Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2021, № 7, стр. 38-42

Возможность использования хрома в качестве коммутационного материала для CrSi2

Ф. Ю. Соломкин a, А. Ю. Самунин a, Н. В. Зайцева a, Н. В. Шаренкова a, Г. Н. Исаченко a, К. Л. Самусевич c, В. В. Клечковская b*, А. С. Орехов b, Е. В. Ракова b, Е. В. Дроздова b

a Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН
194021 Санкт-Петербург, Россия

b Институт кристаллографии им. А.В. Шубникова ФНИЦ “Кристаллография и фотоника” РАН
119333 Москва, Россия

c Университет ИТМО
197101 Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: klechvv@crys.ras.ru

Поступила в редакцию 25.12.2020
После доработки 23.01.2021
Принята к публикации 25.01.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследована возможность использования слоев металлического хрома в качестве коммутационного материала для среднетемпературного термоэлектрика CrSi2. Образцы CrSi2/Cr получали методом горячего прессования мелкодисперсного электролитического порошка хрома с монокристаллическим и поликристаллическим дисилицидом хрома c последующим высокотемпературным отжигом. Методами рентгенофазового анализа, растровой электронной микроскопии, энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии и дифракции обратно рассеянных электронов показано, что как в объеме термоэлектрического материала, так и на границе раздела Cr–CrSi2 дополнительные фазы не образуются. Следовательно, Сr может быть рекомендован в качестве коммутационного материала.

Ключевые слова: дисилицид хрома, металлический хром, коммутационный материал, граница раздела фаз, растровая электронная микроскопия, рентгенофазовый анализ.

ВВЕДЕНИЕ

При поиске наиболее эффективных термоэлектрических материалов особое внимание уделяют применению новых и оптимизации существующих термоэлектрических соединений. Важным вопросом для практического использования этих материалов является коммутация термоэлементов с токоподводами и их стабильность при термоциклировании.

Известно, что металл, используемый для коммутации, при высоких температурах может взаимодействовать с материалом полупроводника с образованием дополнительных фаз, влияющих на его физические свойства. В самом полупроводнике в результате эксплуатации при высоких температурах тоже могут наблюдаться фазовые переходы и образование дополнительных фаз, которые могут взаимодействовать с материалом токоподвода. Поэтому выбор коммутационного материала и исследование его взаимодействия с полупроводником важны для достижения стабильности физических свойств термоэлектрических преобразователей в процессе эксплуатации.

CrSi2 является одним из перспективных среднетемпературных термоэлектриков p-типа проводимости с шириной запрещенной зоны 0.35 эВ [1] и рекордным фактором мощности с максимумом 45 мкВт/(К2 · см) при Т = 600 К [2, 3]. Стабильность термоэлектрических свойств дисилицида хрома рассматривали в [2, 3], где была показана его высокая эффективность и перспективность для промышленного применения. Вопросы коммутации CrSi2 с токоподводами, выбора материала для коммутации и исследования возможности его взаимодействия с полупроводником при высоких температурах в известных к настоящему времени работах не были рассмотрены.

Согласно диаграмме состояния системы Cr–Si [46] и кристаллографической базе данных, существуют четыре кристаллические модификации силицида хрома, имеющие кубическую, тетрагональную и гексагональную элементарные ячейки (табл. 1) [79]. Известны две модификации дисилицида хрома, описываемыми пространственными группами (пр. гр.) P6222 и P6422.

Таблица 1.

Кристаллические модификации силицида хрома

Фаза Пр. гр. Параметры ячейки, нм Ссылка
a b с
Cr3Si Pm$\bar {3}$n 4.555 4.555 4.555 [7]
CrSi2 P6222 4.422 4.422 6.351 [7]
CrSi P213 4.62 4.62 4.620 [7]
Cr5Si3 I4/mcm 9.17 9.17 4.636 [8]
CrSi2 P6422 4.4283 4.4283 6.368 [9]

На термолектрические свойства и морфологию дисилицида хрома существенно влияют методы получения и технология синтеза материала [10, 11]. Как было показано в [3, 4], фактор мощности CrSi2 сильно зависит от условий кристаллизации. Так, при быстрой кристаллизации в объеме термоэлектрика выделяются микрокристаллы кремния, а при длительной направленной кристаллизации (метод Бриджмена) фактор мощности значительно возрастает, дополнительные фазы отсутствуют. При отжиге монокристаллов при 1573 К в течение 170 ч фактор мощности CrSi2 снижается до 20 мкВт/(К2 · см); при Т = 600 К наблюдается твердотельный фазовый переход с выпадением микрокристаллического кремния [2]. Такой же эффект обнаруживается при высокотемпературных измерениях термоэлектрических параметров спрессованных микрокристаллов дисилицида хрома, полученных из раствора в расплаве олова [3]. Следовательно, при определенных условиях CrSi2 может проявлять нестабильность состава.

При учете флуктуаций состава полупроводника в переделах области гомогенности [4] и вероятность появления вторичных фаз в результате высокотемпературного отжига в настоящей работе была поставлена цель исследовать микроструктуру, фазовый и химический составы образцов поликристаллического и монокристаллического дисилицида хрома, запрессованного в порошке хрома, чтобы понять возможность использования хрома в качестве коммутационного материала. Особое внимание было уделено изучению микроструктуры и фазового состава.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Чтобы сформировать резкую границу раздела между Cr и CrSi2, образцы изготавливали методом горячего прессования с последующим отжигом на воздухе. Для изоляции от влияний внешней среды дисилицид хрома целиком запрессовывали в объеме мелкодисперсного порошка электролитического хрома. Горячее прессование проводили в вакууме при температуре Т = 1213 К и давлении Р = 1 т/см2. Образцы отжигали на воздухе при Т = 1173 К в течение 50 ч.

Рентгенофазовый анализ проводили на дифрактометре ДРОН-3 (СuKα-излучение). Для изучения микроструктуры образцов в окрестности границы раздела и уточнения локального фазового состава был применен метод растровой электронной микроскопии (РЭМ) с использованием микроскопа FEI Quanta 200 3D (ускоряющее напряжение до 30 кВ), оборудованного рентгеновским энергодисперсионным спектрометром EDAX с Si(Li) детектором и приставкой регистрации дифракции обратно рассеянных электронов EDAX DigiView EBSD с разрешением 1392 × 1040 пикселей. Анализ химического состава образца осуществляли при ускоряющем напряжении 20 кВ. Картины дифракции обратно рассеянных электронов регистрировали при ускоряющем напряжении 30 кВ и токе пучка 9.7 нА. Обработка экспериментальных данных была реализована в программной среде MATLAB с помощью пакета MTEX [12 ] .

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Из диаграмм состояния Cr–Si следует, что синтез дисилицида хрома происходит при Т = = 1748–1843 К [46]. Это значительно выше температуры, при которой образцы запрессовывали в порошок хрома (1213 К). Анализ рентгенограмм полученных образцов, содержащих поликристаллический и монокристаллический дисилицид хрома, показал, что в объеме материала и на границе раздела Cr–CrSi2 вторичные фазы не образуются.

На рис. 1 представлены РЭМ-изображения микроструктуры образцов с поликристаллическим и монокристаллическим дисилицидом хрома в оболочке из порошка хрома. На рис. 1а, в показан общий вид поверхности поперечного среза образца, содержащего монокристалл CrSi2, а также увеличенное РЭМ-изображение участка границы раздела Cr–CrSi2 и профиль интенсивности РЭМ-изображения поперек границы радела (рис. 1в, вставка). На рис. 1б, 1г представлены аналогичные данные для образца, содержащего поликристаллический дисилицид хрома. Видно, что на границе раздела CrSi2–Cr наблюдается скачок интенсивности, свидетельствующий о том, что CrSi2 и Cr в условиях данных экспериментов химически не взаимодействуют друг с другом и дополнительные фазы не образуются.

Рис. 1.

РЭМ-изображения поверхностей поперечных срезов (а, б) и границ раздела CrSi2–Cr (в, г) для образцов с монокристаллическим (а, в) и поликристаллическим (б, г) дисилицидом хрома в оболочке Cr. На вставках – профили интенсивности поперек границ.

Химический состав образцов анализировали при ускоряющем напряжении 20 кВ. На рис. 2 представлены карты распределения хрома и кремния в образцах с монокристаллическим (рис. 2а, 2в) и поликристаллическим дисилицидом хрома (рис. 2б, 2г), полученные методом энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии (ЭДС). Видно, что распределение хрома и кремния в области CrSi2 и спрессованого порошка Cr равномерное. На рис. 2д, 2е изображены профили распределения хрома и кремния в образце вдоль линии сканирования, расположенной поперек границы раздела. Видно, что соотношение элементов остается постоянным по обе стороны границы раздела. На границе наблюдается скачок, свидетельствующий о резком изменении элементного состава. Данные ЭДС соответствуют предполагаемому составу образцов, в центре которых находится монокристаллический и поликристаллический дисилициды хрома, запрессованные в порошок хрома.

Рис. 2.

ЭДС-карты распределения кремния (а, б) и хрома (в, г) и профили распределения Cr и Si перпендикулярно границе CrSi2–Si (д, е) в образцах с монокристаллическим (a, в, д) и поликристаллическим CrSi2 (б, г, е), запрессованными в порошке Cr.

Кристаллическую структуру термоэлектрика и локальный фазовый состав вблизи границы раздела CrSi2/Cr также исследовали методом дифракции обратно рассеянных электронов. Сопоставление расчетных и экспериментальных картин Кикучи для известных фаз силицидов хрома показало наилучшее совпадение с гексагональной фазой CrSi2. На рис. 3 приведены для сопоставления экспериментальная картина Кикучи и расчетная в случае гексагональной фазы CrSi2 (пр. гр. P6222). Дифракционная картина порошка хрома в исследуемых образцах содержит два диффузных кольца, что свидетельствует о его нанокристаллическом или аморфном состоянии.

Рис. 3.

Экспериментальная картина Кикучи (а) и ее наложение на расчетное положение линий Кикучи для фазы CrSi2 (пр. гр. P6222) (б).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ электронно-микроскопических и рентгеновских данных, полученных при исследовании образцов с включенными монокристаллами и поликристаллами дисилицида хрома, запрессоваными в порошок хрома, показал, что горячее прессование и отжиг не влияют на фазовый состав поликристаллов и монокристаллов дисилицида хрома. Материалу полупроводника соответствует гексагональная фаза с пр. гр. P6222. В результате горячего прессования и последующего высокотемпературного отжига на границе раздела CrSi2–Сr вторичные фазы не формируются. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Сr может быть рекомендован в качестве коммутационного материала для создания устройств на основе термоэлектрика CrSi2.

Список литературы

  1. Fedorov M.I., Zaitsev V.K. // Handbook of Thermoelectric / Ed. by Rowe D.M. N.Y.: CRC press, 2006. P. 31.

  2. Соломкин Ф.Ю., Суворова Е.И., Зайцев В.К., Новиков С.В., Бурков А.Т., Самунин А.Ю., Исаченко Г.Н. // Журн. тех. физики. 2011. Т. 81. Вып. 2. С. 147.

  3. Соломкин Ф.Ю., Зайцев В.К., Новиков С.В., Самунин Ю.А., Исаченко Г.Н. // Журн. тех. физики. 2013. Т. 83. Вып. 2. С. 141.

  4. Gel’d P.V., Sidorenko F.A. // Silicides of Transition Metals of the Fourth Period. M.: Metallurgiya, 1971. P. 90.

  5. Gokhale A.B., Abbaschian G.J. // J. Phase Equilibria. 1987. V. 8. P. 474. https://doi.org/10.1007/BF02893156

  6. Okamoto H. // J. Phase Equilibria. 2001. V. 22. P. 593.

  7. Boren B. // Archive Chem., Mineral. Geol. 1933. № 11. P. 1.

  8. Dauben C.H., Templeton D.H., Myers C.E. // J. Phys. Chem. 1956. № 60. P. 443. https://doi.org/10.1021/j150538a015

  9. Tanaka K., Nawata K., Koiwa M., Yamaguchi M., Inui H. // Mater. Res. Soc. Symp. Proc. 2001. № 646. P. 4.3.1.

  10. Соломкин Ф.Ю., Зайцев В.К., Картенко Н.Ф., Колосова А.С., Орехов А.С., Самунин А.Ю., Исаченко Г.Н. // Журн. тех. физики. 2010. Т. 80. Вып. 1. С. 152.

  11. Соломкин Ф.Ю., Зайцев В.К., Картенко Н.Ф., Колосова А.С., Бурков А.Т., Урюпин О.Н., Шабалдин А.А. // Журн. тех. физики. 2010. Т. 80. Вып. 5. С. 157.

  12. Hielscher R., Schaeben C. // J. Appl. Crystallogr. 2008. V. 41. № 6. P. 1024. https://doi.org/10.1107/S0021889808030112

Дополнительные материалы отсутствуют.