Радиотехника и электроника, 2023, T. 68, № 3, стр. 271-278

Идентификация сигналов на фоне помех трансформирующего типа со стиранием

В. В. Климов *

Фрязинский филиал Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН
141190 Фрязино, Московской обл., пл. Введенского, 1, Российская Федерация

* E-mail: klimov47@list.ru

Поступила в редакцию 03.04.2022
После доработки 03.04.2022
Принята к публикации 18.04.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассмотрена задача идентификации двух источников бинарных сигналов на фоне помех трансформирующего типа со стиранием в условиях противодействия. Ситуация описывается антагонистической игрой, аналитическое решение которой дает оптимальные стратегии игроков и цену игры как функцию априорной вероятности появления одного из источников. Рассмотрены частные случаи.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование окружающей среды дистанционными методами требует разработки математических моделей и методов принятия оптимальных решений в условиях априорной неопределенности [14]. В таких ситуациях для получения гарантированного результата приходится рассматривать внешнюю среду как активного игрока, настроенного антагонистически. Данная работа и посвящена исследованию такой ситуации. Подобная постановка задачи актуальна, например, в мониторинге воздушного пространства.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Пусть имеется два источника S1 и S2 бинарных сигналов. Каждый из источников может посылать два различных сигнала m1 и m2, причем на каждом следующим один за другим интервале времени происходит включение источников в канал связи случайным образом.

Вероятность включения источника S1 равна Р, а источника S2 – (1–Р). Сигналы поступают в систему наблюдения по каналу без памяти при действии нейтральных помех трансформирующего типа и помех стирания, где под помехой стирания понимается появление сигнала m3, отличного от m1 и m2. Вероятность трансформации сигнала m1 в m2 или сигнала m2 в m1 равна Р0, а вероятность стирания – S. При этом предполагается, что вероятность искажения сигнала не превосходит 1/2, т.е. выполняется неравенство

(1)
${{Р}_{0}} + S \leqslant {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

На выходе канала связи имеется система наблюдения, в задачу которой входит обработка поступающих сигналов по определенному правилу и вынесение решения о наличии в данном дискретном интервале времени источника либо S1, либо S2. По условию задачи система наблюдения знает, какой из сигналов (m1 или m2) на данном интервале времени источник S1 должен посылать. Тем не менее это не исключает ошибок при вынесении решений. Действительно, система наблюдения не знает, какой из источников был включен в канал связи; второй причиной ошибок является наличие помех трансформирующего типа и помех стирания.

Показателем качества работы системы наблюдения принимается средний выигрыш. Предполагается, что система наблюдения не имеет информации о том, какой из сигналов посылает источник S2, более того, источник S2 ведет себя наихудшим образом с точки зрения системы наблюдения. Таким образом, данную ситуацию можно описать антагонистической игрой, в которой первым игроком является система наблюдения в коалиции с источником S1, вторым игроком является источник S2.

Рис. 1.

Взаимодействие источников сигналов и системы наблюдения.

Пусть а – выигрыш системы наблюдения за правильное решение, b – за неверное решение, причем a b ≥ 0.

Первый игрок стремится увеличить свой средний выигрыш; второй игрок стремится уменьшить средний выигрыш. Схема взаимодействия источников сигналов и системы наблюдения представлена на рис. 2.

Рис. 2.

Выигрыш первого игрока при PP1.

2. ПОСТРОЕНИЕ РЕШАЮЩЕГО ПРАВИЛА

Опишем теперь множество чистых стратегий игроков. Источник S2 может посылать один из двух сигналом m1 или m2. Таким образом, у второго игрока имеется только две чистых стратегий. Чистыми стратегиями первого игрока являются решающие функции. Выпишем все чистые стратегии:

(2)
$\begin{gathered} {{{\mathbf{I}}}_{1}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{1}}:{{{{m}_{2}}{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{2}}{{m}_{3}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{2}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{2}}:{{{{m}_{1}}{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}{{m}_{3}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{3}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{2}}{{m}_{3}}:{{{{m}_{1}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{4}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{1}}{{m}_{3}}:{{{{m}_{2}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{2}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{5}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{1}}:{{{{m}_{2}}{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{2}}{{m}_{3}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{6}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{2}}:{{{{m}_{1}}{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}{{m}_{3}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{7}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{2}}{{m}_{3}}:{{{{m}_{1}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{8}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{1}}{{m}_{3}}:{{{{m}_{2}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{2}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{9}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{3}}:{{{{m}_{1}}{{m}_{2}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}{{m}_{2}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{{10}}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{1}}{{m}_{2}}:{{{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{3}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{{11}}} = {\text{ }}\left[ {{{S}_{1}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{{12}}} = {\text{ }}\left[ {{{S}_{2}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{{13}}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{3}}:{{{{m}_{1}}{{m}_{2}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}{{m}_{2}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right], \\ {{{\mathbf{I}}}_{{14}}} = {\text{ }}\left[ {{{m}_{1}}{{m}_{2}}:{{{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{3}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right], \\ \end{gathered} $
(3)
${\mathbf{I}} = \left\{ {I_{i}^{j}} \right\},\,\,\,\,j = 1,\,\,2;\,\,\,\,i = 1,\,\,14,$

где элементы $I_{i}^{j}$ матрицы I имеют следующий вид:

$\begin{gathered} I_{1}^{1} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P({{P}_{0}} + S)(1 - P){{P}_{0}}} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{2}^{1} = a\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{3}^{1} = a\left[ {P({{P}_{0}} + S) + (1 - P){{P}_{0}}} \right] + \\ + \,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{4}^{1} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{5}^{1} = a\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P){{P}_{0}}} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{6}^{1} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P({{P}_{0}} + S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{7}^{1} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P){{P}_{0}}} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{8}^{1} = a\left[ {{{P}_{0}} + S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right] + \\ {\text{ + }}\,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right], \\ \end{gathered} $
(4)
$\begin{gathered} I_{9}^{1} = a\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right] + \\ {\text{ + }}\,\,b\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{{10}}^{1} = a\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right] + \\ {\text{ + }}\,\,b\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right], \\ \end{gathered} $
$I_{{11}}^{1} = aP + b(1 - P),$
$I_{{12}}^{1} = a(1 - P) + bP,$
$\begin{gathered} I_{{13}}^{1} = a\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right] + \\ {\text{ + }}\,\,b\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{{14}}^{1} = a\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right] + \\ {\text{ + }}\,\,b\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right]. \\ \end{gathered} $

Отметим, что

$I_{{13}}^{1} = I_{9}^{1},\,\,\,\,I_{{14}}^{1} = I_{{10}}^{1}.$

Элементы $I_{i}^{2}$ матрицы I имеют следующий вид:

$\begin{gathered} I_{1}^{2} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P({{P}_{0}} + S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{2}^{2} = a\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P){{P}_{0}}} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{3}^{2} = a\left[ {P({{P}_{0}} + S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{4}^{2} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P){{P}_{0}}} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{5}^{2} = a\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{6}^{2} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P({{P}_{0}} + S) + (1 - P){{P}_{0}}} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{7}^{2} = a\left[ {P(1 - {{P}_{0}}) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}} - S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P{{P}_{0}} + (1 - P)({{P}_{0}} + S)} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{8}^{2} = a\left[ {P({{P}_{0}} + S) + (1 - P){{P}_{0}}} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - {{P}_{0}} - S) + (1 - P)(1 - {{P}_{0}})} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{9}^{2} = a\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right], \\ \end{gathered} $
(5)
$\begin{gathered} I_{{10}}^{2} = a\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right] + \\ + \,\,b\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right], \\ \end{gathered} $
$I_{{11}}^{2} = aP + b(1 - P),$
$I_{{12}}^{2} = a(1 - P) + bP,$
$\begin{gathered} I_{{13}}^{2} = a\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right] + \\ + \,\,b\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right], \\ \end{gathered} $
$\begin{gathered} I_{{14}}^{2} = a\left[ {P(1 - S) + (1 - P)S} \right] + \\ + \,\,b\left[ {PS + (1 - P)(1 - S)} \right]. \\ \end{gathered} $

Отметим, что, как и в случае $I_{i}^{1}$ , выполняется

$I_{{13}}^{2} = I_{9}^{2},\,\,\,\,I_{{14}}^{2} = I_{{10}}^{2}.$

Таким образом, стратегии I13 и I14 можно опустить.

Рассмотрим случай, когда включение источника S1 в канал связи достаточно маловероятно, т.е. пусть Р ≤ 1/2.

Исследуем матрицу с элементами $I_{i}^{j}$ на наличие в ней доминируемых стратегий, учитывая соотношение

(6)
${{P}_{0}} + S \leqslant {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Сравнивая строки матрицы $I_{i}^{j}$, получим

$I_{1}^{j} \geqslant I_{4}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{2}^{j} \geqslant I_{3}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{5}^{j} \geqslant I_{8}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
(7)
$I_{6}^{j} \geqslant I_{7}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{9}^{j} \geqslant I_{{10}}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{{12}}^{j} \geqslant I_{{11}}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{1}^{j} \geqslant I_{5}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{6}^{j} \geqslant I_{2}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2,$
$I_{{12}}^{j} \geqslant I_{9}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2.$

Вычеркивая четвертую, третью, восьмую, седьмую, десятую, одиннадцатую, пятую, вторую, девятую стратегию (строку), получим в итоге три стратегии, I1, I6, I12.

Таким образом, задача сводится к решению игры I размером (3 × 2), где матрица I им примет вид

(8)
${\mathbf{I}} = \begin{array}{*{20}{c}} {{{{\mathbf{I}}}_{1}}} \\ {{{{\mathbf{I}}}_{6}}} \\ {{{{\mathbf{I}}}_{{12}}}} \end{array}\left\| {\begin{array}{*{20}{c}} {{{m}_{1}}}&{{{m}_{2}}} \\ A&B \\ B&A \\ E&E \end{array}} \right\|,$

где

$A = a(1 - {{P}_{0}} - PS) + b({{P}_{0}} + PS),$
$\begin{gathered} B = a(P + {{P}_{0}} + S - 2P{{P}_{0}} - 2PS) + \\ + \,\,b(1 - {{P}_{0}} - P - S + 2P{{P}_{0}} + 2PS), \\ \end{gathered} $
$E = a(1 - P) + bP.$

Будем решать полученную игру графическим методом.

Пусть y – вероятность выбора вторым игроком первой стратегии, (1 – y) – вероятность выбора вторым игроком второй стратегии, а Zi – выигрыш первого игрока при выборе им i-й чистой стратегии.

Очевидно,

$i = 1,\,\,{\text{когда}}\,\,{\text{выбрана}}\,\,{\text{стратегия}}\,\,{{{\mathbf{I}}}_{1}};$
$i = 2,\,\,{\text{когда}}\,\,{\text{выбрана}}\,\,{\text{стратегия}}\,\,{{{\mathbf{I}}}_{6}};$
$i = 3,\,\,{\text{когда}}\,\,{\text{выбрана}}\,\,{\text{стратегия}}\,\,{{{\mathbf{I}}}_{{12}}}.$

Имеем

(9)
$\begin{array}{*{20}{c}} {{{Z}_{1}}} \\ {{{Z}_{2}}} \\ {{{Z}_{3}}} \end{array}\left\| {\begin{array}{*{20}{c}} y&{1 - y} \\ A&B \\ B&A \\ E&E \end{array}} \right\|,$

где

${{Z}_{1}} = Ay + B{\text{ }}(1 - y),$
${{Z}_{2}} = By + A(1 - y),$
${{Z}_{3}} = E.$

Таким образом, имеем

(10)
$\begin{gathered} {{Z}_{1}} = \left( {A - B} \right)y + B, \\ {{Z}_{2}} = \left( {B - A} \right)y + A, \\ {{Z}_{3}} = E. \\ \end{gathered} $

Очевидно, что

(11)
$\begin{gathered} A - B = (a - b)(1 - P)(1 - 2{{P}_{0}} - S) \geqslant \\ \geqslant (a - b){\text{ }}(1 - P)(1 - 2{{P}_{0}} - S) \geqslant 0. \\ \end{gathered} $

Таким образом, получили соотношение A B, которое понадобится нам в графическом методе. Рассмотрим два случая, которые соответствуют разным частям диапазона изменения параметра Р ∈ [0, 1/2].

I случай:

$\begin{gathered} E \leqslant {{\left( {A + B} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{\left( {A + B} \right)} 2}} \right. \kern-0em} 2},\,\,{\text{т}}{\text{.е}}{\text{.}} \\ P \geqslant {{P}_{1}} = {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(3 - 3S - 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(3 - 3S - 2{{P}_{0}})}}. \\ \end{gathered} $

Выигрыш первого игрока при P P1 представлен на рис. 2.

Из курса по теории игр [5] известно, что

(12)
${v} = \mathop {\min }\limits_y \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y).$

На рис. 2 жирной линией представлен график функции

(13)
$Z = \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y),$

Как следует из рис. 2, минимальное значение этой функции достигается при y = 1/2 и равно (A + B)/2.

Таким образом, цена игры равна

(14)
${v} = {{(A + B)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(A + B)} 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Оптимальная стратегия второго игрока имеет вид

(15)
$\begin{gathered} y_{1}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}, \\ y_{2}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}. \\ \end{gathered} $

Оптимальная стратегия первого игрока находится в результате решения уравнения

(16)
$xA + (1--x)B = xB + (1--x){\text{ }}А\,.$

Итак, решая это уравнение относительно x, получим

(17)
$\begin{gathered} x_{1}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}, \\ x_{6}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}. \\ x_{{12}}^{*} = 0. \\ \end{gathered} $

По определению переменных имеем

(18)
$A - E = (a - b)(P - {{P}_{0}} - PS){\text{ }},$
(19)
$B - E = (a - b)(2P + {{P}_{0}} + S - 2P{{P}_{0}} - 2PS - 1).$

По предположению случая I имеем

(20)
$E \leqslant {{(A + B)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(A + B)} 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Это неравенство эквивалентно другому неравенству

(21)
$A - E \geqslant E - B,$

из которого следует

(22)
$P \geqslant {{P}_{1}} = {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(3 - 3S - 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(3 - 3S - 2{{P}_{0}})}}.$

Цена игры как функция входящих параметров имеет вид

(23)
${v} = {{(a + b)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(a + b)} 2}} \right. \kern-0em} 2} + (a - b){{(P + S - 2P{{P}_{0}} - 3PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(P + S - 2P{{P}_{0}} - 3PS)} 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Перейдем к оставшейся части диапазона параметра P.

II случай:

$\begin{gathered} E \geqslant {{(A + B)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(A + B)} 2}} \right. \kern-0em} 2},\,\,{\text{т}}{\text{.е}}{\text{.}} \\ P \leqslant {{P}_{1}} = {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(3--3S{\text{ }}--2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(3--3S{\text{ }}--2{{P}_{0}})}}. \\ \end{gathered} $

Выигрыш первого игрока при P P1 представлен на рис. 3.

Рис. 3.

Выигрыш первого игрока при PP1.

Как это следует из теории игр [5], цена игры

${v} = \mathop {\min }\limits_y \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y).$

На рис. 3 жирной линией представлен график функции

(24)
$Z(y) = \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y),$

Очевидно, минимум этой функции достигается на [y0, y0].

Таким образом, оптимальная стратегия второго игрока имеет вид

(25)
$y_{1}^{*} \in \left[ {{{y}_{0}},{{y}^{0}}} \right]{\text{ }},$
(26)
$y_{2}^{*} = 1 - y_{1}^{*}.$

Из требования E A следует, что

(27)
$P \geqslant {{{{P}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{P}_{0}}} {\left( {1 - S} \right)}}} \right. \kern-0em} {\left( {1 - S} \right)}} = {{P}_{{0S~}}}.$

Границы диапазона находятся решением уравнений

(28)
$\begin{gathered} {{y}_{0}} = {{(E - A)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(E - A)} {(B - A)}}} \right. \kern-0em} {(B - A)}} = {{(A - E)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(A - E)} {(A - B)}}} \right. \kern-0em} {(A - B)}} = \\ = {{(P - {{P}_{0}} - PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(P - {{P}_{0}} - PS)} {(1 - P)}}} \right. \kern-0em} {(1 - P)}}(1 - 2{{P}_{0}} - S){\text{ }}. \\ \end{gathered} $
(29)
$\begin{gathered} {{y}^{0}} = {{(E - B)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(E - B)} {(A - B)}}} \right. \kern-0em} {(A - B)}} = {{(1 - 2P - {{P}_{0}} - S + 2P{{P}_{0}} + 2PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - 2P - {{P}_{0}} - S + 2P{{P}_{0}} + 2PS)} {(1--P)(1--2{{P}_{0}}--S)}}} \right. \kern-0em} {(1--P)(1--2{{P}_{0}}--S)}} = \\ = {{(1 - 2P)(1 - S - {{P}_{0}})} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - 2P)(1 - S - {{P}_{0}})} {(1 - P)}}} \right. \kern-0em} {(1 - P)}}(1 - 2{{P}_{0}} - S). \\ \end{gathered} $

Сравнивая значения y0 и y0, легко заметить, что эти значения симметричны относительно точки y = 1/2, т.е.

(30)
${{y}^{0}} = 1 - {{y}_{0}}.$

Из предложения случая II следует, что

(31)
$E \geqslant {{(A + B)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(A + B)} 2}} \right. \kern-0em} 2},$

из которого следует, что

(32)
$A - E \leqslant E - B$

и это приводит к неравенству

(33)
$P \leqslant {{P}_{1}} = {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(3 - 3S - 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(3 - 3S - 2{{P}_{0}})}}.$

Оптимальная стратегия первого игрока имеет вид

(34)
$\begin{gathered} x_{1}^{*} = 0, \\ x_{6}^{*} = 0. \\ x_{{12}}^{*} = 1. \\ \end{gathered} $

Цена игры в этом случае равна

(35)
${v} = E = a(1 - P) + bP.$

Итак, оптимальная стратегия системы наблюдения при условии

(36)
$x* = {{I}_{{12}}} = [{{S}_{2}}]{\text{ }}.$

Рассмотрим теперь случай, когда включение источника S1 в канал связи достаточно вероятно, т.е. пусть выполняется соотношение

$Р \geqslant {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Исследуем матрицу I на наличие в ней доминируемых стратегий, учитывая соотношение

(37)
${{P}_{0}} + S \leqslant {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Сравнивая элементы строк матрицы I, получим

$I_{1}^{j} \geqslant I_{3}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{6}^{j} \geqslant I_{8}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{4}^{j} \geqslant I_{2}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{7}^{j} \geqslant I_{5}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{{11}}^{j} \geqslant I_{{12}}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{{10}}^{j} \geqslant I_{9}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{4}^{j} \geqslant I_{1}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
$I_{7}^{j} \geqslant I_{6}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2;$
(38)
$I_{{11}}^{j} \geqslant I_{{10}}^{j}\,\,{\text{при}}\,\,j = 1,2.$

Вычеркивая третью, восьмую, вторую, пятую, двенадцатую, девятую, первую, шестую, десятую стратегию (строку), получим в итоге три стратегии: I4, I7, I11.

Таким образом, задача сводится к решению игры с платежной матрицей I размером (3 × 2), где элементы матрицы имеют следующий вид:

(39)
${\mathbf{I}} = \begin{array}{*{20}{c}} {{{{\mathbf{I}}}_{4}}} \\ {{{{\mathbf{I}}}_{7}}} \\ {{{{\mathbf{I}}}_{{11}}}} \end{array}\left\| {\begin{array}{*{20}{c}} {{{m}_{1}}}&{{{m}_{2}}} \\ C&D \\ D&C \\ F&F \end{array}} \right\|,$

где

$C = a{\text{ }}(1 - {{P}_{0}} - S + PS) + b({{P}_{0}} + S - PS),$
$D = a(P + {{P}_{0}} - 2P{{P}_{0}}) + b(1 - P - {{P}_{0}} + 2P{{P}_{0}}),$
$F = aP + b(1 - P).$

Будем решать полученную игру графическим методом. Пусть y – вероятность выбора вторым игроком первой стратегии, (1 – y) – вероятность выбора вторым игроком второй стратегии, а Zi –выигрыш первого игрока при выборе им i-й чистой стратегии.

Очевидно, случаю

$i = 1,\,\,{\text{соответствует}}\,\,{\text{стратегия}}\,\,{{{\mathbf{I}}}_{4}},$
$i = 2,\,\,{\text{соответствует}}\,\,{\text{стратегия}}\,\,{{{\mathbf{I}}}_{7}},$
$i = 3,\,\,{\text{соответствует}}\,\,{\text{стратегия}}\,\,{{{\mathbf{I}}}_{{12}}}.$

Итак, имеем

(40)
$\begin{array}{*{20}{c}} {{{Z}_{1}}} \\ {{{Z}_{2}}} \\ {{{Z}_{3}}} \end{array}\left\| {\begin{array}{*{20}{c}} y&{1 - y} \\ C&D \\ D&C \\ F&F \end{array}} \right\|,$

где

${{Z}_{1}} = Cy + D(1 - y),$
${{Z}_{2}} = Dy + C(1 - y),$
${{Z}_{3}} = F.$

Приведя подобные члены, получим

${{Z}_{1}} = \left( {C - D} \right)y + D,$
(41)
${{Z}_{2}} = \left( {D - C} \right)y + C,$
${{Z}_{3}} = F.$

Сравнивая между собой значения C и D, получим

(42)
$\begin{gathered} C - D = a(1 - P - 2{{P}_{0}}(1 - P) - S + PS) + \\ + \,\,b(2{{P}_{0}} + S - PS - 1 + P - 2P{{P}_{0}}) = \\ = (a - b)(1 - P)(1 - 2{{P}_{0}} - S) \geqslant \\ \geqslant (a - b)(1 - P)(1 - 2{{P}_{0}} - 2S) \geqslant 0{\text{ }}. \\ \end{gathered} $

I случай: F ≤ (C + D)/2, или P ≤ (1 – S)/(1 – S) + + 2P0) = P2.

Выигрыш первого игрока при P P2 представлен на рис. 4:

${v} = \mathop {\min }\limits_y \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y).$
Рис. 4.

Выигрыш первого игрока при PP2.

На рис. 4 жирной линией представлен график функции

$Z(y) = \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y).$

Как следует из графика, минимальное значение функции Z(y) достигается при y = 1/2 и равно (C + + D)/2. Значит, цена игры

(43)
${v} = {{(C + D)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(C + D)} 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Оптимальная стратегия второго игрока имеет вид

(44)
$\begin{gathered} y_{1}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}, \hfill \\ y_{2}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}. \hfill \\ \end{gathered} $

Оптимальная стратегия первого игрока находится в виде решения относительно x уравнения

(45)
$xC + (1 - x)D = xD + (1 - x)С.$

Итак, решение этого уравнения дает

(46)
$\begin{gathered} x_{4}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}, \\ x_{7}^{*} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}, \\ x_{{11}}^{*} = 0. \\ \end{gathered} $

Очевидно, неравенство F ≤ (C + D)/2 равносильно неравенству

(47)
$\left( {C - F} \right) + \left( {D - F} \right) \geqslant 0,$
(48)
$\begin{gathered} C - F = a(1 - {{P}_{0}} - S + PS - P) + \\ + \,\,b( - 1 + P + {{P}_{0}} + S--PS) = \\ = (a - b)(1 - P - {{P}_{0}} - S + P), \\ \end{gathered} $
(49)
$\begin{gathered} D - F = a({{P}_{0}} - 2P{{P}_{0}}) + \\ + \,\,b( - {{P}_{0}} + 2P{{P}_{0}}) = (a - b){{P}_{0}}(1 - 2P). \\ \end{gathered} $

Отсюда следует

(50)
$P \leqslant {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(1 - S + 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(1 - S + 2{{P}_{0}})}} = {{P}_{2}}.$

Цена игры в этом случае

(51)
${v} = {{(a + b)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(a + b)} 2}} \right. \kern-0em} 2} + (a - b){{(P - S - 2P{{P}_{0}} + PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(P - S - 2P{{P}_{0}} + PS)} 2}} \right. \kern-0em} 2}.$

Перейдем к оставшейся части диапазона параметра Р.

$F \geqslant {{(C + D)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(C + D)} 2}} \right. \kern-0em} 2},\,\,{\text{или}}\,\,P \geqslant {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(1--S + 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(1--S + 2{{P}_{0}})}} = {{P}_{2}}.$

Выигрыш первого игрока при PP2 представлен на рис. 5.

Рис. 5.

Выигрыш первого игрока при PP2.

Из теории игр известно [5], что цена игры равна

${v} = \mathop {\min }\limits_y \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y).$

На рис. 5 жирной линией представлен график функции

$Z(y) = \mathop {\max }\limits_{i = 1,3} {{Z}_{i}}(y).$

Минимум ее достигается на отрезке [y0, y0].

Таким образом, оптимальная стратегия второго игрока имеет вид

$y_{1}^{*} \in \left[ {{{y}_{0}},{{y}^{0}}} \right]{\text{ }},$
$y_{2}^{*} = 1 - y_{1}^{*}.$

Границы данного диапазона имеют вид

(52)
$\begin{gathered} {{y}_{0}} = ~{{(F - C)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(F - C)} {(D - C)}}} \right. \kern-0em} {(D - C)}} = {{(C - F)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(C - F)} {(C--~D)}}} \right. \kern-0em} {(C--~D)}} = \\ = {{(1 - P - {{P}_{0}} - S + PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - P - {{P}_{0}} - S + PS)} {(1 - P)}}} \right. \kern-0em} {(1 - P)}}(1 - 2{{P}_{0}} - S), \\ \end{gathered} $
(53)
$\begin{gathered} {{y}^{0}} = {{(F - D)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(F - D)} {(C - D)}}} \right. \kern-0em} {(C - D)}} = \\ = {{(2P{{P}_{0}} - {{P}_{0}})} \mathord{\left/ {\vphantom {{(2P{{P}_{0}} - {{P}_{0}})} {(1 - P)}}} \right. \kern-0em} {(1 - P)}}(1 - 2{{P}_{0}} - S). \\ \end{gathered} $

Легко видеть, что y0 и y0 симметричны относительно y =1/2, т.е.

${{y}_{0}} = 1 - {{y}^{0}}.$

Оптимальная стратегия первого игрока имеет вид

(54)
$\begin{gathered} x_{4}^{*} = 0, \\ x_{7}^{*} = 0, \\ x_{{11}}^{*} = 1. \\ \end{gathered} $

Цена игры на этой части диапазона равна

(55)
${v} = aP + b(1 - P){\text{ }}.$

Итак, получим четыре интервала параметра Р:

$[0,{{P}_{1}}],\,\,[{{P}_{1}},{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2}],\,\,[{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2},{{P}_{2}}],\,\,[{{P}_{2}},1].$

Зависимость цены игры от априорной вероятности представлена на рис. 6.

Рис. 6.

Зависимость цены игры от априорной вероятности.

На графике приведены также и частные случаи задачи: полное отсутствие помех (P0= 0, S = 0), случай отсутствия стирания (S = 0), случай отсутствия помех трансформации (P0= 0).

Значения параметров, отмеченных на графике, имеют вид

(56)
${{P}_{1}} = ~{{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(1 - 3S - 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(1 - 3S - 2{{P}_{0}})}},$
(57)
${{P}_{2}} = {{(1 - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - S)} {(1 - S + 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(1 - S + 2{{P}_{0}})}},$
(58)
$P_{1}^{0} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 {(3 - 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(3 - 2{{P}_{0}})}},$
(59)
$P_{2}^{0} = {1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 {(1 + 2{{P}_{0}})}}} \right. \kern-0em} {(1 + 2{{P}_{0}})}}.$

Итак, при PP1 цена игры равна

(60)
${v} = a(1 - P) + bP,$

при P1P ≤ 1/2 цена игры –

(61)
${v} = {{(a + b)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(a + b)} 2}} \right. \kern-0em} 2} + (a - b){{(P + S - 2P{{P}_{0}} - 3PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(P + S - 2P{{P}_{0}} - 3PS)} 2}} \right. \kern-0em} 2},$

при 1/2 ≤ PP2 цена игры –

(62)
${v} = {{(a + b)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(a + b)} 2}} \right. \kern-0em} 2} + (a - b){{(P - S - 2P{{P}_{0}} + PS)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(P - S - 2P{{P}_{0}} + PS)} 2}} \right. \kern-0em} 2},$

при P2P цена игры –

(63)
${v} = aP + b(1 - P).$

Оптимальная стратегия второго игрока представлена на рис. 7.

Рис. 7.

Оптимальная стратегия второго игрока.

Значения параметров имеют вид

(64)
${{P}_{{0S}}} = {{{{P}_{0}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{P}_{0}}} {(1 - S)}}} \right. \kern-0em} {(1 - S)}},$
(65)
${{P}_{{1S}}} = {{(1 - {{P}_{0}} - S)} \mathord{\left/ {\vphantom {{(1 - {{P}_{0}} - S)} {(1 - S)}}} \right. \kern-0em} {(1 - S)}}.$

Очевидно, что P0S и P1S симметричны относительно P = 1/2,

(66)
${{P}_{{0S}}} = 1 - {{P}_{{1S}}}.$

3. ИТОГОВОЕ ПРАВИЛО

Решающее правило системы имеет вид:

на отрезке [0, P1] принимается решение “S2

(67)
$\left. {{{m}_{1}}:{{{{m}_{2}}{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{2}}{{m}_{3}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right\}\,\,{\text{c}}\,\,{\text{вероятностью}}\,\,{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2},$

на отрезке [P1, 1/2] – решение

(68)
$\left. {{{m}_{2}}:{{{{m}_{1}}{{m}_{3}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}{{m}_{3}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right\}\,\,{\text{c}}\,\,{\text{вероятностью}}\,\,{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2},$

или решение

(69)
$\left. {{{m}_{1}}{{m}_{3}}:{{{{m}_{2}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{2}}} {{{m}_{1}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{1}}}}} \right\}\,\,{\text{c}}\,\,{\text{вероятностью}}\,\,{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2},$

на отрезке [1/2, P2] – решение

(70)
$\left. {{{m}_{2}}{{m}_{3}}:{{{{m}_{1}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{m}_{1}}} {{{m}_{2}}}}} \right. \kern-0em} {{{m}_{2}}}}} \right\}\,\,{\text{c}}\,\,{\text{вероятностью}}\,\,{1 \mathord{\left/ {\vphantom {1 2}} \right. \kern-0em} 2},$

на отрезке [P2, 1] принимается решение “S1”.

Оптимальное решение можно представить при (i ≠ j) на рис. 8.

Рис. 8.

Оптимальная стратегия системы наблюдения.

Решающее правило системы наблюдения можно представить и в другой форме. Итоговое решающее правило системы наблюдения представлено на рис. 9.

Рис. 9.

Итоговое решающее правило системы наблюдения.

Список литературы

  1. Климов В.В. // Вопросы математического моделирования. М. ИРЭ АН СССР, 1979. С.25.

  2. Крапивин В.Ф. Теоретико-игровые методы синтеза сложных систем в конфликтных ситуациях. М.: Сов. радио, 1972.

  3. Климов В.В. // Экологические системы и приборы. 2000. № 5. С. 2.

  4. Вентцель Е.С. Исследование операций. М.: Сов. радио, 1972.

  5. Дрешер М. Стратегические игры. Теория и приложения. М.: Сов. радио, 1964.

Дополнительные материалы отсутствуют.