Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2019, № 10, стр. 102-107

Наноразмерные поверхностные слои титанового сплава, сформированные ионно-лучевым перемешиванием углерода с подложкой

В. Л. Воробьев 1*, Ф. З. Гильмутдинов 1**, П. В. Быков 1, В. Я. Баянкин 1, И. Г. Поспелова 2, И. Т. Русских 2

1 Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН
426067 Ижевск, Россия

2 Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
426069 Ижевск, Россия

* E-mail: Vasily_L.84@mail.ru
** E-mail: gilmutdinov_f@mail.ru

Поступила в редакцию 16.11.2018
После доработки 12.03.2019
Принята к публикации 12.03.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведен комплекс исследований состава, структуры и свойств наноразмерных поверхностных слоев титанового сплава VТ6, сформированных методом ионно-лучевого перемешивания нанопленки углерода. Выявлено, что при ионно-лучевом перемешивании в переходном слое системы пленка/подложка создаются условия для образования карбидов титана, содержание которых с ростом дозы облучения возрастает до 20 ат. %. Сверхтонкий поверхностный слой образцов как после нанесения пленки углерода, так и после ее ионно-лучевого перемешивания состоит в основном из атомов углерода, находящихся в разупорядоченном состоянии с sp2- и sp3-гибридизацией связей С–С. Выявлено уменьшение области когерентного рассеяния в образцах после ионно-лучевого перемешивания, что может быть обусловлено увеличением плотности дислокаций и образованием дислокационных субструктур. Формирование карбидов титана, разупорядоченной структуры углерода и дислокационных субструктур в условиях ионно-лучевого перемешивания обуславливает увеличение микротвердости образцов более чем в два раза.

Ключевые слова: ионно-лучевое перемешивание, нанопленки углерода, карбид титана, рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия.

ВВЕДЕНИЕ

Пленки и покрытия на основе карбидов и нитридов переходных металлов широко используются в машиностроении, микроэлектронике, медицине и других областях для повышения прочностных характеристик материалов, защиты поверхности от коррозии, улучшение дизайна изделий и так далее [18]. Перспективным методом формирования покрытий и пленок с заданными свойствами является метод магнетронного напыления совместно с ионно-лучевой обработкой [4, 6]. Воздействие потоком высокоэнергетических ионов на предварительно нанесенные магнетронным способом на поверхность мишени нанослои легирующего вещества позволяет формировать наноразмерные покрытия с высокой адгезией к подложке [9]. Несмотря на исследования в этом направлении, процессы формирования наноразмерных углеродных и углеродно-карбидных покрытий на металлических поверхностях при ионно-лучевом перемешивании изучены недостаточно.

В связи с этим целью настоящей работы было исследование морфологии поверхности, химического и фазового состава, межатомных химических связей, атомной структуры и механических свойств (микротвердости) углеродных пленок, сформированных на поверхности титанового сплава VТ6 методом магнетронного напыления с последующей ионно-лучевой обработкой потоком высокоэнергетических ионов Ar+.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Титановые образцы VТ6 представляли собой пластины с размерами 10 × 10 мм и толщиной 2 мм. Поверхность образцов подвергалась механической шлифовке и полировке. После этого образцы очищали в органических растворителях с применением ультразвука.

Перед нанесением пленки углерода осуществляли рекристаллизационный отжиг образцов при температуре 800°С в течение 1 ч в высоком вакууме (~10–5 Па) и “чистку” поверхности ионами аргона с энергией 1.8 кэВ, ток пучка 100 мА, время травления 20 мин. Пленку углерода напыляли магнетронным способом с использованием графитовых мишеней на установке “Катод-1М” в среде аргона при постоянном токе и температуре подложки 523 К. Толщина напыленной пленки составила 60–70 нм.

Ионно-лучевое перемешивание пленок углерода осуществляли в ходе облучения ионами Ar+ с энергией 30 кэВ в импульсно-периодическом режиме (100 Гц, 1 мс), плотность тока ионов в импульсе 3 мА/см2, дозы облучения 1017 и 4 × 1017 см–2. Расчетный проективный пробег ионов Ar+ в графите при их кинетической энергии 30 кэВ составляет ~25 нм [10]. Несколько образцов титанового сплава были облучены ионами Ar+ с параметрами, идентичными параметрам, использованным при ионно-лучевом перемешивании в ходе облучения дозой 1017 см–2.

Используем следующее обозначение образцов: ${\text{VT}}6$ – исходный образец, ${{\text{C}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\text{C}} {{\text{VT6}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{VT6}}}}$ – образец с напыленной пленкой углерода, ${{{\text{Ar}}_{{\text{1}}}^{ + } \to {\text{C}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{Ar}}_{{\text{1}}}^{ + } \to {\text{C}}} {{\text{VT6}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{VT6}}}}$ и ${{{\text{Ar}}_{{\text{2}}}^{ + } \to {\text{C}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{Ar}}_{{\text{2}}}^{ + } \to {\text{C}}} {{\text{VT6}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{VT6}}}}$ – образцы после перемешивания пленки углерода ионами Ar+ в процессе облучения дозами 1017 и 4 × 1017 см–2 соответственно, ${\text{Ar}}_{{\text{1}}}^{ + } \to {\text{VT6}}$ – образец после облучения дозой ионов Ar+ 1017 см–2.

Химический состав поверхностных слоев исследован методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС) на спектрометре SPECS с использованием MgKα-излучения (1253.6 эВ). Послойный элементный анализ осуществляли в ходе травления поверхности ионами аргона с энергией 4 кэВ и плотностью тока 30 мкА/см2. Скорость травления поверхности составляла ~1 нм/мин. Экспериментальные данные обработаны с помощью пакета программ CasaXPS. Относительная погрешность определения концентрации элементов составляла ±3 ат. %.

Спектры комбинационного рассеяния (КРС) света пленок снимали с помощью спектрометра HORIBA Jobyn Yvon HR800 с использованием гелий-неонового лазера (λex = 632.8 нм) и объектива со 100-кратным увеличением (100×). Диаметр лазерного пучка 5 мкм, время экспозиции 5 с.

Рентгеноструктурные исследования были выполнены на дифрактометре ДРОН-3М (CuKα-излучение). Рентгенофазовый анализ, а также прецизионное определение параметров решетки, осуществляли с использованием пакета программ полнопрофильного анализа [11]. В расчете учитывали все рефлексы в интервале углов 2θ от 20° до 130°. Для определения размера зерен и величины микроискажений применяли модифицированный метод гармонического анализа Уоррена и Авербаха с аппроксимацией формы линии дифрактограммы функцией Фойгта [12]. Данный метод позволяет использовать для анализа один рефлекс дифрактограмм образца и эталона.

Микротвердость образцов измеряли и рассчитывали согласно ГОСТ 2999-75. Замеры проведены с помощью микротвердомера ПМТ-3М при нагрузках на индентор 5 и 20 г, время выдерживания под нагрузкой 10 с. Глубина отпечатка индентора при нагрузке 5 г изменялась в пределах 1.3–2.0 мкм, а при нагрузке 20 г 2.2–3.0 мкм. С целью повышения достоверности получаемых данных проведено не менее двадцати измерений микротвердости для каждого исследуемого состояния. Полученные результаты усредняли и рассчитывали среднеквадратичное отклонение измеренных значений микротвердости.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследования методом РФЭС показали, что бомбардировка ионами Ar+ приводит к перемешиванию атомов углерода с атомами мишени и в основном с атомами титана (рис. 1). Перемешивание проявляется в увеличении глубины переходного слоя от 50 нм для исходной напыленной пленки (рис. 1a) до 100 нм и более для образца после перемешивания ионами Ar+ в ходе облучения дозой 4 × 1017 см–2 (рис. 1в). В целом поверхностный слой, содержащий углерод, можно разделить на два: слой с преимущественной концентрацией углерода и переходной слой. За начало переходного слоя можно принять глубину, с которой начинает возрастать концентрация титана и уменьшаться концентрация углерода. За границу переходного слоя – глубину, когда концентрация титана будет соответствовать его концентрации в объеме. Это значение по данным РФЭС составляет ~75 ат. %. В исходной пленке слой с преимущественной концентрацией углерода ~50 нм, а переходной слой – около 70 нм (рис. 1a). В результате перемешивания толщина первого слоя уменьшается, что может быть обусловлено частичным распылением углерода в процессе ионной бомбардировки и перемешиванием углерода с компонентами сплава.

Рис. 1.

Распределение элементов в поверхностных слоях образцов титанового сплава с напыленной пленкой углерода (а) и после ионно-лучевого перемешивания в процессе облучения дозами 1017 (б) и 4 × 1017 см–2 (в).

Были проанализированы РФЭ-спектры элементов в первом и втором слоях, и наиболее информативными оказались спектры С1s (рис. 2). Спектры С1s углерода в первом слое, как образца в исходном состоянии, так и после ионно-лучевого перемешивания пленки углерода, качественно не отличаются друг от друга и соответствуют трем состояниями углерода: углероду с С–С-связями с sp2- (Есв = 284.6 эВ) и sp3-гибридизацией (Есв = = 286 эВ) валентных орбиталей и углероду с С–О–Н-связями (Есв > 286 эВ) (рис. 2, спектры 1). Во втором слое исходной напыленной пленки к трем данным состояниям углерода добавляется состояние углерода с энергией связи электронов на С1s-уровне 282 эВ (рис. 2a, спектр 2). Это значение энергии связи соответствует углероду в соединениях с титаном – карбидам титана – и по справочным литературным данным [13, 14] может быть отнесено к карбиду титана TiC. После ионно-лучевого перемешивания пленки углерода, во-первых, увеличивается высота пика, отнесенного к карбиду титана TiC, что свидетельствует об увеличении его концентрации в переходном слое, и, во-вторых, проявляется компонента с энергией связи электронов на C1s-уровне 283.1 эВ (рис. 2б, спектр 2). Данное значение энергии связи предполагает также связь между углеродом и титаном Ti−C [13, 14]. Это могут быть кластеры карбидов титана промежуточного состава, например Ti14C13, или карбиды титана с нестехиометрическим соотношением компонентов.

Рис. 2.

С1s-спектры на глубине ∼30 (1) и ∼90 нм (2) образцов титанового сплава с напыленной пленкой углерода (a) и после ее ионно-лучевого перемешивания дозой 1017 см–2 (б).

Если условно разделить состояние углерода на две составляющие, первая из которых будет соответствовать карбидам титана, а вторая будет суперпозицией состояний углерода с С–С- и С–О–Н-связями (рис. 2), то можно качественно оценить концентрацию углерода, расходуемую на образование карбидов титана в переходном слое. Такой расчет в работе был проведен, и его результат представлен на рис. 3, из которого видно, что если в исходной пленке концентрация карбидов титана не превышает 5 ат. %, то после ионно-лучевого перемешивания она увеличивается до 20 ат. %. Увеличение концентрации карбидов титана в переходном слое свидетельствует о том, что при ионно-лучевом перемешивании в переходном слое пленка/подложка создаются условия для синтеза карбидов титана.

Рис. 3.

Концентрационные профили распределения углерода cо связями Ti–C в исходной пленке (1) и после перемешивания в процессе облучения дозами ионов Ar+ 1017 (2) и 4 × 1017 см–2 (3).

Спектр КРС углеродной пленки после напыления представлен двумя сильно размытыми полосами – D при Δν ~ 1375 см–1 и G при Δν ~ ~ 1582 см–1 с соотношением интенсивностей D/G ~ 1 (рис. 4, спектр 1). Положение G-пика зависит от структуры материала и возрастает при переходе от структуры графита к нанокристаллическому состоянию [15]. Наличие D-полосы соответствует разупорядоченному состоянию. Следует отметить, что аналогичный спектр такой же пленки, нанесенной на ситаловую пластину, представлен лучше разрешенными пиками D и G. Поэтому есть основание полагать, что слабый провал между этими пиками в спектре углеродной пленки частично связан с формированием полосы, соответствующей структурам Ti–С. Таким образом, пленка углерода состоит из разупорядоченного, преимущественного sp2-гибридизированного углерода с незначительной долей sp3-углерода. Сильное размытие спектра в целом естественно связать с высокой структурной неоднородностью пленки по глубине анализируемого слоя, а также с образованием структур Ti–C. Ионная бомбардировка (перемешивание) приводит к дальнейшему существенному увеличению степени разупорядочения углеродного слоя (рис. 4, спектр 2). Полосы D и G практически не разделяются, соотношение D/G выше единицы, а провал между ними отсутствует. На основании этих данных можно утверждать, что формируется разупорядоченная структура пленки углерода, находящегося преимущественно в sp2-гибридизированном состоянии, а также возрастает доля структур нестехиометрических карбидов титана.

Рис. 4.

Спектры КРС пленки углерода на титановом сплаве VТ6 (1) и пленки, облученной ионами Ar+ c E = 30 кэВ, D = 1017 см–2 (2).

Исследования методом РСА выявили, что фазовый состав образцов представлен в основном α-Ti с ГПУ-решеткой и незначительной долей (не более 5 мас. %) фазы TiAl3. Расчет областей когерентного рассеяния (ОКР) показал, что в образцах после ионно-лучевого перемешивания углерода наблюдается их уменьшение. Если в исходном образце, а также в образце с напыленной пленкой углерода размер ОКР составляет около 480 Å, то после ионно-лучевого перемешивания он снижается до 350–380 Å (табл. 1). Это может происходить, если в зернах появляются дислокации и образуются дислокационные субструктуры [16]. Известно [17, 18], что в отожженных металлах с низкой плотностью дислокаций при ионном облучении изменяется дефектная структура и структурно-фазовое состояние в поверхностном слое, расположенном за пределами проникновения легирующей примеси, сопровождающееся увеличением плотности дислокаций на 1–1.5 порядка и формированием дислокационных субструктур. Возможно, что уменьшение ОКР при ионно-лучевом перемешивании углерода связано именно с этим.

Таблица 1.  

Изменение областей когерентного рассеяния (ОКР) образцов

Образец ОКР, Å
${\text{VT}}6$ 480
${{\text{C}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\text{C}} {{\text{VT6}}}}} \right. \kern-0em} {{\text{VT6}}}}$ 480
${{{\text{Ar}}_{1}^{ + } \to {\text{C}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{Ar}}_{1}^{ + } \to {\text{C}}} {{\text{VT}}6}}} \right. \kern-0em} {{\text{VT}}6}}$ 350
${{{\text{Ar}}_{2}^{ + } \to {\text{C}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{Ar}}_{2}^{ + } \to {\text{C}}} {{\text{VT}}6}}} \right. \kern-0em} {{\text{VT}}6}}$ 360

Измерения микротвердости образцов показали, что после ионно-лучевого перемешивания пленки углерода микротвердость увеличивается в два раза и более (рис. 5), в то время как просто напыление пленки углерода к увеличению микротвердости образцов не приводит. Микротвердость образцов в исходном состоянии и после напыления пленки углерода составляет около 40 МПа, а после ионно-лучевого перемешивания пленки углерода, например, дозой облучения 4 × 1017 см–2, ее значение возрастает до 105 МПа. На основании проведенных выше исследований можно предположить, что увеличение микротвердости образцов обусловлено формированием карбидов титана в переходном слое пленка/подложка, разупорядоченной структуры углерода в слое с преимущественной концентрацией углерода и увеличением плотности дислокаций за пределами проникновения легирующей примеси.

Рис. 5.

Микротвердость образцов в исходном состоянии (VT6), после напыления пленки углерода (C/VT6) и после ее ионно-лучевого перемешивания дозами 1017 (${\text{Ar}}_{1}^{ + }$ → C/VT6) и 4 × 1017 см–2 (${\text{Ar}}_{2}^{ + }$ → C/VT6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате напыления и ионно-лучевого перемешивания в тонком поверхностном слое, состоящем только из атомов углерода, формируется разупорядоченная структура углерода, находящегося преимущественно в sp2-гибридизированном состоянии. В переходной области системы пленка/подложка при ионно-лучевом перемешивании создаются условия для формирования карбидов титана. Возможно образование нестехиометрических структур карбидов титана, а также карбида титана TiC. Выявлено уменьшение ОКР образцов после ионно-лучевого перемешивания, что может быть обусловлено формированием дислокационных субструктур за пределами проникновения легирующей примеси. Образование разупорядоченной структуры углерода, карбидов титана и дислокационных субструктур обуславливает увеличение микротвердости образцов в два раза и более.

Список литературы

  1. Rajabi A., Ghazali M.J., Daud A.R. // Material. Design. 2015. V. 67. P. 95.

  2. Калита В.И., Комлев Д.И., Прибытков Г.А. и др. // Физика и химия обработки материалов. 2018. № 3. С. 16. https://doi.org/10.30791/0015-3214-2018-4-16-27

  3. Сивков А.А., Герасимов Д.Ю. // Физика и химия обработки материалов. 2017. № 3. С. 33.

  4. Komarov F.F., Konstantinov V.M., Kovalchuk A.V. et al. // Wear. 2016. V. 352. P. 92.

  5. Андриевский Р.А. // Успехи химии. 2005. Т. 74. С. 1163.

  6. Hauert R., Patscheilder J. // Adv. Engin. Mater. 2000. V. 2. Iss. 5. P. 247.

  7. Бочаров Г.С., Елецкий А.В., Захаренков А.В. и др. // Поверхность. Рентген., синхротр. и нейтрон. исслед. 2018. № 1. С. 33. https://doi.org/10.7868/S0207352818010067

  8. Коршунов С.Н., Мартыненко Ю.В., Белова Н.Е., Скорлупкин И.Д. // Поверхность. Рентген., синхротр. и нейтрон. исслед. 2017. № 8. С. 23. https://doi.org/10.7868/S0207352817080030

  9. Калин Б.А., Волков Н.В., Олейников И.В. // Изв. РАН. Сер. физ. 2012. Т. 76. № 6. С. 771.

  10. Буренков А.Ф., Комаров Ф.Ф., Кумахов М.А., Темкин М.М. Таблица параметров пространственного распределения ионно-имплантированных примесей. Минск: Изд-во БГУ, 1980. 352 с.

  11. Дьяконова Н.П., Шелехов Е.В., Свиридова Т.А., Резников А.А. // Заводская лаборатория. 1997. Т. 63. № 10. С. 17.

  12. Дорофеев Г.А., Стрелецкий А.Н., Повстугар И.В. // Коллоидный журн. 2012. Т. 74. С. 710.

  13. Wagner C.D, Rigus W.M., Davis L.E. et al. Handbook of X-Ray Photoelectron Spectroscopy. Eden Prairie: Physical Electronics Div., Perkin-Elmer Corp., 1979. 190 p.

  14. Нефедов В.И. Рентгеноэлектронная спектроскопия химических соединений. Справ. М.: Химия, 1984. 256 с.

  15. Ferrari A.C., Robertson J. // Phil. Trans. R. Soc. Lond. A. 2004. V. 362. P. 2477.

  16. Гуляев А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1977. 648 с.

  17. Курзина И.А., Козлов Э.В., Шаркеев Ю.П. и др. Нанокристаллические интерметаллидные и нитридные структуры, формирующиеся при ионно-лучевом воздействии. Томск: Изд-во НТЛ, 2008. 324 с.

  18. Курзина И.А., Козлов Э.В., Шаркеев Ю.П. Градиентные поверхностные слои на основе интерметаллидных частиц. Томск: Изд-во НТЛ, 2013. 260 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.