Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2020, № 1, стр. 68-73

Сверхструктурное упорядочение в гидрированных диффузионных фильтрах-мембранах системы Pd–In–Ru

О. В. Акимова *

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
119991 , Москва, Россия

* E-mail: akimova@physics.msu.ru

Поступила в редакцию 22.01.2019
После доработки 06.02.2019
Принята к публикации 07.02.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

На примере сплава на основе палладия, а именно системы Pd–In–Ru, рассмотрены особенности наноструктуры диффузионных фильтров-мембран по данным рентгеновской дифракции с применением синхротронного излучения. Проведен сравнительный анализ физического размытия структурных и сверхструктурных отражений. Показано различное влияние гидрирования мембран на матричную фазу и сверхструктурные домены.

Ключевые слова: рентгеновская дифракция, синхротронное излучение, сверхструктура, субструктура.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в водороде высокой степени чистоты возрастает с каждым годом. Он необходим для целого ряда инновационных технологий и проектов [14]. При диффузионной сепарации из водородсодержащих газовых смесей избирательная проницаемость палладия обеспечивает высокий уровень восстановления водорода (вплоть до 99%) и наивысшую степень его очистки от примесей (свыше 99.9999%) [57]. Гидрирование металлических фильтров-мембран в процессе работы приводит к возникновению упругих остаточных деформаций в матрице сплава [8], значительному росту концентрации вакансий [9, 10], активизирует диффузионные перемещения атомов [11, 12] и миграцию границ зерен [13, 14]. Отмеченное после гидрирования увеличение степени дисперсности субструктуры [15, 16] ограничивает дислокационный механизм пластической деформации и может повысить твердость материала. Показатели прочности, пластичности и водородопроницаемости [1721] металлических диффузионных фильтров особенно чувствительны к изменениям концентрационной гомогенности сплава и к возникновению областей упорядочения [20, 22, 23]. Необходимо более глубокое понимание процессов формирования и развития областей сверхструктурного упорядочения при гидрировании мембран.

Цель настоящей работы – анализ дифракционного размытия структурных и сверхструктурных рефлексов, полученных с использованием синхротронного излучения (СИ) для диффузионных фильтров-мембран системы Pd–In–Ru [24].

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДИФРАКЦИОННЫХ ДАННЫХ

Мембраны указанного состава были изготовлены исследовательской группой Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова Российской академии наук (ИМЕТ РАН) [5] из материалов высокой степени чистоты (~99.9%). Порядок изготовления мембран толщиной 50 мкм и результаты их работы в качестве фильтров в установке по определению водородопроницаемости подробно рассмотрены в [5].

После работы в качестве диффузионных фильтров мембраны (фольгу 1 и фольгу 2) хранили в нормальных условиях (комнатная температура и давление). С целью изучения изменения структурного состояния сплава Pd–(6 мас. %)In–(0.5 мас. %)Ru в процессе релаксации после гидрирования фольгу 2 в 2011 г. электролитически насыщали водородом (электролит – 4% водный раствор NaF) в течение 0.5 ч при плотности тока 10 мА/см2 [11]. После насыщения ее исследовали методами рентгеновской дифрактометрии с использованием CuKα1-излучения [11]. Съемку проводили по схеме фокусировки Брэгга-Брентано. Дифракционные отражения соответствовали кубической сингонии матрицы сплава на основе палладия (пр. гр. Fm$\overline 3 $m). Были получены рентгенографические данные о структуре слоя твердого раствора на основе палладия толщиной до 6 мкм со стороны насыщения фольги водородом (А) и с противоположной стороны (В) [9, 11, 25]. С целью уточнения фазового состава фольг по их полной толщине 50 мкм был выполнен рентгеновский эксперимент в угловом диапазоне 11°–40° на оборудовании станции “Структурное материаловедение” Курчатовского источника синхротронного излучения [24, 26, 27]. Съемка мембран и эталонного порошкового образца-стандарта CeO2 с использованием СИ проводилась в идентичных условиях в геометрии “на пропускание” [24]. Было установлено, что положения присутствующих на дифрактограммах интенсивных максимумов соответствуют гранецентрированной кубической решетке “базисной” фазы фольг [11]. Также эксперимент с использованием СИ [24] показал, что на дифрактограммах в области 5°–10° присутствуют рефлексы, отвечающие областям сверхструктурного упорядочения атомов металлов. Эти отражения соответствуют двум фазам: Au3Cu–(Pd3In) и AuCu–(PdIn) [23]. Различия профилей сверхструктурных рефлексов на дифрактограммах [24] указали на возможное влияние электролитического гидрирования на процессы порядок–беспорядок [22] в областях сверхструктурного упорядочения атомов металлов.

В настоящей работе согласно методике, подробно рассмотренной в [28], проведен анализ возможных причин физического размытия дифракционных пиков, отвечающих областям сверхструктурного упорядочения в системе Pd–In–Ru. Аппроксимация дифракционных профилей проводилась с использованием программного пакета Fityk-0.9.8 [29].

Так как фазовая диаграмма системы Pd–In–Ru в литературе отсутствует, то, учитывая небольшую концентрацию атомов Ru в сплаве, близкие порядковые номера химических элементов Pd и Ru в таблице Д.И. Менделеева (46 и 44 соответственно) и схожие атомные факторы рассеяния, при анализе структурного состояния мембран рассматривали фазовую диаграмму системы Pd–In [30].

Для обеих фольг были проанализированы угловые зависимости βhkl(tg θhkl) и βhkl(sec θhkl) с целью установления характера распределения дислокаций (хаотического или с образованием малоугловых границ типа полигонизации). Функция Гаусса хорошо описывала профили дифракционных отражений. В этом случае [28] соотношение между физическим уширением дифракционного пика (βhkl), размерами областей когерентного рассеяния (Dhkl) и микродеформациями (εhkl) в них имеет вид:

(1)
${{({{\beta }_{{hkl}}})}^{2}} = {{\left( {\frac{\lambda }{{{{D}_{{hkl}}}\cos \theta }}} \right)}^{2}} + 16{{({{\varepsilon }_{{hkl}}})}^{2}}t{{g}^{2}}\theta .$
При определении параметров микроструктуры использовали величины физического размытия пиков для двух порядков отражения от одной системы плоскостей, чтобы избежать эффектов, связанных с анизотропией размеров областей когерентного рассеяния (ОКР(hkl)) и величин микродеформаций в них.

Построение зависимостей (βhkl)2 cos2 θhkl от sin2 θhkl позволило оценить величины Dhkl и εhkl графическим методом Вильямсона–Холла [31], разделив вклады в уширение дифракционных пиков двух параметров: эффективных размеров ОКР(hkl) и микроискажений. Величина εhkl × × (sin2θ2h2k2l – sin2θhkl) ≥ 0, поэтому определение величин Dhkl и εhkl данным методом возможно, если

(2)
$\beta _{{2h2k2l}}^{2}{{\cos }^{2}}{{\theta }_{{2h2k2l}}} \geqslant \beta _{{hkl}}^{2}{{\cos }^{2}}{{\theta }_{{hkl}}}.$

В случае невыполнения условия (2) эффективные размеры ОКР(hkl) оценивали по формуле Шеррера [32]:

(3)
${{D}_{{hkl}}} = \frac{{k\lambda }}{{{{\beta }_{{hkl}}}\cos {{\theta }_{{hkl}}}}},$
где λ – длина волны излучения, k ≈ 1 – формфактор кристаллитов [28], βhkl физическое уширение дифракционного максимума при угле дифракции θhkl.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявление сверхструктурных доменов в обеих фольгах, сходство соответствующих им дифракционных профилей (рис. 1) позволили предположить [24], что начальный этап формирования областей упорядочения активирован при первом гидрировании мембран в ходе определения их водородопроницаемости. Различия профилей отражений свидетельствуют о процессах порядок–беспорядок в доменах сверхструктурного упорядочения атомов металлов при гидрировании мембран.

Рис. 1.

Профили сверхструктурных отражений для ОКР(100) (а), ОКР(110) (б) фазы Pd3In ОКР(111) фазы PdIn (в).

Определение процессов, выявляющих действие электролитического гидрирования на сплав, следует и из анализа дифракционного уширения структурных и сверхструктурных отражений. Для обеих фольг были рассмотрены угловые зависимости βhkl(tg θhkl) и βhkl(sec θhkl) для “базисной фазы”. Пропорциональность дифракционного уширения отражений βhkl величине tg θhkl для матричной фазы обеих фольг определена более точно при линейной аппроксимации (рис. 2), что свидетельствует о дефектах, обусловленных дальнодействующими полями смещений атомов из узлов кристаллической решетки [32]. Но в случае фольги 1 (рис. 2а) на величину βhkl преимущественно влияют хаотически распределенные в кристаллитах дислокации [32], и вклад в дифракционное размытие линий вносят как дисперсность структуры, так и микродеформации в блоках.

Рис. 2.

Дифракционное размытие βhkl отражений матричной фазы в зависимости от tgθ для фольги 1 (а) и фольги 2 (б).

В случае фольги 2, как и в случае фольги 1, линейная пропорциональность дифракционного уширения отражений βhkl величинам tg θhkl определена более точно (рис. 2б), но физическое размытие βhkl отражений ОКР(111) превышает аналогичные характеристики отражений ОКР(100), что свидетельствует о более широком распределении по концентрации легирующего компонента в ОКР(111). Ранее [25] для приповерхностного слоя (6 мкм) фольги был установлен подобный факт: более широкое распределение ОКР(100) по концентрации индия. Для ОКР(111) в приповерхностных слоях (6 мкм) было отмечено опережение событий в процессе релаксации фольги 2 после гидрирования по сравнению с ОКР(100) [25], а именно выделение фаз концентрации, отличной от матричной. Подобные процессы ожидаемы в случае уширения распределения по концентрации ОКР(hkl).

Тот факт, что в случае ОКР(111) уширение отражений первого порядка превышает уширение отражений дальних порядков (рис. 2б), свидетельствует о преимущественном влиянии дисперсности структуры и распределении дислокаций в малоугловых границах блоков. При преобладающем вкладе в размытие отражений дисперсности структуры применение метода Вильямсона–Холла нецелесообразно, и оценка размеров ОКР(111) была проведена согласно формуле Шеррера [32]. Расчеты показали нанодисперсность структуры и практически равные размеры ОКР(100), ОКР(110) и ОКР(111) для “базисной” фазы фольг (табл. 1).

Таблица 1.  

Размеры областей когерентного рассеяния D “базисных фаз” фольг, доменов сверхструктурного упорядочения и микронапряжения (εф1) в ОКР(111)

hkl Dф1, нм εф1 × 10–3 ${{D}_{{({\text{P}}{{{\text{d}}}_{3}}{\text{In}}){\text{ф1}}}}},$ нм D(PdIn)ф1, нм Dф2, нм ${{D}_{{({\text{P}}{{{\text{d}}}_{3}}{\text{In}}){\text{ф2}}}}},$ нм D(PdIn)ф2, нм
100 24(1) 0.47(2) 21(1) 21(1) 23(1) 19(1) 24(1)
110 24(1) 0.75(2) 20(1) 80(1) 24(1) 26(1) 75(1)
111 26(1) 1.06(2) 20(1) 27(1) 23(1) 37(1) 30(1)

Изменение параметров ahkl и βhkl сверхструктурных фаз в зависимости от индексов Миллера показано на рис. 3. Как видно, зависимости ahkl(hkl) и βhkl(hkl) (рис. 3в, г) схожи для обеих фольг в случае сверхструктурной фазы PdIn (ошибки определения величин ahkl и βhkl сверхструктурных фаз в большинстве случаев соответствуют размерам символов). В обоих случаях соблюдается соотношение β100 > β110 > β111, что не характерно для аналогичных параметров сверхструктурной фазы Pd3In (рис. 3а, б). Следует отметить малое различие величин ahkl для ОКР(100), ОКР(110) и ОКР(111) фазы Pd3In (рис. 3а, б): величина |(a100a111)| для фольги 1 составила 0.04 Å, для фольги 2 эта же величина равна 0.01 Å. Для фазы состава PdIn величина |(a100a111)| для фольги 1 составила 0.53 Å, для фольги 2 эта же величина равна 0.44 Å. Для сверхструктурной фазы PdIn соотношение a100 > a111 > a110 выполняется в обеих фольгах.

Рис. 3.

Параметры ahkl (1) и βhkl (2) сверхструктурных доменов в зависимости от индексов Миллера для фольги 1 (а, б) и фольги 2 (в, г) фаз Pd3In (а, в) и PdIn (б, г).

Результаты рентгеноструктурного исследования фольг свидетельствует о влиянии электролитического гидрирования на кристаллическую решетку сверхструктурных доменов, причем в случае фазы Pd3In это влияние более выражено. Приведенные в табл. 1 размеры доменов сверхструктурного упорядочения фольги 1 показали, что размеры ОКР(100), ОКР(110), и ОКР(111) сверхструктурной фазы Pd3In близки, как и размеры ОКР “базисной” фазы этой фольги, а вот размеры ОКР(110) сверхструктурной фазы Pd–In превышают размеры ОКР(100) и ОКР(111) в 3.7 и 2.9 раза.

В случае “базисной фазы” фольги 2, как и “базисной” фазы фольги 1, размеры ОКР(100), ОКР(110), и ОКР(111) близки. Размеры ОКР(110) сверхструктурной фазы PdIn превышают размеры ОКР(100) в 3.1 раза и ОКР(111) в 2.5 раза, а в случае фазы Pd3In размеры ОКР(111) больше по сравнению с ОКР(100), и ОКР(110) в 1.9 и 1.4 раза соответственно.

Сравнение размеров областей когерентного рассеяния матричной фазы и доменов сверхструктурного упорядочения выявляет превалирующее действие электролитического гидрирования на области сверхструктурного упорядочения, а именно сверхструктурную фазу Pd3In. Наблюдается анизотропное изменение размеров ее ОКР(hkl).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа дифракционного уширения сверхструктурных максимумов рассмотрены процессы порядок–беспорядок, выявляющие действие электролитического гидрирования на структуру диффузионных фильтров-мембран.

В результате проведенного анализа субструктуры диффузионных фильтров обнаружены различия эффективных размеров и формы кристаллитов матричной фазы и доменов упорядочения. Эти различия усиливаются в результате гидрирования, что может приводить к возникновению напряжений и последующим деформациям на границах раздела фаз.

Уникальные характеристики синхротронного излучения позволили глубже рассмотреть структуру металлических мембран, востребованных при получении водорода высокой степени чистоты, и процессы изменения их структурного состояния при гидрировании.

Список литературы

  1. Stiller C., Schmidt P., Michalski J. // World Renewable Energy Congress. Link’ping University Electronic Press. 2011. V. 15. P. 4202.

  2. Tereshchuk V.S. // Russ. Engin. Res. 2011. V. 31. P. 1205.

  3. Гусев А.В., Корнев Р.А., Суханов А.Ю. // Неорган. материалы. 2006. Т. 42. С. 1123.

  4. Словецкий Д.И. // Драгоценные металлы и драгоценные камни. 2003. № 1. С. 119.

  5. Burkhanov G.S, Gorina N.B., Kolchugina N.B., Roshan N.R. // Platinum Metals Rev. 2011. V. 55. № 1. P. 3.

  6. Алефельд Г., Фелькл И. Водород в металлах. М.: Мир, 1981. Т. 2. 430 с.

  7. Grashoff G.J., Pelkington C.E., Corty C.W. // Platinum Metals Rev. 1983. V. 27. P. 157.

  8. Knyaginichev A.V., Sok Kh.Kh., Avdyukhina V.M. et al. // Phys. Solid State. 2001. V. 43. P. 207.

  9. Акимова О.В., Авдюхина В.М., Щетинин И.В. // Физика металлов и металловедение. 2016. Т. 117. № 2. С. 1.

  10. Fukai Y., Okuma N. // Phys. Rev. Lett. 1994. V. 73. Iss. 12. P. 1640.

  11. Авдюхина В.М., Акимова О.В., Левин И.С., Ревкевич Г.П. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. 2011. № 1. С. 33.

  12. Ревкевич Г.П., Миткова М.К., Кацнельсон А.А. // Вестн. МГУ. 1997. № 38. С. 30.

  13. Dos Santos D.S., Tavares S.M., Miraglia S. et al. // J. Alloys Compd. 2003. V. 356. P. 258.

  14. Oвидькo A.И. // Mater. Phys. Mechan. 2009. V. 8. P. 174.

  15. Иевлев В.М. // Конденсированные среды и межфазные границы. 2013. Т. 15. С. 121.

  16. Акимова О.В., Щетинин И.В. // Физика металлов и металловедение. 2016. Т. 117. № 11. С. 1160.

  17. Мищенко А.П., Рошан Н.Р., Кореновский Н.Л. и др. // Тез. Рос. конф. “Мембраны-95”. Москва, 1995. С. 193.

  18. Физическое материаловедение. / Ред. Калин Б.А. М.: МИФ, 2008. Т. 3. 808 с.

  19. Tawancy H.M. // Mater. Sci. Engin. A. 2018. V. 719. P. 93.

  20. Диаграммы состояния металлических систем. Обзор исследований. М.: Наука, 1968. 323 с.

  21. Ремпель А.А., Гусев А.И. // Физика твердого тела. 2000. Т. 42. С. 1243.

  22. Straumal B.B., Kilmametov A.R., Lopez G.A. et al. // Acta Materialia. 2017. V. 125. C. 274.

  23. Кривоглаз M.A., Смирнов A.A. Теория упорядочивающихся сплавов. M.: ГИФМЛ, 1958. 388 с.

  24. Akimova O.V., Veligzhanin A.A. // Nanosystems: Phys., Chem., Math. 2018. V. 9. № 6. P. 741.

  25. Акимова О.В., Авдюхина В.М., Левин И.С., Ревкевич Г.П. // Изв. РАН. Сер. физ. 2014. Т. 78. № 11. С. 1443.

  26. Chernyshov A.A., Veligzhanin A.A., Zubavichus Y.V. // Nucl. Instrum. Methods Phys. Res. A. 2009. V. 603. Iss. 1–2. P. 95.

  27. Ковальчук М.В., Квардаков В.В., Корчуганов В.Н. // Природа. 2013. № 12. С. 25.

  28. Иверонова В.И., Ревкевич Г.П. Теория рассеяния рентгеновских лучей. М.: Изд-во МГУ, 1978. 277 с.

  29. Wojdyr M. // J. Appl. Crystallogr. 2010. V. 43. P. 1126.

  30. Диаграммы состояния двойных металлических систем. Т. 3. Кн. 1. / Ред. Лякишев Н.И. М.: Машиностроение, 2001. 872 с.

  31. Williamson G.K., Hall W.H. // Acta Metall. 1953. V. 1. P. 22.

  32. Кривоглаз М.А. Дифракция рентгеновских лучей и нейтронов в неидеальных кристаллах. Киев: Наук. думка, 1983. 407 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.