Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2019, № 4, стр. 34-37

Описание потерь энергии тяжелых ионов в углероде в зависимости от их скорости

Ю. А. Белкова 1*, Я. А. Теплова 1

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцына
119991 Москва, Россия

* E-mail: belkova-fiz@mail.ru

Поступила в редакцию 20.06.2018
После доработки 04.07.2018
Принята к публикации 04.07.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассмотрена возможность аналитических расчетов потерь энергии ионов в области скоростей 1–10 ат. ед., в которой потери энергии достигают максимальной величины. В этой области процессы перезарядки (захват и потеря электрона ионом) приводят к тому, что средний эффективный заряд иона отличается от заряда ядра. Использование выражений для среднего заряда ионов, проходящих через углеродную мишень, в формуле Бете–Блоха позволило определить значения скоростей ионов, при которых потери энергии достигают максимума, а также величину максимальных потерь энергии ионов. Проведенные расчеты потерь энергии ионов с зарядами ядер Z = 4–10 качественно согласуются с полуэмпирическими (SRIM) и теоретическими (PASS) результатами.

Ключевые слова: потери энергии ионов, процессы перезарядки, средний эффективный заряд иона.

ВВЕДЕНИЕ

Ионы, проходящие через вещество, теряют энергию в результате различных процессов. Вклад каждого процесса в суммарные потери энергии определяется в основном энергией и атомными номерами налетающих ионов, а также свойствами среды, в которой происходит торможение. Считается, что в случае быстрых ионов основную роль играют потери энергии, обусловленные взаимодействием ионов с электронами атомов среды: Se = (–dE/dx)e. В области скоростей ионов V > V0Z  2/3 (V0= e2/ħ) этот процесс обычно описывается известной формулой Бете–Блоха [1] для потерь энергии протонов с учетом различных поправок.

Наибольший интерес представляет область максимума потерь энергии (V ~ V0Z2/3). При рассмотрении торможения быстрых многоэлектронных ионов (атомный номер Z > 2) в этой области скоростей необходимо учитывать то, что скорость ионов близка к скорости орбитальных электронов атомов мишени, с которыми происходит столкновение, что приводит к возрастанию вероятности потери и захвата электронов ионами. В результате процессов потери и захвата электронов средний заряд ионов становится меньше Z и изменяется по мере прохождения ионов через вещество; соответственно, меняются и потери энергии Se. Вклад процессов перезарядки в потери энергии можно учитывать в качестве отдельной составляющей [25] или с помощью учета отличия среднего эффективного заряда иона ieff от Z в области скоростей ионов V ~ V0Z  2/3.

Использование средних эффективных зарядов ионов позволяет расширить области применимости приближения Бете–Блоха и получить ряд интересных следствий для области максимума электронных потерь энергии. В настоящей работе проведены расчеты потерь энергии ионов с Z = 3–10 в углероде в области скоростей ионов 1–10 ат. ед. Показано, что использование выражения для средних зарядов ионов в углеродной мишени позволяет определить положение и величину максимума потерь их энергии. Эта информация полезна для описания потерь энергии в широком диапазоне скоростей, например, с помощью аппроксимации набором степенных функций, что делает возможным описание пробегов ионов в аналитическом виде [6].

МЕТОД РАСЧЕТОВ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При торможении ионов в области скоростей V > V0Z   2/3 преобладают потери энергии за счет неупругого взаимодействия ионов с электронами мишени, которые успешно описываются формулой Бете–Блоха, если ион, пройдя тонкий слой вещества, полностью теряет электроны. При уменьшении энергии налетающие ионы не полностью ионизируются, поэтому для расчетов потерь энергии в формуле Бете–Блоха ядерный заряд иона заменяют эффективным зарядом ieff, который зависит от скорости иона и может изменяться по мере прохождения иона через мишень. После установления зарядового равновесия потери энергии можно представить в виде:

(1)
${{\left( { - \frac{{dE}}{{dx}}} \right)}_{e}} = \frac{{4\pi {{e}^{4}}}}{{m{{V}^{2}}}}i_{{{\text{eff}}}}^{2}{{Z}_{t}}\ln \left( {\frac{{2m{{V}^{2}}}}{I}} \right),$
где e и m – заряд и масса электрона, Zt – заряд ядра атома среды, I – потенциал ионизации атома, который приближенно определяют как I = ZtI0, где I0 = 13.6 эВ. Поправки, связанные с оболочечной структурой и поляризацией среды в (1), в настоящей работе не рассматриваются, поскольку основной целью является качественный анализ особенностей поведения потерь энергии в зависимости от скорости иона.

Существуют различные полуэмпирические приближения для описания зависимости среднего эффективного заряда иона от его скорости, которые, например, приводят к постоянному значению Se в области максимума [7], или сложные универсальные выражения с большим количеством параметров [8]. В настоящей работе используем более компактные и удобные для проведения расчетов выражения для среднего заряда ионов, полученные при описании торможения ионов в углеродной мишени:

(2)
$\frac{{\bar {i}}}{Z} = 1 - \exp ( - X),$
где $X = Y;\,\,\,\,Y = {V \mathord{\left/ {\vphantom {V {\left( {V{\kern 1pt} {\text{'}}{{Z}^{{0.45}}}} \right)}}} \right. \kern-0em} {\left( {V{\kern 1pt} {\text{'}}{{Z}^{{0.45}}}} \right)}},$ $V{\kern 1pt} ' = 3.6 \times {{10}^{8}}{{{\text{с м }}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{\text{с м }}} {\text{с }}}} \right. \kern-0em} {\text{с }}}$ [9] или $X = - 1.25 + 0.32Y - 0.11{{Y}^{2}}$ [10]. Подставляя выражение для эффективного заряда (2) в формулу (1), получим зависимость потерь энергии (–dE/dx)e от скорости иона, максимум которой можно найти с помощью стандартных математических методов. Условие максимума удобно представить в виде:
(3)
$\begin{gathered} {{F}_{1}}(V,{{Z}_{t}}) = {{F}_{2}}(V,Z),\,\,{{F}_{1}}(V,{{Z}_{t}}) = \ln \left( {\frac{{4{{V}^{2}}}}{{{{Z}_{t}}}}} \right), \\ {{F}_{2}}(V,Z) = \frac{{{{\ell }^{{kV}}} - 1}}{{{{\ell }^{{kV}}} - kV - 1}}, \\ \end{gathered} $
где $k = {{(1.64{{Z}^{{0.45}}})}^{{ - 1}}},$ скорость V выражена в атомных единицах.

На рис. 1 представлены результаты расчетов F1(V, Zt) и F2 для ионов с Z = 3–10 в углеродной мишени (Zt = 6). Точки пересечения зависимостей F1(V, Zt) и F2(V, Z) определяют значения скоростей Vmax, при которых потери энергии (1) достигают максимума. Из приведенных графиков видно, что значения Vmax возрастают с увеличением Z, что соответствует известной зависимости Vmax = V0Z 2/3 и результатам расчетов по программам SRIM [11] и PASS [12]. Результаты расчетов Vmax приведены в табл. 1. Необходимо отметить, что увеличение атомного номера мишени (пунктирная кривая $F_{{\text{1}}}^{*}$ на рис. 1) приводит к увеличению значения Vmax для данного Z. Таким образом, проведенное рассмотрение позволяет подтвердить полученное на основе анализа экспериментальных данных положение о том, что максимум Se max при увеличении заряда ядра налетающего иона и атомного номера мишени смещается в область больших скоростей [2].

Рис. 1.

Зависимости F1(V,Zt) и F2(V,Z) от скорости ионов V. Значения Z указаны рядом с кривыми: F1 соответствует углеродной мишени, $F_{{\text{1}}}^{*}$ – воздуху. Точки пересечения определяют значения Vmax (указаны стрелками).

Подставляя выражение для среднего эффективного заряда (2) в формулу Бете–Блоха (1), с учетом соотношения (3) можно получить выражение для максимального значения потери энергии:

$\begin{gathered} {{S}_{{e\max }}} = \frac{{4\pi {{e}^{4}}}}{{m{{V}_{0}}^{2}}}{{Z}_{t}}{{Z}^{2}}{{\left( {\frac{{1 - {{\ell }^{{ - k{{V}_{{{\text{max}}}}}}}}}}{{{{V}_{{\max }}}}}} \right)}^{2}} \times \\ \times \,\,\left( {1 + \frac{{k{{V}_{{\max }}}}}{{{{\ell }^{{k{{V}_{{\max }}}}}} - 1 - k{{V}_{{\max }}}}}} \right), \\ \end{gathered} $
где скорость иона Vmax выражена в ат. ед. Результаты расчетов максимальных значений потерь энергии ионов (табл. 1) согласуются с результатами расчетов SRIM и PASS в пределах 10% для ионов с Z  ≥ 4. Для ионов Li значение Vmax, определенное по рис. 1, является завышенным, а значение Se max – заниженным. Неудовлетворительный результат связан, вероятно, с небольшим количеством электронов и особенностями электронной структуры атомов Li.

В области скоростей V < V0Z 2/3 потери энергии линейно возрастают с увеличением скорости, что описывается, например, с помощью приближения Фирсова [13]:

${{S}_{e}} = 2.34 \times {{10}^{{ - 15}}}(Z + {{Z}_{t}})V,$
где Se выражается в единицах [эВ · см2/атом], скорость иона V – в единицах 108 см/с, 1/4 ≤ Z/Zt ≤ 4.

На рис. 2 представлены результаты расчетов потерь энергии ионов N в углеродной мишени в зависимости от их скорости, выполненных с помощью выражений (1), (2) и (5). Из рисунка видно, что использование среднего эффективного заряда (2) в формуле Бете–Блоха (1) позволяет описать максимум в зависимости потерь энергии от их скорости, однако значения Se занижены относительно данных SRIM при V < Vmax. Полученное расхождение можно объяснить отмечавшейся в [2] особенностью потерь энергии при уменьшении энергии ионов: электроны внутренней оболочки атома мишени не участвуют в процессах ионизации, в результате средний потенциал ионизации, входящий в (1), перестает быть постоянным и изменяется в зависимости от V. В [14] эффективное число электронов атомов среды, участвующих в процессе торможения, было определено как $Z_{t}^{'} \approx Z_{t}^{{{2 \mathord{\left/ {\vphantom {2 3}} \right. \kern-0em} 3}}}.$ Если при расчетах Se по формуле (1) полагать, что заряд ядра атома мишени равномерно возрастает от $Z_{t}^{{{2 \mathord{\left/ {\vphantom {2 3}} \right. \kern-0em} 3}}}$ при V = 1.5 ат. ед. до Zt при V = Vmax, то совпадение результатов расчетов в настоящей работе и расчетов по программам SRIM и PASS существенно улучшается.

Рис. 2.

Потери энергии ионов азота в углероде в зависимости от их скорости. Расчеты настоящей работы: сплошная линия – по формуле Бете–Блоха, штрихпунктирная линия – с учетом эффективного уменьшения заряда ядра атома мишени; пунктирная кривая – по формуле (5). Символы: ◼ – данные SRIM, ⚫ – данные PASS.

Аналогичные расчеты для потерь энергии ионов Ne (рис. 3), выполненные с помощью (1), расходятся в пределах 10% с полуэмпирическими данными SRIM, но согласуются с теоретическими расчетами PASS. По-видимому, при теоретическом описании потерь энергии не учитывается особенность электронной структуры инертного газа, которая проявляется в экспериментальных результатах.

Рис. 3.

Потери энергии ионов неона в углероде в зависимости от их скорости. Расчеты настоящей работы: сплошная линия – по формуле Бете–Блоха, пунктирная кривая – по формуле (5). Символы: ◼ – данные SRIM, ⚫ – данные PASS.

Применимость формулы (1) при уменьшении скорости иона ограничивается поведением логарифмической функции, что в соответствии с F1(V,Zt) в (3) дает V > 1.5 ат. ед. В интервале скоростей 1–2.5 ат. ед. линейная зависимости потерь энергии от скорости успешно описывается приближением (5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование эффективного среднего заряда иона при расчетах потерь энергии ионов с Z = 3–10 в углероде позволило с помощью приближения Бете–Блоха определить скорости ионов Vmax, при которых потери энергии ионов достигают максимального значения, а также величину максимума потерь энергии Se max. Полученные результаты подтвердили полученный ранее на основе анализа экспериментальных данных вывод о том, что максимум потерь энергии Se max смещается в область больших скоростей при увеличении как заряда ядра налетающего иона, так и атомного номера мишени.

Расчеты, проведенные с помощью формулы Бете–Блоха в области максимума потерь энергии и при V > Vmax, позволяют описать потери энергии ионов с Z = 4–10 при учете отличия эффективного среднего заряда от заряда ядра иона. При V < Vmax формулу Бете–Блоха можно использовать вплоть до скорости V = 2 ат. ед., однако необходимо учитывать уменьшение эффективного числа электронов атомов среды, участвующих в процессе торможения. Принимая во внимание отмеченные особенности, и используя формулу Бете–Блоха совместно с формулой Фирсова для V < Vmax, можно описать потери энергии рассмотренных ионов в диапазоне скоростей 1–10 ат. ед.

Таблица 1.

Результаты расчетов Vmax (ат. ед.) и Semax (1015 эВ · см2/ат.) для различных зарядов ядра ионов Z в углеродной мишени

Z Vmax
Настоящая работа
Vmax
SRIM
Vmax
PASS
Z 2/3 Se max
Настоящая работа
Se max
SRIM
Se max
PASS
3 3.38 2.93 2.45 2.08 46 72 64.8
4 3.55 3.33 2.83 2.52 81 92 92.2
5 3.74 3.30 3 2.92 100 118 120
6 3.88 3.54 3.32 3.30 133 148 150
7 4.00 3.78 3.46 3.66 170 175 179.4
8 4.13 3.79 3.74 4.00 204 208 209
10 4.33 4.69 4.24 4.64 272 258 270

Полученные результаты могут быть использованы, если необходимы быстрые аналитические оценки потерь энергии ионов, а также для аппроксимации кривой потерь энергии с помощью степенных функций, удобных для расчетов пробегов ионов в веществе.

Список литературы

  1. Далгарно А. Пробеги и потери энергии. // Атомные и молекулярные процессы. М.: Мир, 1964. С. 540.

  2. Теплова Я.А., Николаев В.С., Дмитриев И.С., Фатеева Л.Н. // ЖЭТФ. 1962. Т. 42. Вып. 1. С. 44.

  3. Teplova Ya.A., Belkova Yu.A., Yuminov O.A. // Nucl. Instrum. Methods Phys. Res. B. 2005. V. 230. P. 73.

  4. Belkova Y.A., Novikov N.V., Teplova Y.A. // Nucl. Instrum. Methods Phys. Res. B. 2015. V. 343. P. 110.

  5. Белкова Ю.А., Новиков Н.В., Теплова Я.А. // Поверхность. Рентген., синхротр. и нейтрон. исслед. 2016. Т. 4. С. 56.

  6. Belkova Yu.A., Teplova Ya.A. // Rad. Effects Defects in Solids. 2018. V. 173. № 3–4. P. 175. doi 10.1080/10420150.2018.1462365

  7. Дмитриев И.С., Николаев В.С. // ЖЭТФ. 1964. Т. 47. С. 615.

  8. Schiwietz G., Czerski K., Roth M. et al. // Nucl. Instrum. Methods Phys. Res. B. 2004. V. 225. P. 4.

  9. Shima K., Ishihara T., Mikumo T. // Nucl. Instrum. Methods Phys. Res. B. 1984. V. 2. P. 222.

  10. To K.X., Drouin R. // Nucl. Instrum. Methods. 1979. V. 160. P. 461.

  11. Ziegler J.F. SRIM: the Stopping and Range of Ions in Matter (www.srim.org).

  12. Bimbot R., Geissel H., Paul H. et al. // J. Intern. Commission Rad. Units and Measurements (ICRU). V. 5. № 1. Rep. 73. Oxford University Press, 2005. 253 p.

  13. Фирсов О.Б. // ЖЭТФ. 1959. Т. 36. С. 1517.

  14. Теплова Я.А., Николаев В.С., Дмитриев И.С., Фатеева Л.Н. // ЖЭТФ. 1958. Т. 34. Вып. 3. С. 559.

Дополнительные материалы отсутствуют.