{{y}_{t}}} \right)_{P}^{2}} \right] - {{\theta }_{{z,t}}}\int\limits_m {\left[ {{{{\left( {{{x}_{t}}} \right)}}_{P}}\left( {y - {{y}_{P}}} \right) - {{{\left( {{{y}_{t}}} \right)}}_{P}}\left( {x - {{x}_{P}}} \right)} \right]\delta m} + \\ + \;0.5\theta _{{z,t}}^{2}\int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{x}_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{y}_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} . \\ \end{gathered} $

Для интегрирования во втором слагаемом воспользуемся понятием центра масс С(xC, yC) [11, 12]

(12)
${{x}_{C}}m = \int\limits_m {x\delta m} ,\quad {{y}_{C}}m = \int\limits_m {y\delta m} ,$
координаты которого можно вынести за знак интеграла и вместо (11) записать

(13)
$\begin{gathered} {{E}_{k}} = 0.5m\left[ {\left( {{{x}_{t}}} \right)_{P}^{2} + \left( {{{y}_{t}}} \right)_{P}^{2}} \right] - {{\theta }_{{z,t}}}m\left[ {{{{\left( {{{x}_{t}}} \right)}}_{P}}\left( {{{y}_{C}} - {{y}_{P}}} \right) - {{{\left( {{{y}_{t}}} \right)}}_{P}}\left( {{{x}_{C}} - {{x}_{P}}} \right)} \right] + \\ + \;0.5\theta _{{z,t}}^{2}\int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{x}_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{y}_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} . \\ \end{gathered} $

Оставшийся в правой части интеграл в механике твердого тела называют моментом инерции при вращательном движении тела, по аналогии с массой m при поступательном движении [11, 12]. Принимая во внимание особенности более общего случая движения, в настоящей статье будем его называть, по аналогии с терминологией теории упругости [15, 16], полярным моментом инерции, как более полно отражающим его геометрический смысл, при сохранении принятого в механике твердого тела обозначения JP

(14)
$J_{P}^{z} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{x}_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{y}_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} .$

В результате вместо (13) получаем

(15)
${{E}_{k}} = 0.5m{{\left( {x_{t}^{2} + y_{t}^{2}} \right)}_{P}} + 0.5\theta _{{z,t}}^{2}J_{P}^{z} - {{\theta }_{{z,t}}}m\left[ {{{{\left( {{{x}_{t}}} \right)}}_{P}}\left( {{{y}_{C}} - {{y}_{P}}} \right) - {{{\left( {{{y}_{t}}} \right)}}_{P}}\left( {{{x}_{C}} - {{x}_{P}}} \right)} \right].$

Положение центра масс зависит от конфигурации тела и определяется по уравнениям (12). Положение полюса можно выбрать произвольно. Если в качестве полюса выбрать центр масс, последнее слагаемое обращается в ноль и формула (15) принимает простейший вид

(16)
${{E}_{k}} = 0.5m{{\left( {x_{t}^{2} + y_{t}^{2}} \right)}_{C}} + 0.5\theta _{{z,t}}^{2}J_{C}^{z}.$

Уравнение (16) можно распространить на любое пространственное поступательное движение с вращением относительно одной оси, т.к. компонента zt   для всех частиц тела одинакова

$\begin{gathered} {{E}_{k}} = 0.5\int\limits_m {\left( {x_{t}^{2} + y_{t}^{2} + z_{t}^{2}} \right)\delta m} = 0.5\left[ {\int\limits_m {\left( {x_{t}^{2} + y_{t}^{2}} \right)\delta m} + \int\limits_m {{{{\left( {z_{t}^{2}} \right)}}_{С}}\delta m} } \right] = \\ = 0.5m{v}_{C}^{2} + 0.5\theta _{{z,t}}^{2}J_{C}^{z}. \\ \end{gathered} $

Результат можно записать в инвариантной форме для любой оси

(17)
${{E}_{k}} = 0.5m{v}_{C}^{2} + 0.5\theta _{{i,t}}^{2}J_{C}^{i},$
что совпадает с уравнением (1), т.к. ось вращения совпадает с мгновенной.

Получить точную аналитическую зависимость кинетической энергии при пространственном движении твердого тела без определения положения мгновенной оси вращения позволяет представление интеграла (10) в виде суммы трех интегралов, в каждом из которых подынтегральные функции представляют сумму одноименных компонент скорости совмещаемых плоскопараллельных движений

(18)
$\begin{gathered} {{E}_{k}} = 0.5\int\limits_m {{{v}^{2}}} \delta m = 0.5\int\limits_m {(x_{t}^{2} + y_{t}^{2} + z_{t}^{2})} \delta m = \\ = 0.5\int\limits_m {{{{(x_{t}^{'} + x_{t}^{{''}} + x_{t}^{{'''}})}}^{2}}} \delta m + 0.5\int\limits_m {{{{(y_{t}^{'} + y_{t}^{{''}} + y_{{tt}}^{{'''}})}}^{2}}} \delta m + 0.5\int\limits_m {{{{(z_{t}^{'} + z_{t}^{{''}} + z_{{tt}}^{{'''}})}}^{2}}} \delta m, \\ \end{gathered} $
где штрихами обозначены компоненты скорости от трех вращений: один штрих – относительно оси х, два штриха – относительно оси у, три штриха – относительно оси z. Это соответствует правилу геометрического сложения скоростей при совмещении движений, оно выполняется при используемом принципе суперпозиции (7) [14].

Для сокращения математических записей рассмотрим сначала вращение тела относительно трех координатных осей, проходящих через неподвижный полюс Р$\left( {{{\alpha }_{P}},{{\beta }_{P}},{{\gamma }_{P}}} \right)$ и к полученному результату добавим энергию поступательного движения тела вместе с полюсом (8), как это предусмотрено в теореме Кенига [11, 12].

Из уравнений (3)–(6) следует, что в каждом интеграле из уравнения (18) одно из слагаемых обращается в ноль

(19)
${{E}_{k}} = 0.5\int\limits_m {{{{(x_{t}^{{''}} + x_{t}^{{'''}})}}^{2}}} \delta m + 0.5\int\limits_m {{{{(y_{t}^{'} + y_{t}^{{'''}})}}^{2}}} \delta m + 0.5\int\limits_m {{{{(z_{t}^{'} + z_{t}^{{''}})}}^{2}}} \delta m.$

Для первого интеграла с компонентами скорости вдоль оси х с учетом уравнений (3)–(6) получаем (верхний индекс при обозначении $E_{k}^{i}$ показывает направление компоненты скорости в данном интеграле)

(20)
$E_{k}^{x} = 0.5\int\limits_m {\left\{ {\theta _{{z,t}}^{2}{{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}} + \theta _{{y,t}}^{2}{{{\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}} - 2{{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)} \right\}\delta m} .$

Так как угловые скорости ${{\theta }_{{i,t}}}$ одинаковы для всех частиц тела, их можно вынести за знак интеграла

(21)
$E_{k}^{x} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}\int\limits_m {{{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m + } 0.5\theta _{{y,t}}^{2}\int\limits_m {{{{\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}\int\limits_m {\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)\delta m} .$

Оставшиеся в правой части интегралы относятся к осевым ${{(I_{i}^{j})}_{P}}$ и центробежным ${{(I_{{ij}}^{{}})}_{P}}$ моментам инерции [15, 16]

(22)
${{\left( {I_{y}^{z}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,\quad {{\left( {I_{z}^{y}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,\quad {{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)\delta m} .$

Для большей определенности верхний индекс у осевых моментов инерции ${{\left( {I_{i}^{j}} \right)}_{P}}$ указывает направление нормали к соответствующей плоскости, которая совпадает с осью вращения, указанной индексом угловой скорости ${{\theta }_{{i,t}}}$ в рассматриваемом слагаемом. Для центробежных моментов инерции, у которых множителями являются две угловые скорости, верхний индекс отсутствует. Строчные нижние индексы при моментах инерции ${{\left( {{{I}_{{ij}}}} \right)}_{P}}$ в уравнениях (22) и далее указывают переменные в соответствующих подынтегральных функциях. Уравнение (21) принимает вид

(23)
$E_{k}^{x} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}{{\left( {I_{y}^{z}} \right)}_{P}} + 0.5\theta _{{y,t}}^{2}{{\left( {I_{z}^{y}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}}.$

Для двух других интегралов уравнения (19), преобразуя их с помощью уравнений (5) и (6) к виду (20), находим

(24)
$E_{k}^{y} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}{{\left( {I_{x}^{z}} \right)}_{P}} + 0.5\theta _{{x,t}}^{2}{{\left( {I_{z}^{x}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{xz}}}} \right)}_{P}},$
(25)
$E_{k}^{z} = 0.5\theta _{{x,t}}^{2}{{\left( {I_{y}^{x}} \right)}_{P}} + 0.5\theta _{{y,t}}^{2}\left( {I_{x}^{y}} \right) - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{P}}.$

Суммируя правые части уравнений (23)–(25), получаем

(26)
$\begin{gathered} E_{k}^{{}} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}{{\left( {I_{x}^{z} + I_{y}^{z}} \right)}_{P}} + 0.5\theta _{{y,t}}^{2}{{\left( {I_{x}^{y} + I_{z}^{y}} \right)}_{P}} + 0.5\theta _{{x,t}}^{2}{{\left( {I_{y}^{x} + I_{z}^{x}} \right)}_{P}} - \\ - \;{{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{xz}}}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{P}}, \\ \end{gathered} $
где

${{(I_{x}^{y})}_{P}} = {{(I_{x}^{z})}_{P}} = \int\limits_m {{{{(x - {{\alpha }_{P}})}}^{2}}\delta m} ,\quad {{\left( {I_{y}^{x}} \right)}_{P}} = {{\left( {I_{y}^{z}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,$
(27)
$\begin{gathered} {{\left( {I_{z}^{x}} \right)}_{P}} = {{\left( {I_{z}^{y}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} , \\ {{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\delta m} ,\quad {{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {(y - {{\beta }_{P}})(z - {{\gamma }_{P}})\delta m} , \\ \end{gathered} $
${{\left( {{{I}_{{zx}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {(x - {{\alpha }_{P}})(z - {{\gamma }_{P}})\delta m} .$

Сумма осевых моментов инерции (27) в первых трех слагаемых уравнения (26) определяет квадраты расстояний между проекциями точки и полюса в разных плоскостях. При вращении твердого тела они остаются, как это следует из уравнений движения (3)–(6), постоянными и получаемые в результате полярные моменты инерции не изменяются, например

(28)
$J_{P}^{z} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} = {\text{const}}{\text{.}}$

При использовании общепринятых в механике твердого тела обозначений (14)

${{\left( {I_{y}^{z}} \right)}_{P}} + {{\left( {I_{x}^{z}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} = J_{P}^{z},$
(29)
${{\left( {I_{z}^{y}} \right)}_{P}} + {{\left( {I_{x}^{y}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} = J_{P}^{y},$
${{\left( {I_{y}^{x}} \right)}_{P}} + {{\left( {I_{z}^{x}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} = J_{P}^{x},$
вместо (26) получаем

(30)
$E_{k}^{{}} = 0.5\left( {\theta _{{z,t}}^{2}J_{P}^{z} + \theta _{{y,t}}^{2}J_{P}^{y} + \theta _{{x,t}}^{2}J_{P}^{x}} \right) - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {I_{{yz}}^{{}}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {I_{{xz}}^{{}}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{\left( {I_{{xy}}^{{}}} \right)}_{P}}.$

Верхний индекс у моментов инерции $J_{P}^{i}$ соответствует оси, относительно которой он должен быть определен. Нижний индекс указывает точку, через которую должна проходить ось вращения $i \in (x,y,z)$.

Уравнение (30) не содержит никаких ограничений и применимо для любых вариантов пространственного движения тел с произвольным вращением. Последние слагаемые с центробежными моментами инерции ${{\left( {{{I}_{{ij}}}} \right)}_{P}}$, в отличие от полярных моментов инерции $J_{P}^{i}$ в первых трех слагаемых, изменяются при вращении тела и влияют на значения кинетической энергии.

Чтобы оценить возможный диапазон изменения центробежных моментов инерции в уравнении (30), воспользуемся начальными значениями осевых и центробежных моментов инерции, которые остаются неизменными в процессе движения тела. Их значения следуют из уравнений (27), если текущие координаты ${{x}_{i}} \in (x,y,z)$ приравнять начальным ${{\alpha }_{p}} \in (\alpha ,\beta ,\gamma )$

(31)
$\begin{gathered} {{\left( {I_{\alpha }^{z}} \right)}_{P}} = {{\left( {I_{\alpha }^{y}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,\quad {{\left( {I_{\beta }^{x}} \right)}_{P}} = {{\left( {I_{\beta }^{z}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} , \\ {{\left( {I_{\gamma }^{x}} \right)}_{P}} = {{\left( {I_{\gamma }^{y}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {{{{\left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}}\delta m} ; \\ \end{gathered} $
(32)
$\begin{gathered} {{\left( {{{I}_{{\alpha \beta }}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\delta m} ,\quad {{\left( {{{I}_{{\beta \gamma }}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)(\gamma - {{\gamma }_{P}})\delta m} , \\ {{\left( {{{I}_{{\gamma \alpha }}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {(\alpha - {{\alpha }_{P}})(\gamma - {{\gamma }_{P}})\delta m} . \\ \end{gathered} $

Для нижних индексов в левой части уравнений (31)–(32) использованы переменные Лагранжа ${{\alpha }_{P}} \in \left( {\alpha ,\beta ,\gamma } \right)$, чтобы отличить моменты инерции в исходном состоянии от текущих (27).

Полярные моменты инерции (29) остаются неизменными при повороте тела. Используя уравнения движения (3)–(6), систему (27) для центробежных моментов инерции (Iij)Р преобразуем к виду

$\begin{gathered} {{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\delta m} = \\ = 0.5\sin \left( {2\Delta {{\theta }_{z}}} \right)\int\limits_m {\left[ {{{{\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}} - {{{\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{z}}} \right)\int\limits_m {\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)\delta m} , \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} {{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)\delta m} = \\ = 0.5\sin \left( {2\Delta {{\theta }_{x}}} \right)\int\limits_m {\left[ {{{{\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)}}^{2}} - {{{\left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{x}}} \right)\int\limits_m {\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)(\gamma - {{\gamma }_{P}})\delta m} , \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} {{\left( {{{I}_{{zx}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)(z - {{\gamma }_{P}})\delta m} = \\ = 0.5\sin \left( {2\Delta {{\theta }_{y}}} \right)\int\limits_m {\left[ {{{{\left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)}}^{2}} - {{{\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{y}}} \right)\int\limits_m {\left( {\alpha - {{\alpha }_{P}}} \right)\left( {\gamma - {{\gamma }_{P}}} \right)\delta m} , \\ \end{gathered} $
или, с учетом обозначений для начальных значений (31)–(32),

${{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {x - {{\alpha }_{P}}} \right)\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\delta m} = 0.5\sin (2\Delta {{\theta }_{z}})\left[ {{{{\left( {I_{\alpha }^{z}} \right)}}_{P}} - {{{\left( {I_{\beta }^{z}} \right)}}_{P}}} \right] + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{z}}} \right){{\left( {{{I}_{{\alpha \beta }}}} \right)}_{P}},$
(33)
${{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} = 0.5\sin \left( {2\Delta {{\theta }_{x}}} \right)\left[ {{{{\left( {I_{\beta }^{x}} \right)}}_{P}} - {{{\left( {I_{\gamma }^{x}} \right)}}_{P}}} \right] + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{x}}} \right){{\left( {{{I}_{{\beta \gamma }}}} \right)}_{P}},$
${{\left( {{{I}_{{zx}}}} \right)}_{P}} = 0.5\sin \left( {2\Delta {{\theta }_{y}}} \right)\left[ {{{{\left( {I_{\gamma }^{y}} \right)}}_{P}} - {{{\left( {I_{\alpha }^{y}} \right)}}_{P}}} \right] + \cos (2\Delta {{\theta }_{y}}){{\left( {{{I}_{{\gamma \alpha }}}} \right)}_{P}}.$

Полученные уравнения совпадают с известными соотношениям для изменения центробежных моментов инерции твердых тел при повороте осей координат [15, 16]. Следовательно, три последних слагаемых в уравнении (30) учитывают изменение центробежных моментов инерции относительно осей системы координат наблюдателя за счет поворота тела. На долю кинетической энергии, определяемую слагаемыми с центробежными моментами инерции (33), влияют особенности вращения относительно всех осей. Если вращение происходит относительно только двух осей, например у и z, уравнение (30) принимает вид

(34)
${{E}_{k}} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}J_{P}^{z} + 0.5\theta _{{y,t}}^{2}J_{P}^{y} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}},$
где за счет $\Delta {{\theta }_{x}}$ = 0 оставшийся центробежный момент ${{({{I}_{{yz}}})}_{P}}$ не изменяется при повороте тела, как и полярные моменты инерции (29),

${{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} = \int\limits_m {\left( {y - {{\beta }_{P}}} \right)\left( {z - {{\gamma }_{P}}} \right)\delta m} = \int\limits_m {\left( {\beta - {{\beta }_{P}}} \right)(\gamma - {{\gamma }_{P}})\delta m} .$

Если вращение происходит относительно только одной оси, уравнение (30) преобразуется к виду (15) для неподвижного полюса (первое и третье слагаемые обращаются в ноль)

(35)
${{E}_{k}} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}{{\left( {I_{x}^{z} + I_{y}^{z}} \right)}_{P}} = 0.5\theta _{{z,t}}^{2}J_{P}^{z}.$

При вращении относительно трех осей следует использовать уравнение (30) с центробежными моментами (33).

Если совместить полюс Р с центром масс С, уравнение (30) принимает вид

(36)
$E_{k}^{{}} = 0.5\left( {\theta _{{z,t}}^{2}J_{С}^{z} + \theta _{{y,t}}^{2}J_{С}^{y} + \theta _{{x,t}}^{2}J_{С}^{x}} \right) - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {I_{{yz}}^{{}}} \right)}_{С}} - {{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {I_{{xz}}^{{}}} \right)}_{С}} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{\left( {I_{{xy}}^{{}}} \right)}_{С}},$
где для полярных моментов инерции вместо (29) получаем

(37)
$\begin{gathered} J_{C}^{z} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{\alpha }_{C}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {y - {{\beta }_{C}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} ,\quad J_{C}^{y} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {x - {{\alpha }_{C}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {z - {{\gamma }_{C}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} , \\ J_{C}^{x} = \int\limits_m {\left[ {{{{\left( {y - {{\beta }_{C}}} \right)}}^{2}} + {{{\left( {z - {{\gamma }_{C}}} \right)}}^{2}}} \right]\delta m} . \\ \end{gathered} $

Для центробежных моментов вместо (33) справедливы уравнения

${{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{C}} = 0.5\sin (2\Delta {{\theta }_{z}})\left[ {{{{\left( {{{I}_{\alpha }}} \right)}}_{C}} - {{{\left( {{{I}_{\beta }}} \right)}}_{C}}} \right] + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{z}}} \right){{\left( {{{I}_{{\alpha \beta }}}} \right)}_{C}},$
(38)
${{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{C}} = 0.5\sin (2\Delta {{\theta }_{x}})\left[ {{{{\left( {{{I}_{\beta }}} \right)}}_{C}} - {{{\left( {{{I}_{\gamma }}} \right)}}_{C}}} \right] + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{x}}} \right){{\left( {{{I}_{{\beta \gamma }}}} \right)}_{C}},$
${{\left( {{{I}_{{zx}}}} \right)}_{C}} = 0.5\sin \left( {2\Delta {{\theta }_{y}}} \right)\left[ {{{{\left( {{{I}_{\gamma }}} \right)}}_{C}} - {{{\left( {{{I}_{\alpha }}} \right)}}_{C}}} \right] + \cos \left( {2\Delta {{\theta }_{y}}} \right){{\left( {{{I}_{{\alpha \gamma }}}} \right)}_{C}},$
где вместо (31)–(32) для центральных моментов инерции в исходном состоянии имеем

${{\left( {I_{\alpha }^{z}} \right)}_{C}} = {{\left( {I_{\alpha }^{y}} \right)}_{C}} = \int\limits_m {{{{\left( {\alpha - {{\alpha }_{C}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,\quad {{\left( {I_{\beta }^{x}} \right)}_{C}} = {{\left( {I_{\beta }^{z}} \right)}_{C}} = \int\limits_m {{{{\left( {\beta - {{\beta }_{C}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,$
${{\left( {I_{\gamma }^{x}} \right)}_{C}} = {{\left( {I_{\gamma }^{y}} \right)}_{C}} = \int\limits_m {{{{\left( {\gamma - {{\gamma }_{C}}} \right)}}^{2}}\delta m} ,$
${{\left( {{{I}_{{\alpha \beta }}}} \right)}_{C}} = \int\limits_m {\left( {\alpha - {{\alpha }_{C}}} \right)\left( {\beta - {{\beta }_{C}}} \right)\delta m} ,\quad {{\left( {{{I}_{{\beta \gamma }}}} \right)}_{C}} = \int\limits_m {\left( {\beta - {{\beta }_{C}}} \right)(\gamma - {{\gamma }_{C}})\delta m} ,$
${{\left( {{{I}_{{\gamma \alpha }}}} \right)}_{C}} = \int\limits_m {\left( {\alpha - {{\alpha }_{C}}} \right)(\gamma - {{\gamma }_{C}})\delta m} .$

Для расчета кинетической энергии с учетом поступательного движения центра масс уравнения (30) и (36), в соответствии с теоремой Кенига, преобразуются к виду

(39)
$\begin{gathered} E_{k}^{{}} = 0.5{v}_{P}^{2}m + 0.5\left( {\theta _{{z,t}}^{2}J_{P}^{z} + \theta _{{y,t}}^{2}J_{P}^{y} + \theta _{{x,t}}^{2}J_{P}^{x}} \right) - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{P}} - \\ - \;{{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{xz}}}} \right)}_{P}} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{P}}, \\ \end{gathered} $
(40)
$\begin{gathered} E_{k}^{{}} = 0.5{v}_{C}^{2}m + 0.5\left( {\theta _{{z,t}}^{2}J_{С}^{z} + \theta _{{y,t}}^{2}J_{С}^{y} + \theta _{{x,t}}^{2}J_{С}^{x}} \right) - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{yz}}}} \right)}_{С}} - \\ - \;{{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{\left( {{{I}_{{xz}}}} \right)}_{С}} - {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{С}}. \\ \end{gathered} $

Полярные моменты инерции $J_{P}^{i}$ определяют уравнения (29) или (37), центробежные (Iij)Р – (33) или (38).

Пример применения уравнений. Рассмотрим применение полученных уравнений на примере робота-манипулятора с двумя вращательными и одной винтовой кинематическими парами для перемещения груза массой m [1, 6]. Структурная схема робота с тремя независимыми приводами и вращением звеньев относительно пересекающихся осей представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Структурная схема трехзвенного робота с двумя вращательными и одной винтовой кинематическими парами в исходном положении.

Звено 1 закреплено на стойке с помощью вращательной кинематической пары, которая позволяет звену вращаться относительно оси z, проходящей через начало координат. Частицы звена изменяют положение в пространстве наблюдателя в соответствии с уравнениями (3), которые с учетом принятой системы координат и положения полюса принимают вид

(41)
$x = \alpha \cos \Delta {{\theta }_{z}} - \beta \sin \Delta {{\theta }_{z}},\quad y = \alpha sin\Delta {{\theta }_{z}} + \beta \cos \Delta {{\theta }_{z}},\quad z = \gamma .$

Звено 2 вращается относительно оси y1, используя привод в кинематической паре с точкой АА = 0, 0, γА = H)

(42)
$\begin{gathered} x = {{\alpha }_{A}} + \left( {\alpha - {{\alpha }_{A}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{A}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{y}},\quad y = \beta , \\ z = {{\gamma }_{A}} + (\gamma - {{\gamma }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} - (\alpha - {{\alpha }_{A}})\sin \Delta {{\theta }_{y}}. \\ \end{gathered} $

Звенья 2 и 3 соединены винтовой кинематической парой в точке BВ = L1, 0, γB = H). Привод обеспечивает поступательное и вращательное движения звена 3 относительно звена 2

(43)
$\begin{gathered} x = \alpha + {{x}_{B}} - {{\alpha }_{B}},\quad y = {{\beta }_{B}} + \left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}} - \left( {\gamma - {{\gamma }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}}, \\ z = {{\gamma }_{B}} + \left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{B}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}}. \\ \end{gathered} $

Поступательное перемещение u определяет шаг винтовой пары h и угол поворота звена $\Delta {{\theta }_{x}}$

${{x}_{B}} - {{\alpha }_{B}} = u = h\Delta {{\theta }_{x}}{\text{/}}\left( {2\pi } \right).$

В соответствии с уравнением (7), для уравнений совмещенного движения звена 2 при внешнем движении звена 1 следует переменные Лагранжа в уравнениях (41) заменить соответствующими уравнениями (42)

${{(x)}_{2}} = \left[ {{{\alpha }_{A}} + \left( {\alpha - {{\alpha }_{A}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} + (\gamma - {{\gamma }_{A}})\sin \Delta {{\theta }_{y}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{z}} - \beta \sin \Delta {{\theta }_{z}},$
(44)
${{(y)}_{2}} = \left[ {{{\alpha }_{A}} + (\alpha - {{\alpha }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} + (\gamma - {{\gamma }_{A}})sin\Delta {{\theta }_{y}}} \right]sin\Delta {{\theta }_{z}} + \beta \cos \Delta {{\theta }_{z}},$
${{(z)}_{2}} = {{\gamma }_{A}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{A}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} - \left( {\alpha - {{\alpha }_{A}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{y}}.$

Производные по времени определяют компоненты скорости частиц

$\begin{gathered} {{\left( {{{x}_{t}}} \right)}_{2}} = - {{\theta }_{{z,t}}}\left\{ {\left[ {{{\alpha }_{A}} + \left( {\alpha - {{\alpha }_{A}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{A}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{y}}} \right]\sin \Delta {{\theta }_{z}} + \beta \cos \Delta {{\theta }_{z}}} \right\} - \\ - \;{{\theta }_{{y,t}}}\left[ {\left( {\alpha - {{\alpha }_{A}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{y}} - (\gamma - {{\gamma }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{z}}, \\ \end{gathered} $
(45)
${{\left( {{{y}_{t}}} \right)}_{2}} = {{\theta }_{{z,t}}}\left\{ {\left[ {{{\alpha }_{A}} + (\alpha - {{\alpha }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} + (\gamma - {{\gamma }_{A}})sin\Delta {{\theta }_{y}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{z}} - \beta \sin \Delta {{\theta }_{z}}} \right\} - $
$\begin{gathered} - \;{{\theta }_{{y,t}}}\left\{ {\left[ {(\alpha - {{\alpha }_{A}})\sin \Delta {{\theta }_{y}} - (\gamma - {{\gamma }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}}} \right]sin\Delta {{\theta }_{z}}} \right\}, \\ {{\left( {{{z}_{t}}} \right)}_{2}} = - {{\theta }_{{y,t}}}\left[ {\left( {\gamma - {{\gamma }_{A}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{y}} + (\alpha - {{\alpha }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}}} \right]. \\ \end{gathered} $

Используя повторно правило суперпозиции (7), с учетом внутреннего движения (43) и внешнего (44) при равенстве координат ${{\beta }_{A}} = {{\beta }_{B}}$ и ${{\gamma }_{A}} = {{\gamma }_{B}}$ получаем для звена 3 вращение относительно трех осей

${{(x)}_{3}} = \{ {{\alpha }_{A}} + \left( {\alpha + u - {{\alpha }_{A}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{y}} + $
$ + \;\left[ {\left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + (\gamma - {{\gamma }_{B}})\cos \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\sin \Delta {{\theta }_{y}}\} \cos \Delta {{\theta }_{z}} - $
$ - \;\left[ {{{\beta }_{B}} + \left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}} - (\gamma - {{\gamma }_{B}})\sin \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\sin \Delta {{\theta }_{z}},$
(46)
${{(y)}_{3}} = \{ {{\alpha }_{A}} + (\alpha + u - {{\alpha }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} + $
$ + \;\left[ {\left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)sin\Delta {{\theta }_{x}} + (\gamma - {{\gamma }_{B}})\cos \Delta {{\theta }_{x}}} \right]sin\Delta {{\theta }_{y}}\} sin\Delta {{\theta }_{z}} + $
$ + \;\left[ {{{\beta }_{B}} + \left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}} - (\gamma - {{\gamma }_{B}})\sin \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{z}},$
${{(z)}_{3}} = {{\gamma }_{A}} + \left[ {\left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + (\gamma - {{\gamma }_{B}})\cos \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{y}} - (\alpha + u - {{\alpha }_{A}})\sin \Delta {{\theta }_{y}}.$

После дифференцирования по времени находим компоненты скорости, например, для (xt)3

${{({{x}_{t}})}_{3}} = {{u}_{t}}\cos \Delta {{\theta }_{y}}\cos \Delta {{\theta }_{z}} - {{\theta }_{{y,t}}}(\alpha + u - {{\alpha }_{A}})\sin \Delta {{\theta }_{y}}\cos \Delta {{\theta }_{z}} + $
$ + \;{{\theta }_{{x,t}}}\left[ {\left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}} - (\gamma - {{\gamma }_{B}})\sin \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\sin \Delta {{\theta }_{y}}\cos \Delta {{\theta }_{z}} + $
$ + \;{{\theta }_{{y,t}}}\left[ {{{\gamma }_{B}} + \left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + (\gamma - {{\gamma }_{B}})\cos \Delta {{\theta }_{x}} - {{\gamma }_{A}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{y}}\cos \Delta {{\theta }_{z}} - $
(47)
$ - \;{{\theta }_{{z,t}}}\{ {{\alpha }_{A}} + (\alpha + u - {{\alpha }_{A}})\cos \Delta {{\theta }_{y}} + $
$ + \;\left[ {\left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + (\gamma - {{\gamma }_{B}})\cos \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\sin \Delta {{\theta }_{y}}\} \sin \Delta {{\theta }_{z}} + $
$ + \;{{\theta }_{{x,t}}}\left[ {\left( {\beta - {{\beta }_{B}}} \right)\sin \Delta {{\theta }_{x}} + \left( {\gamma - {{\gamma }_{B}}} \right)\cos \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\sin \Delta {{\theta }_{z}} - $
$ - \;{{\theta }_{{z,t}}}\left[ {{{\beta }_{B}} + (\beta - {{\beta }_{B}})\cos \Delta {{\theta }_{x}} - (\gamma - {{\gamma }_{B}})\sin \Delta {{\theta }_{x}}} \right]\cos \Delta {{\theta }_{z}}.$

Другие компоненты скорости для звена 3 не приведены для сокращения объема статьи. Правильность записи уравнений движения (44) и (46) можно проверить по условию отсутствия деформации [13]

$R = \delta V{\text{/}}\delta {{V}_{0}} = \left| {{{x}_{{i,{{\alpha }_{p}}}}}} \right| = 1,\quad {{x}_{{i,{{\alpha }_{p}}}}} \equiv \partial {{x}_{i}}{\text{/}}\partial {{\alpha }_{p}}.$

Уравнения движения частиц переносимого груза в точке D зависят от особенностей его закрепления на звене 3. Для зажимных захватов уравнения совпадают с уравнением (46) для звена 3, но требуют конкретизации начальных координат рассматриваемой точки, например, для определения координат центра массы груза СmCm, βCm, γCm).

Зная компоненты скорости (45) и (47), кинетическую энергию звеньев можно найти численными способами [46], однако удобнее воспользоваться аналитическими зависимостями (39)–(40). Частицы звена 1 совершают плоскопараллельное движение, кинетическую энергию звена определяет уравнение (35). Частицы звена 2 вращаются относительно двух осей ${{\theta }_{{y,t}}} \ne \;{{\theta }_{{z,t}}} \ne 0$, ${{\theta }_{{x,t}}} = 0$, кинетическую энергию определяет уравнение (34). Звено 3 с подвижным полюсом В вращается относительно трех осей, кинетическую энергию определяет уравнения (39) или (40).

Для расчета требуемой мощности приводов и сил в кинематических парах целесообразно использовать анализ энергетических потоков, как в рычажных механизмах с замкнутыми кинематическими цепями [17]. Сумма скоростей изменения кинетической Wk = dEk/dt и потенциальной Wp = dEp/dt энергии движущихся тел на рассматриваемом участке механизма должна быть равна мощности We, поступающей от внешних источников

${{W}_{e}} = {{W}_{k}} + {{W}_{p}}.$

Выбор полюса в уравнении (46) однозначно определен на этапе кинематического анализа, т.к. уравнения (3)(6) предполагают его движение известным. Он должен принадлежать кинематическим парам, соединяющим ведомое и ведущее звенья. Однако при расчете обобщенных сил удобнее использовать уравнение (40) с кинематическими характеристиками центра масс [17]. Например, для звена 3 требуемую мощность внешних сил определяет уравнение

${{({{W}_{e}})}_{В}} = {{({{W}_{k}})}_{{С3}}} + {{({{W}_{p}})}_{{С3}}} + {{({{W}_{k}})}_{D}} + {{({{W}_{p}})}_{D}},$
где

${{\left( {{{W}_{k}}} \right)}_{{C3}}} = m{{\left( {{{x}_{t}}{{x}_{{tt}}} + {{y}_{t}}{{y}_{{tt}}} + {{z}_{t}}{{z}_{{tt}}}} \right)}_{{C3}}} + \left( {{{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{x,tt}}}J_{{C3}}^{y} + {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{y,tt}}}J_{{C3}}^{y} + {{\theta }_{{z,t}}}{{\theta }_{{z,tt}}}J_{{C3}}^{z}} \right) - $
$ - \;d\left\{ {{{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{{\left( {{{J}_{{yz}}}} \right)}}_{{C3}}} + {{\theta }_{{x,t}}}{{\theta }_{{z,t}}}{{{\left( {{{J}_{{xz}}}} \right)}}_{{C3}}} + {{\theta }_{{y,t}}}{{\theta }_{{x,t}}}{{{\left( {{{J}_{{xy}}}} \right)}}_{{C3}}}} \right\}{\text{/}}dt,$
${{\left( {{{W}_{p}}} \right)}_{{C3}}} = {{m}_{{C3}}}g{{({{z}_{t}})}_{{C3}}}.$

Это наиболее громоздкая формула для динамического анализа рассматриваемого робота, но при ее использовании трудоемкость расчета существенно ниже по сравнению с матричными вариантами. Такая методика обеспечивает выполнение закона сохранения энергии на любой части механизма в любой момент времени.

Заключение. Уравнения (39) и (40) определяют кинетическую энергию твердого тела в самом общем случае пространственного движения с произвольным вращением относительно любых осей, не требуют определения положения мгновенной оси вращения и их можно использовать для динамического анализа механизмов любой сложности при известной информации о геометрических особенностях звеньев, позволяющих определить осевые, полярные и центробежные моменты инерции, а также о текущих значениях линейных и угловых скоростей [17].

Принимая во внимание, что осевые ${{\left( {I_{i}^{j}} \right)}_{P}}$ и центробежные ${{\left( {{{I}_{{ij}}}} \right)}_{P}}$ моменты инерции для исходного состояния тела (31)–(32) при движении не изменяются, можно утверждать, что текущие значения центробежных моментов (38) в зависимости от угла поворота тела $\Delta {{\theta }_{i}}$ изменяются по модулю, например для момента инерции ${{\left( {{{I}_{{xy}}}} \right)}_{С}}$ от исходного значения ${{\left( {{{I}_{{\alpha \beta }}}} \right)}_{С}}$ до половины разности осевых моментов инерции (в исходном состоянии) $[{{(I_{\alpha }^{z})}_{С}} - {{(I_{\beta }^{z})}_{С}}]{\text{/}}2$.

Для тел с равными главными моментами инерции, например для шара, когда ${{({{I}_{\alpha }})}_{С}} = {{({{I}_{\beta }})}_{С}} = {{({{I}_{\gamma }})}_{С}}$ и любые две ортогональные оси, проходящие через центр тяжести, являются главными центральными осями инерции, кинетическая энергия при неизменных угловых скоростях не изменяется. В противном случае первые слагаемые в уравнениях (38) за счет разности главных центральных моментов инерции приведут к циклическим изменениям кинетической энергии, возможному проявлению прецессии и нутации, амплитуда которых зависит от угловых скоростей вращения тела.

Структура полученных уравнений не позволяет предложить альтернативную методику аналитического определения момента инерции относительно мгновенной оси вращения JC в уравнении (1). Момент инерции можно определить только экспериментально [11].

Список литературы

  1. Козырев Ю.Г. Промышленные роботы: основные типы и технические характеристики. М.: КНОРУС, 2015. 560 с.

  2. Подураев Ю.В. Мехатроника: основы, методы, применение. М.: Машиностроение, 2006. 256 с.

  3. Механика промышленных роботов. Т. 1: Кинематика и динамика / Под ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева. М.: Высшая школа, 1989. 383 с.

  4. Корендясев А.И. Теоретические основы робототехники. М.: Наука, 2006. 376 с.

  5. Li D.-Q., Hong H.J., Jiang X.L. Dynamics Modeling, Control System Design and Simulation of Manipulator Based on Lagrange Equation // Mechanism and Machine Science. 2016. P. 1129.

  6. Лукинов А.П. Проектирование мехатронных и робототехнических устройств. М.: Лань, 2012. 608 с.

  7. Liu X.-J., Wang Q.-M. Kinematics, Dynamics and Dimensional Synthesis of a Novel 2-DoF Translational Manipulator // Journal of Intelligent and Robotic Systems. 2004. V. 41. № 4. P. 205.

  8. Бербюк В.Е. Динамика и оптимизация робототехнических систем. М.: Физматлит, 2011. 192 с.

  9. Hwang Y.-L., Cheng J.-K., Truong V.-T. Dynamic Analysis and Control of Industrial Robotic Manipulators. Applied Mechanics and Materials. ISSN: 1662-7482. 2018. V. 883. P. 30.

  10. Кулаков Ф.М., Алферов Г.В., Малафеев О.А. Динамический анализ исполнительной системы манипуляционных роботов // Проблемы механики и управления: нелинейные динамические системы. 2014. № 46. С. 39.

  11. Журавлев В.Ф. Основы теоретической механики. М.: МФТИ, 2008. 304 с

  12. Гернет М.М. Курс теоретической механики. М.: Высшая школа, 1987. 344 с.

  13. Алюшин Ю.А. Механика твердого тела в переменных Лагранжа. М.: Машиностроение, 2012. 192 с.

  14. Алюшин Ю.А. Принцип суперпозиции движений в пространстве переменных Лагранжа // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2001. № 3. С. 13.

  15. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. Изд. 10-е, перераб. и доп. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. 577 с.

  16. Работнов Ю.Н. Механика деформируемого твердого тела. М.: Наука, 1979. 744 с.

  17. Алюшин Ю.А., Вержанский П.М. Структурный, кинематический и динамический анализ рычажных механизмов. М.: МИСиС, 2015. 104 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.