Приборы и техника эксперимента, 2021, № 4, стр. 74-78

НАЗЕМНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕТЕКТИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧЕЙ “ГАММА-СПЕКТРОМЕТР” В АСТРОНОМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ CASLEO

М. В. Филиппов a*, В. С. Махмутов a, А. Н. Квашнин a, О. С. Максумов a, Ю. И. Стожков a, J.-P. Raulin b, J. Tacza b

a Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН
119991 Москва, Ленинский просп., 53, Россия

b Universidade Presbiteriana Mackenzie, EE, CRAAM
Sao Paulo, Brazil

* E-mail: mfilippov@frtk.ru

Поступила в редакцию 21.01.2021
После доработки 04.02.2021
Принята к публикации 06.02.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены описание и технические характеристики научной установки “Гамма-спектрометр” для детектирования космических лучей, сконструированной на Долгопрудненской научной станции ФИАН в сотрудничестве с Университетом Маккензи (Сан-Пауло, Бразилия). Данная установка непрерывно функционирует в астрономическом комплексе CASLEO с 2015 года. Основой детектирующих модулей установки являются сцинтиллятор NaJ(Tl) ∅ 76.2 мм и высотой 76.2 мм, фотоэлектронный умножитель Hamamatsu R1307, высоковольтный источник питания и предусилитель. Также приведена методика экспериментальной калибровки спектрометра.

ВВЕДЕНИЕ

В 2014 г. на Долгопрудненской научной станции (ДНС) Физического института им. П.Н. Лебедева, в рамках международного сотрудничества с учеными Бразилии и Аргентины, разработан аппаратно-программный комплекс “Гамма-спектрометр”, предназначенный для детектирования и определения энергетических спектров вторичных γ-квантов [1]. Данная научная аппаратура установлена в обсерватории CASLEO (Аргентина, S31.47°, W69.17°, высота 2550 м над уровнем моря, жесткость геомагнитного обрезания Rс = 9.8 ГВ), где в настоящее время функционирует комплекс детекторов космических лучей, ранее разработанных на ДНС ФИАН. В 2006 г. была запущена первая установка, регистрирующая заряженную компоненту космических лучей, CARPET [27]. В 2015 г. были запущены “Гамма-спектрометр” и установка для регистрации нейтронной компоненты космических лучей “Нейтронный детектор” [8, 9].

В данной работе представлены схемотехнические решения, использованные при разработке “Гамма-спектрометра”, и его характеристики. Также приведена методика калибровки по фоновому излучению.

УСТРОЙСТВО АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

“Гамма-спектрометр” содержит четыре детектирующих модуля (рис. 1), в основе которых лежит сцинтилляционная сборка 12S12/3.VD.HVG. PA производства фирмы ScintiTech (http://www. scintitech.com/). В состав сцинтилляционной сборки входят: фотоэлектронный умножитель (ф.э.у.) Hamamatsu R1307 (https://www.hamamatsu.com/ jp/en/product/type/R1307/index.html) диаметром 76 мм, сцинтиллятор NaI(Tl) ∅76.2 мм и высотой 76.2 мм и электронный блок, который состоит из высоковольтного преобразователя, делителя напряжения и предусилителя. Для питания электронного блока необходимы напряжения ±12 В.

Рис. 1.

Блок-схема научной аппаратуры “Гамма-спектрометр”. АЦП – аналого-цифровой преобразователь, ПК – персональный компьютер.

Разработанный нами интерфейсный блок (рис. 2) рассчитан на подключение четырех детектирующих модулей через разъемы питания (XR1–XR4) и сигнальные разъемы (XR6–XR9). Первичные напряжения питания ±12 В вырабатываются на преобразователях TML05212 (DA1 и DA2). Каждый преобразователь питает по два детектирующих модуля. Выходные напряжения высоковольтных преобразователей сцинтилляционных сборок настраиваются в диапазоне от –200 В до –1500 В, что позволяет устанавливать высокое напряжение для каждого ф.э.у. индивидуально с помощью потенциометров R1R4.

Рис. 2.

Принципиальная схема интерфейсного модуля “Гамма-спектрометра”. DA1, DA2 – TML05212, DA3, DA4 – LM1117-5.0.

С помощью разъема XR5 сигналы от детектирующих модулей подаются на аналого-цифровой преобразователь (АЦП) USB3000 (http://www.r-technology.ru/products/adc/usb3000.php), где преобразуются в последовательность двухбайтовых отсчетов. Каждый отсчет представляет собой число в диапазоне от –8000 до +8000 (максимальное разрешение по амплитуде), что соответствует диапазону сигнала от –5 до +5 В. Так как сигналы от детектирующих модулей являются положительными, на выходе АЦП получается последовательность отсчетов в диапазоне от 0 до 8000. Следовательно, шаг квантования сигнала – 625 мкВ.

Передача данных от АЦП к ПК осуществляется по шине USB. В настройках программного обеспечения можно установить частоту дискретизации АЦП (временное разрешение), шаг квантования сигнала по амплитуде (число каналов) и длительность времени накопления данных каждого файла.

Программное обеспечение ПК последовательно формирует файлы, содержащие данные, полученные в течение заданного интервала времени (длительность). При текущих условиях эксперимента измерения ведутся с установленной длительностью файлов данных 600 с, частотой дискретизации 500 кГц, с энергетическим разрешением 128 каналов.

Каждый файл данных в заголовке содержит информацию о времени начала измерений (UTC), частоте дискретизации АЦП и длительности интервала сбора данных. Далее записывается таблица, в которой указаны номер энергетического канала, число импульсов (γ-квантов), попавших в канал с номером N (дифференциальный спектр), суммарное число γ-квантов, попавших в каналы начиная с номера N + 1 и далее (интегральный спектр), и энергия γ-квантов, соответствующая номеру канала, посчитанная по предварительной калибровке с источниками 60Co и 137Cs.

КАЛИБРОВКА СПЕКТРОМЕТРА

Детектирующие модули “Гамма-спектрометра” были предварительно прокалиброваны на ДНС ФИАН с помощью источников γ-излучения 60Co (1.17 МэВ и 1.33 МэВ) и 137Cs (661.7 кэВ). Первичная калибровка была необходима, чтобы корректно подобрать выходные напряжения высоковольтных преобразователей: 775 В для модуля 0, 789 В для модуля 1, 728 В для модулей 2 и 3, которые примерно задают диапазоны детектируемых энергий γ-квантов 50 кэВ–3.5 МэВ для модулей 0 и 1 и 50 кэВ–5 МэВ для модулей 2 и 3. Однако данная калибровка не может считаться окончательной, так как проведена в лабораторных условиях и не учитывает аппаратурный эффект – влияние температуры на выходное напряжение высоковольтных преобразователей.

Для иллюстрации температурного эффекта на рис. 3 приведены графики двух дифференциальных спектров для детектирующего модуля 0: спектр 1, полученный методом наложения эпох всех десятиминутных спектров за январь 2020 г., спектр 2 – по данным за июнь 2020 г.

Рис. 3.

Графики дифференциального спектра модуля 0 “Гамма-спектрометра”: 1 – по данным за январь 2020 г. (летний период), 2 – за июнь 2020 г. (зимний период).

Было необходимо разработать методику непрерывной калибровки спектрометра по имеющимся в распоряжении данным, которая учитывает температурный эффект и не требует дополнительных устройств, так как установка работает в автономном режиме. Для калибровки можно использовать спектральные линии радиоактивных веществ, находящихся в почве. В качестве калибровочных источников γ-излучения использованы изотопы: 40K, 214Bi, 208Tl [10]. На рис. 3 выделены ориентировочные окрестности спектральных линий данных изотопов. В энергетическом диапазоне ~0–0.4 МэВ преобладает комптоновское рассеяние энергичных γ-квантов, поэтому при калибровке он не используется. Предпоследний энергетический пик, лежащий в диапазоне примерно (65–75)-го номера каналов, является следствием образования электрон-позитронных пар и также не учитывается [11].

Из графиков (рис. 3) видно расхождение между линиями изотопов в спектре, которое увеличивается с ростом энергии (номера канала).

К имеющимся шести спектральным линиям добавляется начальное условие: E(U) = 0 при U = 0. В результате получается 7 известных точек En: E0(U0 = 0), E1(U1), …, E6(U6), разделяющих весь спектральный диапазон детектирующего модуля на 6 интервалов, значения энергий внутри которых будем заполнять кусочно-линейной функцией:

(1)
$E(U) = {{E}_{n}} + {{k}_{n}}(U - {{U}_{n}}),$
где E(U) – значение энергии, соответствующее номеру канала U; En начальное значение энергии в данном интервале, соответствующее номеру канала Un; kn – коэффициент наклона данной интерполяционной прямой:
(2)
${{k}_{n}} = \frac{{{{E}_{{n + 1}}} - {{E}_{n}}}}{{{{U}_{{n + 1}}} - {{U}_{n}}}},$
где E+ 1 – конечное значение энергии в данном интервале, соответствующее номеру канала Un + 1.

Для демонстрации методики рассмотрим произвольный отрезок времени, например, 01.01.2018 с 01:00 до 02:00 часов UTC (рис. 4). По наиболее выделяющимся пикам, соответствующим 40K, хорошо заметно, что чувствительность детектирующих модулей 0 и 1 выше, чем чувствительность детектирующих модулей 2 и 3, вследствие более высоких установленных напряжений на ф.э.у.

Рис. 4.

Исходные дифференциальные спектры для 4‑х детектирующих модулей (0–3) по данным за 01.01.2018 с 01:00 до 02:00 часов UTC. Цифры у спектров соответствуют модулям.

По данной методике спектры, полученные детектирующими модулями, были разбиты на 6 интервалов, в каждом из которых по формулам (1) и (2) получены значения энергий γ-квантов в зависимости от номера канала (рис. 5). На графиках рис. 5 заметно некоторое отличие абсолютных значений темпов счета детектирующих модулей, которое, при необходимости, может быть устранено с помощью взаимной нормировки по данным одновременных измерений.

Рис. 5.

Дифференциальные спектры для 4-х детектирующих модулей (0–3), после пересчета энергии γ-квантов, по данным за 01.01.2018 с 01:00 до 02:00 часов UTC.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе представлены описание и схемотехническая реализация установки для детектирования потоков γ-излучения – “Гамма-спектрометр”, непрерывно функционирующей в астрономическом комплексе CASLEO с 2015 г. по настоящее время. Для комплексного анализа экспериментальных данных этой установки разработана методика калибровки и пересчета измеряемых значений номеров канала аналого-цифрового преобразователя в энергию γ-квантов, основанную на природных фоновых источниках γ-излучения.

Данная установка представляет особый интерес для исследования процессов генерации γ-излучения в грозовых облаках и от молниевых разрядов (так называемые TGF- и TLE-события) [12].

Список литературы

  1. Мурзин В.С. Астрофизика космических лучей: уч. пособие для вузов. М.: Логос, 2007.

  2. Makhmutov V., Raulin J.-P., De Mendonca R.R.S., Bazilevskaya G.A., Correia E., Kaufmann P., Marun A., Fernandes G., Echer E. // J. Phys. Conf. Ser. 2013. V. 409 (1). P. 012185. https://doi.org/10.1088/1742-6596/409/1/012185

  3. Makhmutov V.S., Stozhkov Y.I., Raulin J.-P., Philippov M.V., Bazilevskaya G.A., Kvashnin A.N., Tacza J., Marun A., Fernandez G., Viktorov S.V., Panov V.M. // Bull. of the Russian Academy of Sciences: Physics. 2017. V. 81 (2). P. 241. https://doi.org/10.3103/S1062873817020265

  4. Мизин С.В., Махмутов В.С., Максумов О.С., Квашнин А.Н. // Краткие сообщения по физике. 2011. № 2. С. 9. https://doi.org/10.3103/S1068335611020023

  5. De Mendonca R., Raulin J.-P., Bertoni F., Echer E., Makhmutov V., Fernandes G. // JASTP. 2011. V. 73. P. 1410. https://doi.org/10.1016/j.jastp.2010.09.034

  6. De Mendonca R.R.S., Raulin J.-P., Echer E., Makhmutov V.S., Fernandez G. // J. Geophys. Res.: Space Phys. 2013. V. 118 (4). P. 1403. https://doi.org/10.1029/2012JA018026

  7. Филиппов М.В., Махмутов В.С., Стожков Ю.И., Максумов О.С. // ПТЭ. 2020. № 3. С. 109. https://doi.org/10.31857/S0032816220030039

  8. Philippov M.V., Makhmutov V.S., Stozhkov Y.I., Rau-lin J.-P., Kalinin E.V. // Bull. of the Russian Academy of Sciences: Physics. 2019. V. 83. № 5. P. 611. https://doi.org/10.3103/S1062873819050137

  9. Филиппов М.В., Махмутов В.С., Стожков Ю.И., Максумов О.С., Raulin J.P., Tacza J. // ПТЭ. 2020. № 5. С. 96. https://doi.org/10.31857/S0032816220050298

  10. Ford K., Harris J.R., Shives R., Carson J., Buckle J. // Geoscience Canada. 2008. V. 35. № 3–4. P. 109.

  11. Grasty R.L. // Geophysics and Geochemistry in the Search for Metallic Ores. Geological Survey of Canada, Economic Geology Report 31. 1979. P. 147.

  12. Torii T., Sugita T., Kamogawa M., Watanabe Y., Kusunok K. // Geophys. Res. Lett. 2011. V. 38. L24801. https://doi.org/10.1029/2011GL049731

Дополнительные материалы отсутствуют.