Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2023, № 4, стр. 77-82

Pефрижератор 3Нe на основе охлаждения криокулером замкнутого цикла

А. Н. Черников a*

a Объединенный институт ядерных исследований
141980 Московская область, Дубна, Россия

* E-mail: chern@nf.jinr.ru

Поступила в редакцию 14.08.2022
После доработки 25.10.2022
Принята к публикации 25.10.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований ведутся работы по созданию газовых детекторов нейтронов. Для приготовления рабочей смеси газов необходимо использовать чистый 3Не, который получают путем вымораживания примесей. Для этой цели создан рефрижератор 3He. Рефрижератор также может использоваться для получения низких температур в физическом эксперименте. В настоящей работе исследованы режимы работы рефрижератора. В непрерывном режиме циркуляции 3He получена температура 0.78 К. При откачке паров 3He внешним насосом в разовом режиме охлаждения достигается температура 0.52 К. В работе также изучены релаксационные режимы, в которых в случае предварительно сконденсированного 3He роль насоса выполняет объем контейнера. Приведен режим, в котором температура испарителя релаксирует от 1 до 1.5 К в течение 11 суток.

Ключевые слова: сверхнизкие температуры, гелий-3, криокулеры, насос с активированным углем.

ВВЕДЕНИЕ

В Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Объединенного института ядерных исследований (ЛНФ ОИЯИ) традиционно развивается направление разработки газонаполненных детекторов тепловых нейтронов [13]. Одним из компонентов смеси газов, наполняющих такие детекторы, является 3Не. Технология сборки детектора подразумевает добавление чистого 3Не в заранее подготовленную смесь остальных газов. По истечении срока службы необходимо повторное заполнение детектора смесью газов. В силу высокой цены 3Не использование для этих целей нового объема заводского 3Не высокой чистоты очень дорогостоящее. Более рациональным представляется извлечение 3Не из использованной ранее в детекторе смеси путем его вымораживания. Для этого смесь газов необходимо охлаждать до температур ниже 3.3 К, отвечающих жидкому состоянию 3Не. Эти температуры можно получить в гелиевых криостатах или с использованием криокулеров замкнутого цикла, например, типа Гиффорда–Макмагона (ГM), и совмещая с ними рефрижератор, в котором происходит сжижение 3Не, а также откачка его паров.

В настоящей работе описана конструкция рефрижератора 3Не, предназначенного для очистки 3Не от примесей, с охлаждением криокулером ГМ. Также рассмотрены режимы работы этого рефрижератора, которые могут быть полезны для проведения нейтронных экспериментов с низкими температурами в области 1 К и ниже.

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Конструкцию установки во многом определил накопленный в ЛНФ ОИЯИ опыт использования криокулеров [46]. Так, в [4] исследовали шахтный криостат с вертикальной загрузкой для размещения образцов диаметром до 120 мм в холодной зоне. В этой конструкции шахта была изготовлена из тонкостенной трубы диаметром 150 мм из нержавеющей стали. Тепловой контакт образца со второй ступенью холодной головки криокулера обеспечивали с помощью теплообменного газа 4Не при давлении 1–10 мбар. При мощности холодной головки 0.7 Вт (температура 4.2 К), которая использовалась в криостате, финальная температура достигала 5 К. Она была ограничена конструктивными особенностями криостата, и влияние теплообменного газа на нее не было отмечено. В дальнейшем были проведены измерения теплопритока вдоль шахты в диапазоне давлений 1–20 мбар при использовании теплообменного газа 4He [5]. Величина этого теплопритока оказалась незначительной и практически не влияла на конечную температуру.

На основании этих измерений было принято решение поместить регенеративную часть холодной головки внутрь вертикальной шахты, аналогичной по размерам шахте в [4]. При заполнении шахты газообразным гелием с давлением до 20 мбар следовало ожидать, что криокулер будет работать без существенной потери холодопроизводительности.

В настоящей работе криостат был оснащен криокулером ГМ производительностью 1.5 Вт при 4.2 К. На холодной головке криокулера был размещен рефрижератор 3Не. Холодная головка и узлы рефрижератора были ориентированы вертикально сверху вниз. Конструкция криостата представлена на рис. 1. Рефрижератор 3Не представляет собой колонку теплообменников, расположенных на регенеративной части холодной головки. Внизу основного фланца 1 смонтирован контейнер 2, труба диаметром 150 мм из тонкостенной нержавеющей стали и длиной 390 мм. На коллекторе криостата 3 соосно с контейнером 2 установлена холодная головка 4. Длину контейнера определяли исходя из требования размещения в ней холодной головки и теплообменников. На первую и вторую ступень установлены теплообменники 5 и 6, соответственно, которые обеспечивают тепловую связь между стенкой контейнера, ступенями криокулера и гелием. Теплопередача между внешней поверхностью теплообменника и внутренней стенкой контейнера осуществляется за счет теплопроводности гелия в тонком зазоре. Тепловой экран 7 соединен механически со стенкой контейнера на уровне первой ступени криокулера; 8 – вакуумный корпус криостата. 3Не подается в контейнер через трубку 9, а откачивается через патрубок 10. Трубка 9 переходит в трубчатый теплообменник, состоящий из нескольких последовательно соединенных секций 1114. Теплообменник 14 оканчивается дросселем 15, обеспечивающим необходимое давление конденсации 3Не. Жидкий 3Не скапливается в испарителе 16, который соединен с контейнером посредством тонкостенной трубки 17 из нержавеющей стали диаметром 12 мм и длиной 60 мм. Между секциями теплообменников установлен насос с активированным углем 18, который поглощает примеси, находящиеся в 3Не. Пары гелия 3Не из испарителя поступают в контейнер и затем откачиваются через патрубок 10. Важным элементом рефрижератора является тепловой экран 19, который принимает температуру, близкую к температуре второй ступени холодной головки, и минимизирует теплоприток к испарителю.

Рис. 1.

Схема криостата с рефрижератором 3Не: 1 – основной фланец; 2 – контейнер; 3 – коллектор криостата; 4 – холодная головка; 5, 6 – теплообменники; 7 – тепловой экран; 8 – вакуумный корпус криостата; 9 – трубка; 10 – патрубок; 1114 – секции теплообменника; 15 – дроссель; 16 – испаритель; 17 – тонкостенная трубка; 18 – насос с активированным углем; 19 – тепловой экран; Т1, Т2, Т3 – кремниевые диоды; Т4 – терморезистор.

Температуру измеряли датчиками – кремниевыми диодами Т1, Т2, Т3 и терморезистором Т4. Датчик температуры Т1 расположен на второй ступени холодной головки; датчик Т2 расположен на 4 см выше теплообменника 6, датчик Т3 расположен внизу теплового экрана 7, датчик Т4 установлен снаружи испарителя 3Не. Датчик Т2 находился внутри колбы из теплоизоляционного материала. Тепловую связь этого датчика с гелием осуществляли по медному теплопроводу, который выводился из колбы и имел поверхность теплообмена с гелием около 2 мм2. Предполагалось, что при работе с 4Не по его показаниям можно регистрировать появление уровня жидкого гелия.

На рис. 2 представлено фото системы теплообменников, на рис. 3 – фото низкотемпературной части рефрижератора. На рис. 2, 3 нумерация элементов совпадает с нумерацией на рис. 1.

Рис. 2.

Система теплообменников рефрижератора. Обозначения как на рис. 1.

Рис. 3.

Низкотемпературная часть рефрижератора. Обозначения как на рис. 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Эксперименты с 4Не

Для проверки работоспособности криокулера, заключенного в контейнер, первоначально были проведены эксперименты, в которых использовался 4Не. Было сжижено 100 л 4Не, при этом произошло охлаждение до 2.3 К без использования откачки. Эта температура соответствует паспортной финальной температуре криокулера, если бы он эксплуатировался в вакуумном криостате. Для удержания температуры второй ступени 4.2 К потребовалась мощность 1.6 Вт, что немного больше ожидаемой паспортной мощности 1.5 Вт.

Эксперименты с 3Не

После включения криокулера 3Не в количестве около 20 л поступал в контейнер рефрижератора через патрубок 10 (рис. 1). Далее охлаждение проводили в два этапа. На первом этапе длительностью 25 ч циркуляция 3Не через теплообменники не осуществлялась. На втором этапе включали герметичный спиральный вакуумный насос производительностью 35 м3/ч. 3Не откачивался через патрубок 10 и возвращался обратно через трубку 9 в систему теплообменников и дроссель, после чего выходил в испаритель. Всего для охлаждения испарителя до температуры 2.3 К потребовалось 36 ч. Процесс охлаждения отображен на рис. 4.

Рис. 4.

Процесс охлаждения рефрижератора – графики изменения температуры датчиков T1–T4 во времени.

По достижении этой температуры происходило сжижение 3Не, и температура испарителя становилась ниже 1 К. В итоге температура испарителя достигала 0.78 К и могла держаться сколь угодно длительное время при постоянной конденсации 3Не. Так осуществляется непрерывный режим работы рефрижератора (рис. 5). Температура 0.78 К определяется проводимостью патрубка 10 (рис. 1), который имеет диаметр 16 мм и длину 100 мм, а также скоростью откачки используемого насоса.

Рис. 5.

Непрерывный режим работы рефрижератора  – графики изменения температуры датчиков T1, T2, T4 во времени.

В разовом режиме работы рефрижератора, в котором 3Не в систему теплообменников не подается, температура испарителя понижается до 0.52 К. На рис. 6 показана временная зависимость температуры испарителя при переходе от непрерывного режима к разовому и обратно. Переход осуществлялся путем открытия–закрытия вентиля подачи 3Не в теплообменники. При этом температура испарителя изменялась от 0.78 до 0.52 К.

Рис. 6.

Переход от непрерывного режима к разовому и обратно – графики изменения температуры датчиков T1, T4 во времени.

Режимы релаксации

На следующем этапе изучали режимы работы рефрижератора с нулевой скоростью внешней откачки 3Не при предварительно заполненном жидким 3Не испарителе. Эти режимы можно назвать режимами релаксации. Отметим, что в этих режимах криокулер не останавливается.

Была исследована временнáя зависимость температуры испарителя после отключения спирального насоса откачки 3Не. В этом случае 3Не испарялся в контейнер, который выполнял роль насоса. Если после осуществления разового режима и достижения 0.52 К внешней откачке отключали, то температура испарителя достаточно быстро достигала 0.85 К и затем медленно возрастала до 1 К (рис. 7). Далее происходило полное осушение испарителя, его температура быстро возрастала до 2.7 К и стабилизировалась. Аналогично, если прекращался непрерывный режим при 0.78 К и останавливалась внешняя откачка и конденсация, то температура испарителя достаточно быстро достигала 1.05 К и затем возрастала до температуры 1.53 К в течение 11 суток до осушения испарителя (рис. 8). Далее, как и в первом случае, происходил резкий скачок температуры до 2.5 К.

Рис. 7.

Режим релаксации – график изменения температуры датчика T4 во времени. Температура испарителя медленно возрастает от 0.85 до 1 К в интервале от 8 до 20 ч.

Рис. 8.

Режим релаксации – графики изменения температуры датчиков T1, T2, T4 во времени. Температура испарителя медленно возрастает от 1.05 до 1.5 К в течение 11 суток.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время представленный криостат используется для криогенной очистки 3Не от примесей. Процесс очистки и заправки детектора проводится в несколько этапов. Газовая смесь скачивается из детектора в баллон низкого давления (менее 1 бар). Затем смесь перекачивается в другой баллон через активированный уголь, охлажденный при помощи жидкого азота. Следующий этап очистки обеспечивает представленный в работе криостат. Однако для наполнения детектора необходимо давление не менее 7 бар. Для этого полученный чистый 3Не сжимается сорбционным насосом, охлажденным до 3.8 К криокулером замкнутого цикла, который расположен в другом криостате. Сорбционный насос представляет собой камеру объемом 200 см3 с высокопрочными стенками, 25% которой заполнены активированным углем. При температуре 3.8 К насос поглощает 25 л 3Не, который после нагрева до комнатной температуры создает давление 125 бар. Количество 3Не, полученного таким образом, обеспечивают заправку любого детектора, эксплуатируемого в ЛНФ. Отметим, что сорбционные насосы с охлаждением криокулером разработаны автором ранее и представлены, например, в [79].

Криостат может быть использован для физических исследований в области физики твердого тела. В этом случае образец устанавливают снаружи в нижней части испарителя. В дальнейшем подобная конструкция будет использована в качестве источника жидкого 4Не, жидкого или охлажденного 3Не, который внутри вакуумного криостата может питать другие устройства, например, рефрижераторы растворения 3Не в 4Не [10]. Эта конструкция может быть прогреваемой системой, в этом случае в режиме релаксации ее можно использовать в качестве охладителя туннельного сканирующего микроскопа на температурном уровне 1 К наряду с установкой [11, 12], работающей при температуре 4.2 К.

Список литературы

  1. Белушкин А.В., Богдзель А.А., Журавлев В.В. и др. // Физика твердого тела. 2010. Т. 52. № 5. С. 961. (Belushkin A.V., Bogdzel’ A.A., Zhuravlev V.V. et al. Phys. Solid State. 2010. V. 52. Р. 1025)https://doi.org/10.1134/S1063783410050306

  2. Белушкин А.В., Богздель А.А., Буздавин А.П. и др. // Письма в ЭЧАЯ. 2013. Т. 10. № 5. С. 713. (Belushkin A.V., Bogdzel’ A.A., Buzdavin A.P. et al. Phys. Particles Nucl. Lett. 2013. V. 10. Р. 436).https://doi.org/10.1134/S154747711305004X

  3. Churakov A.V., Belushkin A.V., Bogdzel A.A. et al. // J. Phys. Conf. Ser. 2018. V. 1021. № 1. P. 012021. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1021/1/012021

  4. Черников А.Н., Буздавин А.П., Журавлев В.В., Чол Р.К., Глазков В.П. // Поверхность. Рентген., синхротр. и нейтрон. исслед. 2010. № 11. С. 29. (Chernikov A.N., Buzdavin A.P., Zhuravlev V.V., Ryom Gwang Chol, Glazkov V.P. J. Surf. Invest.: X-ray, Synchrotron Neutron Tech. 2010. V. 4. Р. 898).https://doi.org/10.1134/S1027451010060042

  5. Chernikov A.N., Buzdavin A.P. // Phys. Part. Nucl. Lett. 2019. V. 16. P. 112. https://doi.org/10.1134/S1547477119020031

  6. Chernikov A.N., Dobrin I., Kovalenko N., Kulikov S.A., Culicov O., Popovichi I., Enache D., Dobrin A. // J. Phys. Conf. Ser. 2018. V. 1021 № 1. P. 012048 https://doi.org/10.1088/1742-6596/1021/1/012048

  7. Черников А.Н., Трофимов В.Н. // Приборы и техника эксперимента. 2003. Т. 46. № 4. С. 157. (Trofimov V.N., Chernikov A.N. Instruments and Experimental Techniques. 2003. V.46. № 4. С. 576).https://doi.org/10.1023/A:1025119107332

  8. Vystavkin A.N., Shitov S.V., Bankov S.E. et al. // Radiophys. Quantum Electronics. 2007. V. 50. № 10. P. 852. https://doi.org/10.1007/s11141-007-0077-x

  9. Черников А.Н., Трофимов В.Н. // Поверхность. Рентген., синхротр. и нейтрон. исслед. 2014. № 9. С. 108. (Chernikov A.N., Trofimov V.N. // J. Surf. Invest.: X-ray, Synchrotron Neutron Tech. 2014. V. 8. Р. 956).https://doi.org/10.1134/S1027451014040028

  10. Лоунасмаа О.В. Принципы и методы получения температур ниже 1 К. М.: Мир, 1977. 356 с. (Lounasmaa O.V. Experimental Principles and Methods Below 1 K, Academic Press, London. 1974),

  11. Патент № 62 691 (РФ). Система охлаждения сканирующего сверхвысоковакуумного туннельного микроскопа / ОИЯИ. Трофимов В.Н., Черников А.Н., Зайцев-Зотов С.В. // Приоритет от 12.06.2006.

  12. Трофимов В.Н., Черников А.Н., Зайцев-Зотов С.В., Дюжиков И.Н., Шевлюга В.М., Ельцов К.Н. // Приборы и техника эксперимента. 2007. Т. 50. № 6. С. 128. (Trofimov V.N., Chernikov A.N., Zaitsev-Zotov S.V., Dyuzhikov I.N., Shevlyuga V.M., Eltsov K.N. // Instruments and Experimental Techniques. 2007. V. 50. № 6. С. 838).https://doi.org/10.1134/S002044120706022X

Дополнительные материалы отсутствуют.