Известия РАН. Теория и системы управления, 2020, № 2, стр. 128-142

Отказоустойчивая интегрированная навигационная система для беспилотного аппарата с использованием технического зрения

Д. А. Антонов a*, К. К. Веремеенко a, М. В. Жарков a, Р. Ю. Зимин a, И. М. Кузнецов a, А. Н. Пронькин a

a МАИ (национальный исследовательский ун-т)
Москва, Россия

* E-mail: nio3@mai.ru

Поступила в редакцию 09.07.2019
После доработки 14.11.2019
Принята к публикации 25.11.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены структура и математическое обеспечение комплексной навигационной системы для беспилотных аппаратов. В нее входят: бесплатформенная инерциальная навигационная система, приемники спутниковой навигационной системы и система технического зрения. Предложен подход к построению алгоритма исключения отказов. Даны результаты моделирования.

Введение. По мере роста числа задач, решаемых беспилотными аппаратами (БА), и в связи с необходимостью их интеграции в общее пространство с управляемыми человеком воздушными, водными и наземными транспортными средствами все острее становится задача повышения точности определения параметров движения БА и гарантирование требуемого уровня надежности навигационного обеспечения [15]. Решение этих задач путем использования более точных измерителей ведет к существенному повышению стоимости БА и снижению их конкурентоспособности, а иногда и просто невозможно из-за ограничений по массе, габаритам и энергопотреблению. Таким образом, перед разработчиками БА стоит задача построения навигационных комплексов (НК) повышенной точности и надежности навигационного обеспечения при условии сохранения требуемых массогабаритных, энергетических и стоимостных показателей.

Решение этой задачи возможно путем формирования универсального ядра НК, применимого для многих воздушных, водных и наземных беспилотных аппаратов (БА), которое будет строиться на минимальном наборе таких датчиков и систем, получивших широкое распространение в коммерческих приложениях и более доступных по стоимости и ограничениям на поставки. При этом должна быть разработана такая структура ядра и такой состав программно-алгоритмического обеспечения НК, которые гарантировали бы не только комплексную обработку информации (КОИ), позволяющую оценить погрешности подсистем, но и вести контроль первичной измерительной информации на предмет обнаружения и исключения возможных сбоев. Важной составляющей при этом является информация от системы технического зрения (СТЗ), обеспечивающей НК каналом оптических данных в дополнение к инерциальным и спутниковым измерениям [68].

Цель настоящей статьи – представление итогов работ по созданию структуры, математического обеспечения и результатов имитационного моделирования интегрированной навигационной системы для малогабаритных БА, обеспечивающей как комплексную обработку навигационных данных от различных источников, включая СТЗ, и в различных режимах работы, так и построение алгоритмов обнаружения и исключения сбоев в показаниях систем и датчиков.

1. Состав и структура системы. В качестве основы НК БА предлагается использовать инерциальную навигационную систему бесплатформенного типа (БИНС), а с целью ее коррекции – глобальную навигационную спутниковую систему (ГНСС), работающую по созвездиям ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) и GPS (Global positioning system). Такая схема является уже устоявшейся и часто применяется в различных приложениях. Однако серьезный недостаток ГНСС – их низкая помехозащищeнность, что сказывается на надежности работы комплекса в целом. Предлагается повысить точность и надежность комплекса с помощью измерений оптических систем, организованных в СТЗ. В этой системе формируется навигационное поле реперных точек (РТ) на основе обнаружения, распознавания и привязки к некоторой системе координат хорошо опознаваемых точеных объектов с последующим отслеживанием движения БА относительно них.

На рис. 1 представлена структура НК, представляющая состав измерительных средств и иллюстрирующая взаимосвязи между блоками основных алгоритмов. В состав измерительных средств входят:

Рис. 1

инерциальный измерительный блок (ИИБ), объединяющий три датчика угловой скорости (ДУС) и три акселерометра (АКС);

два приемника ГНСС;

ЛИДАР (Light Identification Detection and Ranging, LIDAR);

магнитный компас (МК).

Информационные связи (ИС) 18–20 содержат измерения, пропорциональные проекциям кажущегося ускорения на соответствующие оси, а также текущее значение температуры акселерометров. ИС 15–17 содержат измерения, пропорциональные проекциям абсолютной угловой скорости на соответствующие оси, и текущее значение температуры гироскопов. Измерения ИИБ поступают на вход линейных цифровых фильтров (блоки “НЧ-фильтр”).

ИС 21–26 предназначены для передачи показаний ИИБ в блоки “Пересчет и компенсация”. Функции, реализуемые этими блоками: приведение измерений абсолютной угловой скорости, кажущегося ускорения и показания температурных датчиков к формату соответствующих вычислительных блоков; пересчет измерений инерциальных датчиков из приборной системы координат, образованной осями чувствительности ИИБ, в связанную с БА систему координат; компенсация погрешностей инерциальных датчиков с использованием коэффициентов математических моделей погрешностей, полученных на этапе калибровки ИИБ.

Таким образом, ИС 1 содержит проекции абсолютной угловой скорости, а ИС 2 – проекции кажущегося ускорения на оси связанной системы координат с учетом компенсации погрешностей инерциальных датчиков в блоке “Пересчет и компенсация”.

На вход блока “Алгоритмы ориентации и навигации БИНС” поступает следующая информация:

проекции кажущегося ускорения на оси связанной системы координат (ИС 2);

проекций абсолютной угловой скорости на оси связанной системы координат (ИС 1);

начальные значения географических широты, долготы и высоты, проекций путевой скорости, углов ориентации, дрейфов нулей ДУС, полученные на этапе начальной выставки в блоке “Алгоритм калибровки и начальной выставки БИНС” (ИС 12);

оценки погрешностей координат, скоростей, оценки погрешностей определения углов ориентации, сдвигов нулей и ошибок масштабных коэффициентов ДУС, постоянных ошибок и масштабных коэффициентов акселерометров, а также гиромагнитный курс, получаемые в блоке “Алгоритмы КОИ” (ИС 7).

При этом выходной информацией блока являются:

значения долготы, широты, северной и восточной проекций путевой скорости и углы ориентации, поступающие в блок “Алгоритмы КОИ” (ИС 7);

значения широты и долготы, а также горизонтальных проекций путевой скорости, необходимые для начальной привязки РТ СТЗ в блоке “Алгоритм первичной привязки РТ” (ИС 8).

В блоке “Алгоритмы калибровки и начальной выставки БИНС” реализованы алгоритмы:

ручного ввода начальных условий или использования показаний приемника ГНСС по координатам и скоростям (ИС 4);

начальной выставки (определение углов ориентации связанной системы координат);

оценка дрейфов нулей ДУС;

расчет магнитного склонения на основе вводимой вручную информации о координатах точки старта и текущей даты на этапе начальной выставки или на основе информации, поступающей с приемника ГНСС (ИС 4).

Наличие двух приемников при условии установки на БА двух разнесенных антенн ГНСС позволяет на основе спутниковых кодовых и фазовых измерений получать информацию о координатах, путевой скорости и двух углах ориентации БА (курс и тангаж или крен в зависимости от расположения антенн) [9]. По ИС 3 передаются в блок “Алгоритмы КОИ” измеренные приемниками ГНСС псевдодальности, псевдоскорости и углы ориентации БА.

С целью повышения надежности навигационного обеспечения предусматривается использование СТЗ. Основным измерительным средством СТЗ, согласно предлагаемой концепции, является ЛИДАР. Однако концепция системы позволяет применять различные измерения для построения системы технического зрения. В этой системе формируется навигационное поле на основе распознавания и привязки к некоторой системе координат реперных точек с последующим отслеживанием движения БА относительно них (блок “Алгоритм СТЗ”). Учитывая это, измерительной основой СТЗ может быть, например, комплекс из фото/видеокамеры и лазерного дальномера, аналогичный тому, который установлен, например, на шагающем роботе LS3, разработанном компанией Boston Dynamics (США) [10]. Другими вариантами измерителей СТЗ являются: две фото/видеокамеры, позволяющие оценивать дальности до реперных точек на основе стереоэффекта; акустический гидролокатор, устанавливаемый на подводных БА [11] и др. Основная функция блока “Алгоритм первичной привязки РТ” – выбор и получение начальных данных о РТ, определенных СТЗ в локальной или общеземной системах координат, с последующим использованием этой информации в алгоритмах КОИ.

Входной информацией блока “Алгоритмы КОИ” является:

время (внутренняя шкала НК, синхронизированная со шкалой всемирного координированного времени UTC (Universal time coordinated));

значения широты, долготы, проекций путевой скорости и углов ориентации от приемников ГНСС (ИС 4);

широта, долгота, горизонтальные проекции путевой скорости и углы ориентации, определяемые БИНС (ИС 7);

оценки погрешностей привязки РТ, определяемые алгоритмами КОИ (ИС 11).

Выходная информация алгоритма содержит данные о широте, долготе и высоте РТ (ИС 11).

Для повышения информационной избыточности и наблюдаемости в курсовом канале в состав комплекса включен магнитный компас. Выработка гиромагнитного курса осуществляется в блоке “Алгоритмы КОИ”.

Использование нескольких измерителей различной физической природы – ИИБ, ГНСС, СТЗ, МК – при глубокой интеграции в едином алгоритме КОИ создает предпосылки не только для повышения точности работы комплекса и уменьшения времени оценки параметров, но и для оценивания уровня возмущений и контроля как отдельных измерений подсистем, так и отказа подсистем в целом. При разработке алгоритмов обнаружения и исключения отказов был использован адаптивный подход к построению оценивателя.

2. Алгоритм комплексной обработки навигационной информации. Для построения алгоритма комплексной обработки была применена жесткосвязанная схема комплексирования, функциональная схема алгоритма приведена на рис. 2. В соответствии с предложенным составом и структурой комплекса выходные векторы его подсистем содержат следующие компоненты:

${{\overline Y }_{{{\text{БИНС}}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {{{\lambda }^{{БИНС}}}}&{{{\phi }^{{БИНС}}}}&{V_{e}^{{БИНС}}}&{V_{n}^{{БИНС}}}&{{{\psi }^{{{\text{БИНС}}}}}}&{{{\vartheta }^{{{\text{БИНС}}}}}}&{{{\gamma }^{{{\text{БИНС}}}}}} \end{array}]}^{{\text{T}}}},$
${{\overline Y }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\begin{array}{*{20}{c}} {\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{1}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\rho _{2}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}}& \ldots &{\rho _{m}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\dot {\rho }_{1}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}}&{\dot {\rho }_{2}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\begin{array}{*{20}{c}} \ldots &{\dot {\rho }_{m}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}} \end{array}]}^{{\text{T}}}},$
${{\overline Y }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{2}}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\lambda _{{}}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\phi _{{}}^{{{\text{ГНСС}}}}...}&{h_{{}}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{V_{e}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{V_{n}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{V_{h}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\begin{array}{*{20}{c}} {{{\psi }^{{{\text{ГНСС}}}}}}&{{{\vartheta }^{{{\text{ГНСС}}}}}} \end{array}} \end{array}]}^{{\text{T}}}},$
${{\overline Y }_{{{\text{СТЗ}}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{1}^{{{\text{СТЗ}}}}}&{\rho _{2}^{{{\text{СТЗ}}}}}&{...}&{\rho _{k}^{{{\text{СТЗ}}}}} \end{array}]}^{{\text{T}}}},$
${{\overline Y }_{{{\text{МК}}}}} = {{\psi }^{{{\text{МК}}}}},$
где λ, φ, h – долгота, широта, высота; $\begin{array}{*{20}{c}} {V_{e}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{V_{n}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{V_{h}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}$ – проекции путевой скорости (восточная, северная и вертикальная); $\psi ,\;\upsilon ,\;\gamma $ – курс, тангаж и крен, полученные от соответствующих систем (БИНС, ГНСС и МК); $\rho _{1}^{{{\text{ГНСС}}}},\rho _{2}^{{{\text{ГНСС}}}},...,\rho _{m}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – псевдодальности, $\dot {\rho }_{1}^{{{\text{ГНСС}}}},\dot {\rho }_{2}^{{{\text{ГНСС}}}},...,\dot {\rho }_{m}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – псевдоскорости НКА, найден от ГНСС (m – количество НКА рабочего созвездия), $\rho _{1}^{{{\text{СТЗ}}}},\rho _{2}^{{{\text{СТЗ}}}},...,\rho _{k}^{{{\text{СТЗ}}}}$– дальности до РТ, полученные от СТЗ после привязки к требуемой системе координат (k – количество рабочих РТ).

Рис. 2

В системе строятся и жесткосвязанное (tightly-coupled), и слабосвязанное решения. Второе, как видно из функциональной схемы алгоритма комплексной обработки, приведенной на рис. 2, используется для расчета дальностей до РТ – $\rho _{{{\text{СТЗ}}j}}^{{{\text{ГНСС}}}}$(где j – номер РТ). При неполном созвездии система находится в автономном инерциальном режиме и углы ориентации вычисляются в БИНС либо система работает в режиме коррекции от СТЗ, если имеется информация от достаточного количества РТ. При полном созвездии в системе функционируют как слабосвязанная, так и жесткосвязанная структура.

Учитывая использование жесткосвязанной схемы, вектор измерений $\bar {Z}$ (рис. 2) представляется разностью компонент выходных векторов подсистем комплекса:

$\overline Z = \left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {{{{\overline Z }}_{1}}} \\ {{{{\overline Z }}_{2}}} \\ {{{{\overline Z }}_{3}}} \\ {{{{\overline Z }}_{4}}} \\ {{{{\overline Z }}_{5}}} \\ {{{{\overline Z }}_{6}}} \\ {{{{\overline Z }}_{7}}} \end{array}} \right] = \left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {{{{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{1}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \rho _{1}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{2}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \rho _{2}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{...}&{\rho _{{{\text{ГНСС}}m}}^{{{\text{БИНС}}}} - \rho _{m}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}]}}^{{\text{Т}}}}} \\ {{{{[\begin{array}{*{20}{c}} {\dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{1}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \dot {\rho }_{1}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{2}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \dot {\rho }_{2}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{...}&{\dot {\rho }_{{{\text{ГНСС}}m}}^{{{\text{БИНС}}}} - \dot {\rho }_{m}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}]}}^{{\text{Т}}}}} \\ {{{{\left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {{{\psi }_{{{\text{БИНС}}}}} - {{\psi }_{{{\text{ГНСС}}}}}}&{{{\upsilon }_{{{\text{БИНС}}}}} - {{\upsilon }_{{{\text{ГНСС}}}}}} \end{array}} \right]}}^{{\text{Т}}}}} \\ {{{\psi }_{{{\text{МК}}}}} - {{\psi }_{{{\text{ГНСС}}}}}} \\ {{{\psi }_{{{\text{БИНС}}}}} - {{\psi }_{{{\text{МК}}}}}} \\ {{{{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{1}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \rho _{1}^{{{\text{СТЗ}}}}}&{\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{2}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \rho _{2}^{{{\text{СТЗ}}}}}&{...}&{\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{k}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \rho _{k}^{{{\text{СТЗ}}}}} \end{array}]}}^{{\text{Т}}}}} \\ {{{{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{1}^{{{\text{СТЗ}}}} - \rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{1}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\rho _{2}^{{{\text{СТЗ}}}} - \rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{2}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{...}&{\rho _{{m1}}^{{{\text{СТЗ}}}} - \rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{m}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}]}}^{{\text{Т}}}}} \end{array}} \right].$

Формируемые измерения могут быть представлены линейными моделями связи с вектором состояния комплексной системы (связи с ошибками подсистем), при этом на данном этапе исследований шумы измерений, обусловленные ошибками подсистем корректоров, принимались белыми с соответствующими интенсивностями.

Для формирования векторов измерений ${{\bar {Z}}_{1}}$ и ${{\bar {Z}}_{2}}$ с использованием координат и скорости БА от БИНС, а также координат и скорости навигационных космических аппаратов (НКА) вычисляются прогнозируемые дальности $\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}}$ и скорости $\dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}}$относительно всех НКА рабочего созвездия (где i – номер спутника):

$\overline Y _{{{\text{ГНСС}}}}^{{{\text{БИНС}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{1}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{2}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{...}&{\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{m}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{\dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{1}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{\dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{2}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{...}&{\dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{m}}}}^{{{\text{БИНС}}}}} \end{array}]}^{{\text{T}}}},$
где $\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}} = \sqrt {{{{(X_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} - {{X}^{{{\text{БИНС}}}}})}}^{2}} + {{{(Y_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} - {{Y}^{{{\text{БИНС}}}}})}}^{2}} + {{{(Z_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} - {{Z}^{{{\text{БИНС}}}}})}}^{2}}} $, XБИНС, YБИНС, ZБИНС – координаты БА, вычисленные БИНС; $Х_{i}^{{{\text{ГНСС}}}},\;Y_{i}^{{{\text{ГНСС}}}},\;Z_{i}^{{{\text{ГНСС}}}}$– координаты i-го НКА, вычисленные на основе эфемерид;
$\begin{gathered} \dot {\rho }_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}} = \frac{1}{{\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}}[(X_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} - {{X}^{{{\text{БИНС}}}}})(V_{{ix}}^{{{\text{ГНСС}}}} - V_{x}^{{{\text{БИНС}}}}) + (Y_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} - {{Y}^{{{\text{БИНС}}}}})(V_{{iy}}^{{{\text{ГНСС}}}} - V_{y}^{{{\text{БИНС}}}}) + \\ \, + (Z_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} - {{Z}^{{{\text{БИНС}}}}})(V_{{iz}}^{{{\text{ГНСС}}}} - V_{z}^{{{\text{БИНС}}}})], \\ \end{gathered} $
где $V_{{x,y,z}}^{{{\text{БИНС}}}}$ – проекции скорости БА на оси x, y, z, вычисленные БИНС; $V_{{i{\text{ }}x,y,z}}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – проекции скорости i-го НКА на оси x, y, z, рассчитанные на основе эфемерид; x, y, z – оси прямоугольной земной системы координат.

Для формирования векторов измерений ${{\overline Z }_{6}}$ и ${{\overline Z }_{7}}$ на основе показаний БИНС и ГНСС по аналогии с дальностями до НКА вычисляются прогнозируемые дальности до РТ $\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}}$ и $\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{i}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}$, где i – номер РТ:

$\begin{gathered} \overline Y _{{{\text{СТЗ}}}}^{{{\text{БИНС}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{1}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{2}}}}^{{{\text{БИНС}}}}}&{...}&{\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{k}}}}^{{{\text{БИНС}}}}} \end{array}]}^{{\text{Т}}}}, \\ \overline Y _{{{\text{СТЗ}}}}^{{{\text{ГНСС}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{1}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{2}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{...}&{\rho _{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{k}}}}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}]}^{{\text{Т}}}}. \\ \end{gathered} $

Размерность вектора измерений определяется соотношением dim$\overline Z $ = 2m + 2k + 4.

Для организации процедуры оценивания получаемые измерения необходимо связать с вектором состояния системы, в качестве которого принимается вектор ошибок системы, представляемый в виде

$\overline {\Delta X} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\overline {\Delta X} _{{{\text{БИНС}}}}^{{\text{Т}}}}&{\overline {\Delta X} _{{{\text{ГНСС}}}}^{{\text{Т}}}}&{\overline {\Delta X} _{{{\text{СТЗ}}}}^{{\text{Т}}}} \end{array}]}^{{\text{Т}}}},$
где
$\begin{gathered} \overline {\Delta X} _{{{\text{БИНС}}}}^{{}} = [\begin{array}{*{20}{c}} {\Delta {{x}_{1}}}&{\Delta {{x}_{2}}}&{\Delta {{x}_{3}}}&{\Delta {{x}_{4}}}&\alpha &\beta &\gamma &{\Delta {{\Omega }_{x}}}&{\Delta {{\Omega }_{y}}}&{\Delta {{\Omega }_{z}}}&{\Delta {{K}_{{\Omega x}}}}&{\Delta {{K}_{{\Omega y}}}}&{\Delta {{K}_{{\Omega z}}}} \end{array} \\ \begin{array}{*{20}{c}} {\Delta {{n}_{x}}}&{\Delta {{n}_{y}}}&{\Delta {{n}_{z}}}&{\Delta {{K}_{{nx}}}}&{\Delta {{K}_{{ny}}}}&{\Delta {{K}_{{nz}}}} \end{array}{{]}^{{\text{T}}}}, \\ \end{gathered} $
$\overline {\Delta X} _{{{\text{ГНСС}}}}^{{}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\delta \rho _{{\Delta \tau }}^{{{\text{ГНСС}}}}}&{\delta \dot {\rho }_{{\Delta \tau }}^{{{\text{ГНСС}}}}} \end{array}]}^{{\text{T}}}},$
${{\overline {\Delta X} }_{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{i}}}}} = {{\left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {\delta {{\lambda }_{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{i}}}}}} \\ {\delta {{\phi }_{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{i}}}}}} \\ {\delta {{h}_{{{\text{СТ}}{{{\text{З}}}_{i}}}}}} \end{array}} \right]}^{{}}},$
в которых Δx1, Δx2 – ошибки определения координат БИНС, Δx3, Δx4 – ошибки определения производных от ошибок координат БИНС (содержат ошибки проекций скорости), α, β, γ – угловые погрешности построения базового трехгранника БИНС, ΔΩx, ΔΩy, ΔΩz – постоянные составляющие дрейфов гироскопов, ΔKΩx, ΔKΩy, ΔKΩz – погрешности масштабных коэффициентов гироскопов, Δnx, Δny, Δnz – постоянные составляющие погрешностей акселерометров, ΔKnx, ΔKny, ΔKnz – погрешности масштабных коэффициентов акселерометров; $\delta \rho _{{\Delta \tau }}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – погрешность определения дальности, вызванная сдвигом временной шкалы приемника относительно общесистемной шкалы и описываемая математической моделью; $\delta \rho _{{{\Delta \tau }}}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – константа; $\delta \dot {\rho }_{{\Delta \tau }}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – погрешность определения радиальной скорости, вызванная сдвигом частоты опорного генератора и описываемая математической моделью; $\delta \dot {\rho }_{{{\Delta \tau }}}^{{{\text{ГНСС}}}}$ – константа; δλСТЗi , δφСТЗi , δhСТЗi – погрешности определения долготы, широты и высоты i-й РТ, соответственно. Все перечисленные погрешности определяются как разности между истинным значением параметра и его значением, вычисленным в системе или введенным в нее по априорной информации.

Для вектора состояния предложенного вида получены линейные уравнения динамики на основе линейных уравнений ошибок рассматриваемых систем, а также линейные уравнения связи между вектором измерений $\bar {Z}$ и вектором состояния $\overline {\Delta X} $, которые, например, можно найти в работах [12, 13]. При этом шумы измерений, обусловленные ошибками ГНСС, СТЗ и МК, а также шумы системы, обусловленные прежде всего случайными погрешностями гироскопов и акселерометров, принимаются белыми с нормальным распределением, интенсивности которых определяются их техническими характеристиками [14].

На основе сформированных измерений и принятой линейной модели состояния при условии неподвижности РТ строится оптимальный фильтр Калмана, производящий оценку вектора состояния $\overline {\Delta X} $. Размерность такого фильтра определяется размерностью векторов ${{\overline {\Delta {\text{X}}} }_{{{\text{БИНС}}}}}$, ${{\overline {\Delta {\text{X}}} }_{{{\text{ГНСС}}}}}$, ${{\overline {\Delta {\text{X}}} }_{{{\text{СТЗ}}}}}$, приведенных выше. Для рассматриваемого в статье случая она равна (21 + 3k), где k – число РТ, используемых в СТЗ. Оценка вектора состояния производится на основе следующих уравнений оптимального фильтра Калмана–Бьюси [14, 15]:

$\begin{gathered} \Delta \widehat {\dot {X}}(t) = {\mathbf{F}}(t)\Delta \hat {X}(t) + {\mathbf{B}}(t)\bar {U}(t) + {\mathbf{K}}(t)(\bar {Z}(t) - {\mathbf{H}}(t)\Delta \hat {X}(t)), \\ {\mathbf{K}}(t) = {\mathbf{P}}(t){\mathbf{H}}{{(t)}^{{\text{T}}}}{\mathbf{R}}{{(t)}^{{ - {\text{1}}}}}, \\ \end{gathered} $
${\mathbf{\dot {P}}}\left( t \right) = {\mathbf{F}}\left( t \right){\mathbf{P}}\left( t \right) + {\mathbf{P}}\left( t \right){\mathbf{F}}{{\left( t \right)}^{{\text{T}}}} + {\mathbf{G}}\left( t \right){\mathbf{Q}}\left( t \right){\mathbf{G}}{{\left( t \right)}^{{\text{T}}}} - {\mathbf{P}}\left( t \right){\mathbf{H}}{{\left( t \right)}^{{\text{T}}}}{\mathbf{R}}{{\left( t \right)}^{{ - {\text{1}}}}}{\mathbf{H}}\left( t \right){\mathbf{P}}\left( t \right),$
где F(t) – матрица динамики системы; B(t) – матрица управления; $\bar {U}(t)$ – вектор управляющих сигналов; G(t) – матрица шумов системы; $\bar {W}(t)$ – вектор шумов системы; $\bar {Z}(t)$ – вектор измерений; H(t) – матрица связи вектора состояния и вектора измерений; $\bar {V}(t)$ – вектор шумов измерений.

При переходе к дискретному виду на k-м шаге работы линейный оптимальный фильтр представляется в виде [14, 15]

$\Delta {{\hat {X}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}\Delta {{\hat {X}}_{{k - 1}}} + {{{\mathbf{B}}}_{{k/k - 1}}}{{\bar {U}}_{{k - 1}}} + {{{\mathbf{K}}}_{k}}({{\bar {Z}}_{k}} - {{{\mathbf{H}}}_{k}}{{{\mathbf{\Phi }}}_{{k{\text{/}}k - {\text{1}}}}}\Delta {{\hat {X}}_{{k - 1}}}),$
${{{\mathbf{S}}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{P}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Phi }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}} + {{{\mathbf{\Gamma }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{Q}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Gamma }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}},$
${{{\mathbf{K}}}_{k}} = {{{\mathbf{S}}}_{k}}{\mathbf{H}}_{k}^{{\text{T}}}{{({{{\mathbf{H}}}_{k}}{{{\mathbf{S}}}_{k}}H_{k}^{{\text{T}}} + {{{\mathbf{R}}}_{k}})}^{{ - 1}}},$
${{{\mathbf{P}}}_{k}} = \left( {{\mathbf{E}} - {{{\mathbf{K}}}_{k}}{{{\mathbf{H}}}_{k}}} \right){{{\mathbf{S}}}_{k}}.$

Переход к дискретному виду осуществляется при использовании следующих соотношений для основных матриц фильтра [15]

${{{\mathbf{R}}}_{k}} = \frac{{{\mathbf{R}}\left( {{{t}_{k}}} \right)}}{T},~\quad {{{\mathbf{Q}}}_{k}} = \frac{{{\mathbf{Q}}\left( {{{t}_{k}}} \right)}}{T},$
${{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}} = {{e}^{{{\text{F}}\left( {{{t}_{k}}} \right){\text{T}}}}} = {\mathbf{E}} + {\mathbf{F}}\left( {{{t}_{k}}} \right)T + \frac{{{{{\left( {{\mathbf{F}}\left( {{{t}_{k}}} \right)T} \right)}}^{2}}}}{2} + \ldots ,$
${{{\mathbf{\Gamma }}}_{{k/k - 1}}} = {\mathbf{F}}{{\left( {{{t}_{k}}} \right)}^{{ - 1}}}\left( {{{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}} - {\mathbf{E}}} \right){{{\mathbf{G}}}_{{k/k - 1}}},$
где T – шаг дискретизации алгоритма.

Фильтр Калмана реализует функции оценивания, экстраполяции (прогноза) и управления с одинаковой частотой в одни и те же моменты времени. Для повышения устойчивости алгоритмов оптимального фильтра Калмана (ОФК) в случае использования на динамичном объекте необходимо увеличение частоты решения задачи экстраполяции поведения оценки вектора состояния. Также следует учитывать то, что частота решения задачи управления по выработанным оценкам может не совпадать с частотой решения задачи оценивания. Временная диаграмма дискретного алгоритма ОФК в общем виде приведена на рис. 3.

Рис. 3

Реализация ОФК в таком виде обеспечивает гибкость построения и вычислительную устойчивость. При этом на каждом такте работы вне зависимости от выполняемой функции необходимо переопределять шаг дискретизации T. На рис. 3 приведены шаги дискретизации ${{T}_{{\text{0}}}} \ldots {{T}_{{\text{9}}}}$. Шаги дискретизации обычно привязываются к шагу дискретизации навигационного алгоритма, который определяется на этапе разработки навигационной системы.

Для задачи экстраполяции [15, 16]

$\Delta {{\hat {X}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}\Delta {{\hat {X}}_{{k - 1}}} + {\mathbf{B}}_{{k/k - 1}}^{{{\text{EXTR}}}}\bar {U}_{{k - 1}}^{{{\text{EXTR}}}},$
${{{\mathbf{P}}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{P}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Phi }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}} + {{{\mathbf{\Gamma }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{Q}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Gamma }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}},$
где ${{{\mathbf{B}}}^{{{\text{EXTR}}}}}$ – матрица управления для задачи экстраполяции; ${{\bar {U}}^{{{\text{EXTR}}}}}$ – вектор управления для задачи экстраполяции.

Для задачи оценивания [15, 16]

$\Delta {{\hat {X}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}\Delta {{\hat {X}}_{{k - 1}}} + {\mathbf{B}}_{{k/k - 1}}^{{{\text{EST}}}}\Delta {{\bar {U}}^{{{\text{EST}}}}}_{{k - 1}} + {{{\mathbf{K}}}_{k}}({{\bar {Z}}_{k}} - {{{\mathbf{H}}}_{k}}{{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}\Delta {{\hat {X}}_{{k - 1}}}),$
${{{\mathbf{K}}}_{k}} = {{{\mathbf{S}}}_{k}}{\mathbf{H}}_{k}^{{\text{T}}}{{({{{\mathbf{H}}}_{k}}{{{\mathbf{S}}}_{k}}{\mathbf{H}}_{k}^{{\text{T}}} + {{{\mathbf{R}}}_{k}})}^{{ - {\text{1}}}}},$
${{{\mathbf{S}}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{P}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Phi }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}} + {{{\mathbf{\Gamma }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{Q}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Gamma }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}},$
${{{\mathbf{P}}}_{k}} = \left( {{\mathbf{E}} - {{{\mathbf{K}}}_{k}}{{{\mathbf{H}}}_{k}}} \right){{{\mathbf{S}}}_{k}},$
где ${{{\mathbf{B}}}^{{{\text{EST}}}}}$ – матрица управления для задачи оценивания; ${{\bar {U}}^{{{\text{EST}}}}}$ – вектор управления для задачи оценивания; Е – единичная матрица.

Для задачи управления

$\Delta {{\hat {X}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}\Delta {{\hat {X}}_{{k - 1}}} + B_{{k/k - 1}}^{{{\text{CONTR}}}}\bar {U}_{{k - 1}}^{{{\text{CONTR}}}},$
${{{\mathbf{P}}}_{k}} = {{{\mathbf{\Phi }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{P}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Phi }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}} + {{{\mathbf{\Gamma }}}_{{k/k - 1}}}{{{\mathbf{Q}}}_{{k - 1}}}{\mathbf{\Gamma }}_{{k/k - 1}}^{{\text{T}}},$
где ${{{\mathbf{B}}}^{{{\text{CONTR}}}}}$ – матрица управления; ${{\bar {U}}^{{{\text{CONTR}}}}}$ – вектор управления.

В зависимости от наличия или отсутствия обратной связи по элементам оценки вектора состояния ${{\hat {X}}_{{k - 1}}}$, а также от текущего режима работы фильтра (экстраполяция, оценка или управление) будет определяться матрица управления ${\mathbf{B}}_{{k/k - 1}}^{{{\text{EXTR}}}}$, ${\mathbf{B}}_{{k/k - 1}}^{{{\text{EST}}}}$, ${\mathbf{B}}_{{k/k - 1}}^{{{\text{CONTR}}}}$ и вектор управления $\bar {U}_{{k - 1}}^{{{\text{EXTR}}}}$, ${{\bar {U}}^{{{\text{EST}}}}}_{{k - 1}}$ $\bar {U}_{{k - 1}}^{{{\text{CONTR}}}}$ дискретного ОФК.

3. Исключение отказов. Одной из основных задач при построении комплексов является своевременное обнаружение и исключение первичных датчиков с высоким уровнем возмущений. Предлагается алгоритм, позволяющий в рассматриваемом комплексе выявлять аномальные измерения, исключать их из состава системы и организовывать перестройку структуры алгоритмов КОИ. Одна из особенностей этого алгоритма – использование волнового подхода к описанию возмущений [17] в спутниковых навигационных системах. Исследование реальных записей погрешностей определения местоположения по сигналам ГНСС показало наличие волновой составляющей погрешностей местоположения, в том числе их скачкообразного изменения при смене рабочего созвездия НКА. Применение как волнового подхода при формировании математической модели ошибок ГНСС, так и стохастического дает более достоверное описание погрешностей спутникового навигационного приeмника. У возмущений, обладающих волновой структурой (рис. 4), изменения связаны не только со стохастическими процессами, но и с детерминированными функциями, некоторые параметры которых изменяются случайным образом на неопределенных интервалах времени. Возмущения волновой структуры ω(t) могут быть математически представлены с помощью аналитических выражений:

$\omega (t) = {{c}_{1}}(t){{f}_{1}}(t) + {{c}_{2}}(t){{f}_{2}}(t) + \ldots + {{c}_{n}}(t){{f}_{n}}(t),$
где  f1(t),  f2(t), ,  fn(t) – известные базовые функции; c1(t), c2(t), , cn(t) – кусочно-постоянные неизвестные весовые коэффициенты, которые могут скачкообразно менять свои значения в некоторые моменты времени и определяются в описываемом в статье алгоритме обнаружения аномальных измерений.

Рис. 4

Так, например, для волновых процессов, представленных на рис. 4, математическое описание можно представить в виде

${{Т}_{1}}:{{\omega }_{1}}(t) = {{e}_{1}};\quad ~{{Т}_{2}}:{{\omega }_{2}}(t) = {{e}_{2}};\quad {{Т}_{3}}:{{\omega }_{3}}(t) = {{e}_{3}} + {{e}_{4}}t;\quad {{Т}_{4}}:{{\omega }_{4}}(t) = {{e}_{5}} + {{e}_{6}}{{e}^{{\beta t}}},$
где T1, T2, T3, T4 – интервалы действия возмущения соответствующего вида.

Для повышения отказоустойчивости НК предлагается использовать алгоритм КОИ с переменной структурой ОФК, учитывающей возмущения волновой структуры в измерениях [14, 18]. Так, например, волновая составляющая погрешности определения псевдодальности $\delta \rho _{i}^{w}$ и псевдоскорости $\delta \dot {\rho }_{i}^{w}$ для i-го НКА рабочего созвездия ГНСС может быть представлена как

$\begin{gathered} \delta \rho _{i}^{w} = \Delta {{\rho }_{i}} + {{a}_{i}}{{t}_{i}} + {{b}_{i}}t_{i}^{2}, \\ \delta \dot {\rho }_{i}^{w} = \Delta {{{\dot {\rho }}}_{i}} + {{d}_{i}}{{t}_{i}}, \\ \end{gathered} $
где $\Delta {{\rho }_{{\text{i}}}}$– постоянная составляющая погрешности определения псевдодальности; $\Delta {{\dot {\rho }}_{{\text{i}}}}$ – постоянная составляющая погрешности определения псевдоскорости; ai – коэффициент линейной составляющей погрешности определения псевдодальности; bi – коэффициент квадратичной составляющей погрешности определения псевдодальности; di – коэффициент линейной составляющей погрешности определения псевдоскорости; ti – время с момента расширения вектора состояния за счет включения параметров волновых функций погрешностей i-го НКА.

Расширенный (перестроенный) вектор состояния в этом случае примет вид

$\bar {X}_{Р}^{{\text{Т}}} = [\begin{array}{*{20}{c}} {{{{\bar {X}}}^{{\text{Т}}}}}&{\bar {X}_{1}^{{{{w}^{{\text{Т}}}}}}}&{...}&{X_{i}^{{{{w}^{{\text{Т}}}}}}} \end{array}],$
где $\overline X _{i}^{{{{w}^{{\text{Т}}}}}} = \left[ {\begin{array}{*{20}{c}} {\Delta {{\rho }_{i}}}&{{{a}_{i}}}&{{{b}_{i}}}&{\Delta {{{\dot {\rho }}}_{i}}}&{{{с}_{i}}} \end{array}} \right]$, $i = \overline {1,(m - 4)} $ – число НКА, в измерениях псевдодальностей до которых предположительно содержатся погрешности волновой структуры, превышающие заданный порог, m – количество НКА рабочего созвездия.

Обобщенная блок-схема алгоритма оценивания с переменной структурой приведена на рис. 5. Под переменностью структуры алгоритма оценивания понимается изменение составов измеряемых псевдодальностей и вектора состояния, что приводит к соответствующему изменению размерности матриц измерений и динамики системы. При этом из измерений исключаются те, которые не прошли допусковый контроль, а в векторе состояния изменяются компоненты волнового представления ошибок измерений. Алгоритм оптимального оценивания остается таким же, как и приведенный выше. В нем изменяется набор псевдодальностей и как следствие – размерность соответствующих матриц. Пример структурной перестройки алгоритма можно найти в монографии [14].

Рис. 5

При построении предлагаемого алгоритма используется предположение, что наличие среднего в невязках вызвано наличием смещения в гауссовском законе распределения погрешностей ГНСС в определении псевдодальностей и псевдоскоростей. В блоке 1 осуществляется допусковый контроль шага псевдодальностей и псевдоскоростей. В блоке 2 на основе полученных невязок на текущем шаге измерений и массива предыдущих значений невязок рассчитываются статистические характеристики – скользящие среднее и среднеквадратическое отклонение (СКО).

Скользящее среднее для невязок спутниковых измерений для НКАi:

$M(\bar {P}_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \bar {P}_{i}^{{{\text{ГНСС}}}}),$
СКО для невязок спутниковых измерений:
$\sigma (\bar {P}_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}} - \bar {P}_{i}^{{{\text{ГНСС}}}}),$
где M – оператор вычисления математического ожидания, σ – оператор вычисления математического ожидания, $\bar {P}_{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}}({{t}_{1}})}& \ldots &{\rho _{{{\text{ГНС}}{{{\text{С}}}_{i}}}}^{{{\text{БИНС}}}}({{t}_{q}})} \end{array}]}^{{\text{T}}}}$ – массив, содержащий q последних значений прогнозируемых дальностей до НКА, $\bar {P}_{i}^{{{\text{ГНСС}}}} = {{[\begin{array}{*{20}{c}} {\rho _{i}^{{{\text{ГНСС}}}}({{t}_{1}})}& \ldots &{\rho _{i}^{{{\text{ГНСС}}}}({{t}_{q}})} \end{array}]}^{{\text{T}}}}$ – массив, содержащий q последних значений псевдодальностей. Скользящие средние и СКО для измерений СТЗ вычисляются  аналогичным  образом.  При  этом  вопрос выбора интервала осреднения определяется шагом интегрирования, характеристиками оцениваемого процесса и должен выбираться на основе отдельного экспериментального исследования.

В блоке 3 осуществляется контроль СКО невязок с целью обнаружения и исключения измерений от НКА и РТ, СКО невязок псевдодальности или псевдоскорости которых превышает заданный порог. В блоке 4 на основе полученных значений статистических характеристик невязок и установленного порога принятия решения формируется набор “проблемных” НКА и РТ, измерения от которых предположительно содержат погрешности волновой структуры, превышающие заданный порог. В случае отсутствия в текущем векторе состояния параметров волновой модели погрешностей “проблемных” НКА и РТ осуществляется включение этих параметров в вектор состояния (перестройка оценивателя). В блоке 5 на основе невязок происходит анализ возможности использования измерений от ранее исключенных НКА и РТ. В блоке 6 реализуется алгоритм КОИ на базе жесткосвязанной схемы комплексирования с использованием уравнений ОФК, приведенных выше, с учетом расширенного вектора состояния. В блоке 7 на базе установленных порогов принимается решение о возможности исключения измерений от НКА и РТ на следующем шаге работы рекуррентного оценивателя. В блоке 8 вычисляются управляющие сигналы для замыкания обратной связи в алгоритмы БИНС и алгоритм привязки РТ. При замыкании обратной связи в алгоритм БИНС, приемника ГНСС и СТЗ по оценкам вектора состояния необходимо расширить вектор управления $\bar {U}\left( t \right)$. Вектор управления для дискретного ОФК $\bar {U}\left( t \right)$ и матрица управления $\left[ {B\left( t \right)} \right]~$ в зависимости от режима работы принимают следующий вид:

1) для задачи экстраполяции и оценивания:

$\begin{gathered} {{{\bar {U}}}^{{{\text{\;EXTR}}}}}_{{k - 1}} = {{{\bar {U}}}^{{{\text{EST}}}}}_{{k - 1}} = 0, \\ {{[{{B}^{{{\text{EST}}}}}]}_{{k/k - 1}}} = {{[{{B}^{{{\text{EXTR}}}}}]}_{{k/k - 1}}} = \left[ 0 \right]; \\ \end{gathered} $

2) для задачи управления:

$\begin{gathered} \bar {U}_{{k - 1}}^{{{\text{CONTR}}}} = \Delta {{{\hat {X}}}_{{k - 1}}}, \\ {{[{{B}^{{{\text{EXTR}}}}}]}_{{k/k - 1}}} = - \left[ E \right]. \\ \end{gathered} $

Предлагаемую схему построения алгоритма с перестраиваемой структурой измерений при соответствующих изменениях можно применять и для контроля показаний (работоспособности) БИНС и МК.

4. Результаты имитационного моделирования. Для подтверждения работоспособности комплексной навигационной системы, построенной с использованием предложенного подхода, а также для оценки ее основных характеристик была разработана методика имитационного моделирования и создан программный комплекс. При проведении численных исследований осуществлялось моделирование движения БА, движения НКА ГНСС, а также измерений датчиков первичной навигационной информации с учетом созданных моделей погрешностей. Принятые характеристики гироскопов, входящих в состав ИИБ, соответствовали волоконно-оптическим гироскопам Оптолинк ОИУС-1000, акселерометров – АК-15. На рис. 6–11 приводятся результаты имитационного моделирования. При этом цифрами обозначены следующие события: 1 – инициализация СТЗ (30 с), 2 – нарастание погрешности определения псевдодальности до НКА 9 GPS со скоростью 2 м/с (с 60-й с), 3 – расширение вектора состояния параметрами волновой структуры для “проблемного” НКА 9 GPS (76 с), 4 – исключение НКА 9 GPS (84 с), 5 – нарастание погрешности определения псевдодальности до НКА 11 ГЛОНАСС со скоростью 1.3 м/с (с 70-й с), 6 – расширение вектора состояния параметрами волновой структуры для “проблемного” НКА 11 ГЛОНАСС (87 с), 7 – исключение НКА 11 ГЛОНАСС (94 с), 8 – движение РТ 15 со скоростью 1.1 м/с (с 200-й с), 9 – расширение вектора состояния параметрами волновой структуры для “проблемной” РТ 15 (216 с), 10 – исключение РТ 15 (219 с).

Рис. 6.

Количество НК и РТ: ___ количество НКА рабочего созвездия; ___ количество исключенных НКА; ___ количество РТ; ___ количество исключенных РТ

Рис. 7.

СКО ошибок оценок определения местоположения по долготе и широте и ошибок оценок для ОФК (полная модель): а – ошибка оценки по широте; б – СКО ошибки по широте; в – СКО ошибки по долготе; г – ошибка оценки по долготе

Рис. 8.

СКО ошибок оценок определения местоположения по долготе и широте и ошибок оценок ОФК (полная модель): а – ошибка оценки по широте; б – СКО ошибки по широте; в – СКО ошибки по долготе; г – ошибка оценки по долготе

Рис. 9.

СКО ошибок оценок для составляющих путевой скорости и ошибок оценок для ОФК: а – ошибка оценки по Wn; б – СКО ошибки по Wn; в – СКО ошибки по We; г – ошибка оценки по We

Рис. 10.

СКО ошибок оценок по углам Alfa, Betta и ошибки оценок данных углов для ОФК: а – ошибка оценки по Betta; б – СКО ошибки по Alfa; в – СКО ошибки по Betta; г – ошибка оценки по Alfa

Рис. 11.

СКО ошибок оценок сдвига нуля акселерометров для ОФК (полная модель): а – СКО ошибки оценивания измерений акселерометров по оси 1; б – СКО ошибки оценивания измерений акселерометров по оси 2; в – СКО ошибки оценивания измерений акселерометров по оси 3; г – ошибка оценивания измерений акселерометров по оси 1; д – ошибка оценивания измерений акселерометров по оси 2; е – ошибка оценивания измерений акселерометров по оси 3

На рис. 6 представлены графики изменения числа НКА в рабочем созвездии (кривая а), число РТ (б), число исключенных НКА (в), число исключенных РТ (г), при этом видно, что при принятых скоростях нарастания погрешностей соответствующие сигналы от НКА и РТ исключаются из структуры измерений через 7–9 с после взятия сигнала на сопровождение.

Рис. 7 показывает, как растет ошибка оценивания при наличии возмущений, отличных от случайных, в традиционном фильтре Калмана (а, г – ошибка оценки СКО, б, в – СКО). Преимущества использования волнового подхода и построенного на его основе фильтра с перестраиваемой структурой показывают графики на рис. 8–11, на которых для того же случая, что и для графиков на рис. 7, отображены ошибки оценок координат, скорости, углов ориентации и сдвига нуля акселерометра (а, г – ошибка оценки СКО, б, в – СКО).

Сопоставление результатов имитационного моделирования работы линейного дискретного ОФК и разработанного описанного выше оптимального фильтра с переменной структурой измерений и вектора состояния, использующего сигналы СТЗ, показывает преимущества предлагаемого подхода к построению алгоритма оценивания с помощью процедуры обнаружения отказов.

Заключение. Предложенный подход к организации контроля показаний датчиков с использованием СТЗ продемонстрировал свою эффективность, позволяя за короткое время обнаруживать аномальные измерения и исключать их источники из вектора измерений, перестраивая структуру оценивателя. Полученные результаты имитационного моделирования, показавшие эффективность предлагаемого подхода, дают возможность перейти к этапу изготовления экспериментальных образцов и натурных испытаний.

Список литературы

  1. Витковский А. Беспилотник будущего – машина, которая сможет все, 2010. http://www.uav.ru.

  2. Волков М. Новые возможности беспилотной разведки, 2010. http://www.uav.ru.

  3. Агеев М.Д., Киселев Л.В., Матвиенко Ю.В. и др. Автономные подводные роботы: системы и технологии / Под общ. ред. Агеева М.Д. М.: Наука, 2005. 398 с.

  4. Каляев И.А., Лохин В.М., Макаров И.М. Интеллектуальные роботы: учеб. пособие по направлению 220400.65–“Мехатроника и робототехника”. М.: Машиностроение, 2007. 360 с.

  5. Грумондз В.Т., Половинкин В.В., Яковлев Г.А. Теория движения двусредных аппаратов. Математические модели и методы исследования. М.: Вузовская книга, 2012. 643 с.

  6. Veremeenko K.K., Antonov D.A., Zharkov V.M., Zimin R.Yu., Tchernodoubov A.Yu. Small-sized Integrated Navigation System // IEEE Aerospace and Electronic Systems Magazine. 2011. № 26 (3). P. 39–41.

  7. Амирагов А.С., Антонов Д.А., Веременко К.К., Жарков М.В., Пронькин А.Н., Чехов Е.Л. Отказоустойчивый навигационный комплекс автоматического необитаемого аппарата // Новости навигации. 2017. № 2. С. 24–30.

  8. Антонов Д.А., Жарков М.В., Кузнецов И.М., Лунёв Е.М., Пронькин А.Н. Определение навигационных параметров беспилотного летательного аппарата на базе фотоизображения и инерциальных измерений // Тр. МАИ. 2016. № 91. http://trudymai.ru/published.php.

  9. Степанов О.А., Кошаев Д.А. Исследование методов решения задачи ориентации с использованием спутниковых систем // Гироскопия и навигация. 1999. № 2 (25). С. 30–55.

  10. Интернет сайт компании Boston Dynamics – http://www.bostondynamics.com/ robot_ls3.html.

  11. Веремеенко К.К., Антонов Д.А., Жарков М.В., Амирагов А.С. О концепции построения навигационного комплекса автоматического необитаемого подводного аппарата // Новости навигации. 2014. № 1. С. 28–33.

  12. Степанов О.А. Основы теории оценивания с приложениями к задачам обработки навигационной информации. Ч. 2. Введение в теорию фильтрации. СПб.: 2012.

  13. Степанов О.А. Основы теории оценивания с приложениями к задачам обработки навигационной информации. Ч. 1. Введение в теорию оценивания. СПб.: 2010.

  14. Алёшин Б.С., Афонин А.А., Веремеенко К.К., Кошелев Б.В., Плеханов В.Е., Тихонов В.А., Тювин А.В., Черноморский А.И. Ориентация и навигация подвижных объектов. Современные информационные технологии / Под ред. Алешина Б.С., Веремеенко К.К., Черноморского А.И. М.: Физматлит, 2006. 422 с.

  15. Ривкин С.С., Ивановский Р.И., Костров А.В. Статистическая оптимизация навигационных систем. Л.: Судостроение, 1976. 280 с.

  16. Фильтрация и стохастическое управление в динамических системах / Под ред. Леондеса К.Т. М.: Мир, 1980. 408 с.

  17. Салычев О.С. Волновое описание возмущений в задачах оценки ошибок инерциальных систем навигации. М.: Машиностроение, 1992. 216 с.

  18. Алешин Б.С., Антонов Д.А., Веремеенко К.К., Зимин Р.Ю., Жарков М.В., Кузнецов И.М., Пронькин А.Н. Малогабаритный интегрированный навигационно-посадочный комплекс // Тр. МАИ. 2016. № 54. http://trudymai.ru/published.php?ID=29692.

Дополнительные материалы отсутствуют.