Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова, 2019, T. 105, № 3, стр. 295-302

Активность гиалуронидазы 1-го типа в клетках собирательных трубок и интерстиция папиллярной зоны почек крыс

С. Г. Дзгоев 12*

1 Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
Владикавказ, Россия

2 Владикавказский Научный Центр РАН
Владикавказ, Россия

* E-mail: stanislavdzgoev@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.10.2018
После доработки 28.12.2018
Принята к публикации 11.01.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

В клетках собирательных трубок и интерстициальной ткани почечного сосочка крыс линии Вистар методом зимографии выявлены две изоформы гиалуронидазы 1-го типа с молекулярной массой 63 и 73 кДа. Для клеток собирательных трубок основной изоформой был 63 кДа-белок, а в интерстиции – 73 кДа-белок. Использование коллагеназы для получения клеток собирательных трубок не влияло на активность обеих изоформ гиалуронидазы 1-го типа, в то время как инкубация ферментативных экстрактов почечных сосочков с коллагеназой в гораздо большей степени вызывала снижение гиалуронидазной активности 73 кДа-белка по сравнению с 63 кДа-белком. Обсуждаются механизмы постсинтетической модификации изоформ ГИАЛ1.

Ключевые слова: почки, собирательные трубки, соединительная ткань, гиалуроновая кислота, гиалуронидаза 1-го типа

Содержание гиалуроновой кислоты (ГК) в почечной медулле в десятки раз превышает содержание ГК в корковой зоне почек [1]. Являясь основным структурным компонентом межклеточного матрикса, ГК может создавать сопротивление току воды из просвета собирательных трубок в кровеносные сосуды. Изменения степени полимеризации ГК может быть одним из факторов, регулирующих процесс осмотического концентрирования мочи в почках [2]. Уровень ГК в почечной медулле увеличивается при гидратации и снижается при дегидратации. Считается, что за высокое содержание ГК в интерстиции почечной медуллы ответственны интерстициальные клетки соединительной ткани [1, 3]. Синтез ГК осуществляется в плазматических мембранах при участии 3 типов гиалуронатсинтаз: НAS 1–3. Деполимеризация ГК обеспечивается различными гиалуронидазами, главными из которых считаются гиалуронидаза 1-го типа (ГИАЛ1) и гиалуронидаза 2-го типа (ГИАЛ2) [4]. ГИАЛ2 является мембраносвязанным ферментом, а ГИАЛ1 относится к лизосомальным ферментам, активность которого выявляется в крови и моче [5, 6]. Установлено, что активность ГИАЛ1 в почках, а также в крови и моче зависит от степени гидратации организма и может регулироваться вазопрессином и другими гормонами [7, 8]. Но, несмотря на достигнутые успехи в понимании роли обмена ГК в регуляции водно-электролитного баланса организма, на сегодняшний день многие вопросы еще остаются без ответа. Так, например, неясно, есть ли отличия в изоформах ГИАЛ1 в канальцевых структурах почечного сосочка и межклеточного матрикса. В экспериментах на гомогенатах почечного сосочка у крыс были выявлены две изоформы ГИАЛ1 размером 63 и 73 кДа [9, 10]. Однако не было понятно, в каких структурах почечного сосочка присутствуют данные белки. Для прояснения этого вопроса целью настоящей работы было установить, какие изоформы ГИАЛ1 содержат клетки собирательных трубок, и имеются ли какие-нибудь различия в изоферментном составе ГИАЛ1 клеток собирательных трубок и интерстициальной ткани почечной медуллы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперименты проводили на самцах крыс линии Вистар массой 250–350 г, которые содержались на стандартной диете в условиях вивария. Это исследование проводилось в соответствии с принципами Базельской декларации и рекомендациями биоэтического комитета Северо-Осетинского государственного университета. В одном эксперименте использовали одну-две крысы, которых декапитировали, извлекали почки, выделяли сосочковые зоны и измельчали их до кусочков объемом 1–3 мм3. Затем измельченные кусочки помещали в буфер, содержащий (мМ): 135 NaCl, 5 KCl, 1 CaCl2, 1.2 MgSO4, 2 NaH2PO4, 10 глюкозы, 10 трис-HCl (“Serva”, Германия), 10 HEPES (“Serva”, Германия), pH 7.4, и использовали для получения клеток почечного сосочка, ферментативного экстракта ГИАЛ1 межклеточного матрикса или для выделения клеток собирательных трубок.

Получение клеток почечного сосочка. Измельченные кусочки почечных сосочков, находящиеся в охлажденном буфере объемом 2 мл, помещали в устройство, состоящее из двух шприцов объемом 5 мл, соединенных друг с другом через иглу с внутренним диаметром 0.5 мм, и дезинтегрировали, прогоняя буфер с кусочками ткани из одного шприца в другой. Обычно 8–10 раз было достаточно для образования однородной суспензии. Затем суспензию фильтровали через капроновый фильтр с диаметром пор 0,2 мм и центрифугировали 5 мин при 50 g и 4°С. Супернатант отбирали и использовали для получения ферментативного экстракта ГИАЛ1, а полученный осадок переосаждали 3 раза в 1 мл буфера. Осадок, состоящий из клеточных конгломератов и канальцевых фрагментов, ресуспендировали в буфере до концентрации 3–5 мг/мл и использовали для выявления активности ГИАЛ1.

Получение ферментативного экстракта ГИАЛ1 межклеточного матрикса. Отобранный после первого центрифугирования супернатант еще раз центрифугировали 10 мин при 10 000 g и 4°С. Осадок отбрасывали, а надосадочную жидкость считали ферментативным экстрактом ГИАЛ1 межклеточного матрикса и использовали для выявления гиалуронидазной активности.

Получение клеток собирательных трубок. Суспензию клеток собирательных трубок осуществляли по методу Стокса с некоторыми модификациями [11]. Измельченные кусочки ткани инкубировали при 37°С в буфере, содержащем 2 мг/мл коллагеназы (“Serva”, Германия) и 2 мг/мл гиалуронидазы. Для предотвращения агрегации частиц ткани в буфер через 30–45 мин инкубации добавляли ДНКазу (“Serva”, Германия) до конечной концентрации 0.001% и инкубировали еще 20–30 мин с периодическим аспирированием до исчезновения видимых кусочков ткани. Затем суспензию центрифугировали 3 мин при 50 g, супернатант отбрасывали, а осадок ресуспендировали в 1 мл буфера, не содержащего ферментов, и снова центрифугировали. Процедуру повторяли трижды. Промытый осадок ресуспендировали в этом же буфере до концентрации 3–5 мг/мл и использовали для определения гиалуронидазной активности.

Зимография. Выявление белков с гиалуронидазной активностью осуществляли методом зимографии с импрегнированной в гель ГК. 50 мкл суспензии клеток собирательных трубок обрабатывали при частоте 40 кГц на ультразвуковом дезинтеграторе UD-11 (“Techpan”, Польша) 3 раза по 10 с с промежуточным охлаждением образцов во льду, после чего смешивали с эквивалентным объемом буфера, содержащего 4%-ный раствор додецилсульфата натрия без редуцирующего агента, и оставляли при комнатной температуре на один час. Бесклеточные ферментативные экстракты подвергали такой же процедуре, за исключением озвучивания. После инкубации к образцам добавляли бромфеноловый синий и глицерин до финальной концентрации 0.01 и 10% соответственно. Разделение белков проводили за счет диск-электрофореза в системе Лэммли, но без редуцирующего агента [12]. Аликвоты по 20–40 мкл, содержащих 30–50 мкг белка, наносили в карманы верхнего 4%-ного ПААГ и проводили электрофорез при 50 В, пока образцы не вошли в гель. Затем напряжение доводили до 110 В (20–25 мА) и разделяли белки в нижнем 7.5%-ном ПААГ с импрегнированной ГК (0.17 мг/мл) в течение 70 мин при температуре 4°С. После электрофореза гель отмывался 2.5%-ным раствором Тритона Х-100 в течение 80 мин при комнатной температуре и инкубировался в 0.1 М натрий-ацетатном буфере (рН 3.5) в течение 18 ч при температуре 37°С. Затем гель инкубировался в 20 мМ Трис-HCl буфере, содержащем 0.1 мг/мл проназы Е (Merck, Германия) при рН 8.0 в течение 2 ч при температуре 37°С. Для визуализации зон с гидролизованной ГК гель окрашивался 0.5%-ным раствором алцианового синего (“Panreac”, Испания). После обесцвечивания проводилось повторное окрашивание геля 0.1%-ным раствором кумасси бриллиантовый синий R-250 (“Serva”, Германия) c последующим обесцвечиванием. Количественные оценки гиалуронидазной активности полос и определение молекулярной массы делали, сканируя окрашенный гель на денситометре GS -900 с программным обеспечением Image Lab (“Bio-Rad”, США).

Количественное определение белка осуществляли по методу М. Брэдфорд [13].

Статистическую обработку данных проводили методом парных сравнений с использованием t-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Почечные сосочки состоят из таких клеточных структур как собирательные трубки, тонкие нисходящие и восходящие отделы петель Генле юкстамедуллярных нефронов и кровеносные сосуды vasa recta. Пространство между этими структурами занимает соединительная ткань, образованная интерстициальными клетками [11]. Для того, чтобы провести сравнительную характеристику изоформ ГИАЛ1 в клетках почечного сосочка и интерстициальной ткани, мы использовали механический способ дезинтеграции за счет гидростатического давления жидкости на кусочки ткани при прохождении через иглу из одного шприца в другой. Использование каких-либо гидролитических ферментов, применяемых для получения клеточных суспензий, было недопустимо по причине их возможного влияния на внеклеточную гиалуронидазную активность. Данный способ по сравнению с гомогенизацией позволяет сохранять клетки, в основном, в целостном состоянии в виде отдельных клеток, клеточных конгломератов и фрагментов трубок. Осаждая их при низкоскоростном центрифугировании, мы исходили из того, что в осадке будет содержаться внутриклеточный пул ГИАЛ1, связанный, главным образом, с клеточными конгломератами собирательных трубок, составляющих основу почечного сосочка, а в надосадочной жидкости останется ГИАЛ1 межклеточного матрикса, разрушенных клеток, а также отдельных клеток и небольших клеточных конгломератов, не выпавших в осадок. Дальнейшее высокоскоростное центрифугирование приводило к осаждению всех этих компонентов из надосадочной жидкости.

Как видно из рис. 1, для клеточных конгломератов и ферментативных экстрактов ГИАЛ1 межклеточного матрикса почечного сосочка были характерны две изоформы ГИАЛ1 с молекулярной массой 63 и 73 кДа. Однако соотношения активностей этих двух белков были прямо противоположными. Если в клеточных конгломератах почечного сосочка основной изоформой ГИАЛ1 был 63 кДа-белок, то в ферментативных экстрактах основной изоформой ГИАЛ1 был 73 кДа-белок. Ранее нами было установлено, что в гомогенатах ткани печени, селезенки и кожи крыс линии Вистар, так же, как и в почечной медулле, находятся две изоформы ГИАЛ1 с молекулярной массой 63 и 73 кДа, причем активность 73 кДа-белка в почечной медулле была значительно выше по сравнению с другими органами, и уступала лишь плазме крови, где активность данной изоформы была максимальна [10]. Таким образом, можно предположить, что изоформа ГИАЛ1 с молекулярной массой 63 кДа характерна для дифференцированных клеток тканей, в то время как изоформа ГИАЛ1 с молекулярной массой 73 кДа синтезируется в клетках соединительной ткани и может секретироваться в интерстициальное пространство органов, а также в кровеносное русло. Активность 73 кДа-белка в целом почечном сосочке в несколько раз превышает активность 63 кДа-белка, учитывая то, что при получении клеточных конгломератов почечного сосочка объем почечных сосочков по сравнению с объемом буфера, в котором осуществлялась дезинтеграция ткани, был меньше, как минимум, в 6–8 раз. Поэтому в работах на ферментативных экстрактах из гомогенатов почечных сосочков активность 63 кДа-белка выявляется в виде минорной зоны по сравнению с активностью 73 кДа-белка [9, 10].

Рис. 1.

Зимограмма ГИАЛ1 клеток почечного сосочка (1) и ферментативных экстрактов ГИАЛ1 межклеточного матрикса (2). Справа обозначены молекулярные массы белков, обладающих гиалуронидазной активностью. Представленная на рисунке зимограмма ГИАЛ 1 является результатом одного из 6 отдельных экспериментов.

Почечные сосочки состоят, как было отмечено выше, из разных типов клеток, но в основном из клеток собирательных трубок. Поэтому определяемая активность ГИАЛ1 в клеточных конгломератах, скорее всего, связана именно с клетками собирательных трубок. Чтобы убедиться в этом, был проведен сравнительный анализ гиалуронидазной активности в клетках почечного сосочка и клеток собирательных трубок. Мы использовали известный из литературы метод Стокса для получения клеток собирательных трубок почечного сосочка с использованием гидролитических ферментов, таких как коллагеназа и гиалуронидаза. Данный метод позволяет получать препараты клеток собирательных трубок со степенью чистоты более 90% [11].

На рис. 2 видно, что в клетках собирательных трубок, полученных по методу Стокса, главной изоформой ГИАЛ1 также был 63 кДа-белок, активность которого сопоставима с аналогичным показателем в клеточных конгломератах почечного сосочка.

Рис. 2.

Зимограмма ГИАЛ1 клеток почечного сосочка, полученных механическим способом (1) и клеток собирательных трубок почечного сосочка, полученных по методу Стокса (2). Справа обозначены молекулярные массы белков, обладающих гиалуронидазной активностью. Представленная на рисунке зимограмма ГИАЛ 1 является результатом одного из 5 отдельных экспериментов.

Для того, чтобы выяснить, влияетли коллагеназа на активность ГИАЛ1, нами были проведены эксперименты на ферментативных экстрактах межклеточного матрикса почечного сосочка, которые предварительно инкубировали с коллагеназой.

Присутствие коллагеназы во внеклеточной среде приводило к снижению активности обеих изоформ ГИАЛ1 (рис. 3А). Однако степень подавления гиалуронидазной активности 73 кДа-белка была гораздо больше по сравнению с 63 кДа-белком и составляла около 83%, в то время как для 63 кДа-белка снижение гиалуронидазной активности под действием коллагеназы составляло около 34% (рис. 3Б).

Рис. 3.

А – Зимограмма ферментативных экстрактов ГИАЛ1 межклеточного матрикса почечного сосочка в отсутствие (1) и в присутствии (2) коллагеназы. Перед проведением зимографии ферментативные экстракты инкубировали с коллагеназой (1 мг/мл) при 37°С в течение 30 мин. Справа обозначены молекулярные массы белков, обладающих гиалуронидазной активностью. Представленная на рисунке зимограмма ГИАЛ 1 является результатом одного из 5 отдельных экспериментов. Б – Влияние коллагеназы на гиалуронидазную активность 63 и 73 кДа-белков ферментативных экстрактов межклеточного матрикса почечного сосочка. Относительная оптическая плотность полосы каждого белка в отсутствие коллагеназы принималась за 100% и считалась контролем. Результаты являются средними данными 5 отдельных экспериментов, приведены значения M ± SEM. Звездочкой обозначены достоверные отличия при p < 0.05.

Наши результаты позволяют говорить, что для получения суспензии клеток собирательных трубок использование протеолитических ферментов, таких как коллагеназа, не влияет на активность внутриклеточного пула ГИАЛ1, недоступного для действия экзогенных протеаз. В то же время, в интерстиции почечного сосочка коллагеназы могут выступать в роли ингибиторов ГИАЛ1, подавляя гиалуронидазную активность. Тот факт, что степень снижения активности двух изоформ ГИАЛ1 разная, указывает на то, что 63 кДа-белок является более устойчивой к протеолитическому действию коллагеназы изоформой, по сравнению с 73 кДа-белком, характерным для интерстициальной ткани.

Продемонстрировано, что у человека в крови присутствует изоформа ГИАЛ1 с молекулярной массой 57 кДа, которая в результате эндопротеолиза может превращаться в изоформу с молекулярной массой 45 кДа, выявляемую в моче [5]. Кроме того, известно, что множественные формы ГИАЛ1, выявляемые в условиях нативного электрофореза, могут отличаться друг от друга степенью гликозилирования, в частности, содержанием сиаловых кислот, а обработка сиалазой приводит к снижению количества изоферментов в различных органах и тканях человека [14]. Какие взаимосвязи существуют между 63 и 73 кДа-белками почечного сосочка крыс, еще предстоит выяснить. Очевидно, что для понимания механизма регуляции и роли ГИАЛ1 в обеспечении осморегулирующей функции почек, важно определить, каковы отличия в структуре этих изоформ фермента.

Таким образом, нами обнаружено, что содержащиеся в почечном сосочке две изоформы ГИАЛ1 с молекулярной массой 63 и 73 кДа, могут быть связаны с разными почечными структурами. 63 кДа-белок, очевидно, является внутриклеточным белком, характерным для клеток собирательных трубок, в то время как 73 кДа-белок является основной изоформой межклеточного пространства. В пользу данного утверждения говорит тот факт, что в сыворотке крови крыс главной изоформой ГИАЛ1 является 73 кДа-белок, в то время как 63 кДа-белок отсутствует [10, 15].

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 17-44-150268.

Список литературы

  1. Hansell P., Goransson V., Odlind C., Gerdin B., Hallgren R. Hyaluronan content in the kidney in different states of body hydration. Kidney Int. 58: 2061–2068. 2000.

  2. Knepper M.A., Saidel G.M., Hascall V.C., Dwyer T. Concentration of solutes in the renal inner medulla: interstitial hyaluronan as a mechanoosmotic transducer. Am. J. Physiol. Renal Physiol. 284: F433–F446. 2003.

  3. Goransson V., Hansell P., Moss S., Alcorn D., Johnsson C., Hallgren R., Maric C. Renomedullary interstitial cells in culture; the osmolality and oxygen tension influence the extracellular amounts of hyaluronan and cellular expression of CD44. Matrix Biol. 20: 129–136. 2001.

  4. Triggs-Raine B., Natowicz M.R. Biology of hyaluronan: Insights from genetic disorders of hyaluronan metabolism. World. J. Biol. Chem. 6(3): 110–120. 2015.

  5. Csoka T.B., Frost G.I., Wong T., Stern R. Purification and microsequencing of hyaluronidase isozymes from human urine. FEBS Lett. 417: 307–310. 1997.

  6. Frost G.I., Csoka A.B., Wong T., Stern R. Purification, cloning, expression of human plasma hyaluronidase. Biochem. Biophys. Res. Commun. 236: 10–15. 1997.

  7. Dzgoev S.G. Selective vasopressin V2-agonist desmopressin stimulates blood hyaluronidase activity. Bull. Exp. Biol. Med. 159(4): 424–426. 2015.

  8. Rügheimer L., Olerud J., Johnsson C., Takahashi T., Shimizu K., Hansell P. Hyaluronan synthases and hyaluronidases in the kidney during changes in hydration status. Matrix Biology. 28: 390–395. 2009.

  9. Ikegami-Kawai M., Suzuki A., Karita I., Takahashi T. Increased hyaluronidase activity in the kidney of streptozotocin-induced diabetic rats. J. Biochem. 134(6): 875–880. 2003.

  10. Дзгоев С.Г. Сравнительная характеристика изоформ гиалуронидазы 1-го типа в соматических тканях и сыворотке белых крыс. Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 102(8): 963–967. 2016. [Dzgoev S.G. Comparative characterization of hyaluronidase isoforms of the 1‑st type in somatic tissues and serum of white rats. Russ. J. Physiol. 102(8): 963–967. 2016. (In Russ.)].

  11. Stokes J.B., Grupp C., Kinne R.K. Purification of rat papillary collecting duct cells: Functional and metabolic assessment. Am. J. Physiol. Renal Physiology. 253(2): F251–F262. 1987.

  12. Laemmli U.K. Cleavage of structural proteins during the assembly of the head of bacteriophage T4. Nature. 277: 680–685. 1970.

  13. Bradford M.M. A rapid and sensitive method for the quantitation of microgram quantities of protein utilizing the principle of protein-dye binding. Anal. Biochem. 72: 248–254. 1976.

  14. Fiszer-Szafarz B., Litynska A., Zou L. Human hyaluronidases: electrophoretic multiple forms in somatic tissues and body fluids. Evidence for conserved hyaluronidase potential N-glycosylation sites in different mammalian species. J. Biochem. Biophys. Methods. 45: 103–116. 2000.

  15. Ikegami-Kawai M., Okuda R., Nemoto T., Inada N., Takahashi T. Enhanced activity of serum and urinary hyaluronidases in streptozotocin-induced diabetic Wistar and GK rats. Glycobiology. 14: 65–72. 2004.

Дополнительные материалы отсутствуют.