Теплоэнергетика, 2021, № 2, стр. 61-67

Определение оптимальной производительности шаровой барабанной мельницы при размоле бурых углей

С. Д. Иванов a*, А. Н. Кудряшов a, В. В. Ощепков a

a Иркутский национальный исследовательский технический университет
664074 г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83, Россия

* E-mail: ivsd55@yandex.ru

Поступила в редакцию 24.02.2020
После доработки 25.03.2020
Принята к публикации 20.05.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Шаровые барабанные мельницы (ШБМ) являются одним из основных типов углеразмольного оборудования в России. Существенный недостаток ШБМ – высокое потребление электроэнергии (значительная часть собственных нужд ТЭС). При огромных масштабах производства уменьшение этих затрат даже на несколько процентов дает значительный экономический эффект. Рассмотрена задача минимизации удельных затрат энергии на размол и транспорт азейского угля в шаровой барабанной мельнице ШК-32. Для влажных бурых углей эффективность размола и транспорта угольной пыли достигается обычно в режиме равенства размольной и сушильной производительностей мельницы. Реализация этого режима – условие необходимое, но недостаточное. Получена система уравнений, описывающих процессы размола и транспорта угольной пыли. Анализ уравнений показывает, что удельные затраты энергии на размол обратно пропорциональны расходу воздуха, а удельные затраты на транспорт пылегазового потока пропорциональны квадрату расхода воздуха. Этот факт обеспечивает наличие минимума удельных затрат энергии на пылеприготовление. Проведено сравнение расчетных затрат удельной энергии на пылеприготовление в шаровой барабанной мельнице ШК-32 с экспериментальными результатами, которые были получены при режимно-наладочных испытаниях пылесистемы Иркутской ТЭЦ-9. Cредние отклонения результатов расчетов от экспериментальных данных находятся в диапазоне ±10%. Сравнение расчетных и экспериментальных данных свидетельствует о том, что математическая модель режима равенства размольной и сушильной производительностей ШБМ адекватно описывает процессы, протекающие при подготовке топлива к сжиганию. Показано, что повышения эффективности пылесистем с ШБМ можно достичь только после подробного исследования транспорта угольной пыли. В предложенном методе определения оптимальной производительности ШБМ последовательно учтено влияние полидисперсности угольной пыли на аэродинамическое сопротивление мельницы.

Ключевые слова: шаровая барабанная мельница, удельные затраты энергии на пылеприготовление, сушильная производительность мельницы, гранулометрический состав угольной пыли

При размоле углей используются пылесистемы с шаровыми барабанными мельницами [1], повышение эффективности работы которых определяется удельными затратами энергии на производство угольной пыли при заданных влажности, температуре и гранулометрическом составе. В ШБМ одновременно происходят измельчение, сушка угля и аэродинамическая сепарация угольной пыли. На качество этих процессов оказывают влияние:

конструктивные параметры (размеры ШБМ, скорость вращения барабана, форма брони и т.п.);

режимные параметры (степень заполнения барабана шарами, вентиляция мельницы, производительность по угольной пыли заданного качества);

внешние факторы (исходная влажность и твердость угля, температура сушильного агента, присосы воздуха и т.д.).

Наличие большого количества переменных затрудняет оптимизацию затрат энергии на пылеприготовление [2]. Следует отметить, что наибольшее влияние оказывают режимные параметры, управляя которыми можно компенсировать случайные вариации внешних факторов. Но утверждать, что полученный режим является оптимальным, невозможно без дополнительных исследований.

Эффективным способом стабилизации внешних факторов является модернизация конструктивных элементов, обеспечивающих предварительную сушку топлива, уплотнение каналов транспорта угля, подогрев сушильного агента. Очевидно, что эти мероприятия повышают сушильную производительность мельницы, что приводит к росту ее размольной производительности, которая, в свою очередь, влияет на эффективность работы ШБМ. Этим соответствием можно управлять с помощью размольной производительности при изменении шаровой загрузки мельницы [3, 4] или формирования заданного гранулометрического состава пыли [5, 6]. При использовании ШБМ для размола влажных углей ее сушильная производительность ограничивает размольную производительность. Поэтому для анализа эффективности работы ШБМ необходимо определять реальную размольную производительность по уравнениям теплового баланса сушки угля.

В [7, 8] представлен анализ результатов режимных испытаний пылесистемы с мельницей ШК-32 и промежуточным бункером пыли при размоле на Иркутской ТЭЦ-9 (г. Ангарск) углей Азейского месторождения. Эксперименты были проведены в широком диапазоне по шаровой загрузке (от 41 до 69 т) при степени заполнения барабана шарами ${{{\psi }}_{{\text{б}}}}$ = 0.190–0.318. Для каждого значения ${{{\psi }}_{{\text{б}}}}$ расход горячего воздуха изменяли в пределах от 64 000 до 106 000 м3/ч. Поэтому удельные затраты энергии на производство угольной пыли изменялись в широком диапазоне – от 17 до 25 кВт ⋅ ч/т.

В [7] показано, что сушильная производительность с удовлетворительной точностью совпадает с размольной производительностью мельницы (коэффициент корреляции равен 0.98), что гарантирует эффективность работы ШБМ. На самом деле соответствие размольной и сушильной производительностей является условием необходимым, но недостаточным. Для достижения полной оптимизации работы ШБМ должно выполняться условие [9]

${{K}_{{{\text{вент}}}}} = {{{{V}_{{\text{в}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{V}_{{\text{в}}}}} {{{V}_{{{\text{м}}{\text{.в}}{\text{.}}\;{\text{опт}}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{V}_{{{\text{м}}{\text{.в}}{\text{.}}\;{\text{опт}}}}}}} = 1,$
где Kвент – коэффициент вентиляции; ${{V}_{{\text{в}}}}$ – расход сушильного агента (воздух); ${{V}_{{{\text{м}}{\text{.в}}{\text{.}}\;{\text{опт}}}}}$ – оптимальный расход воздуха через пылесистему (производительность мельничного вентилятора) по условиям размола, обеспечивающий минимум удельных затрат энергии на размол и транспорт угольной пыли.

СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ ДЛЯ РАСЧЕТА УДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ЭНЕРГИИ НА ПЫЛЕПРИГОТОВЛЕНИЕ В ШБМ

Эффективный режим работы пылесистемы достигается при равенстве размольной ${{B}_{{\text{p}}}}$ и сушильной ${{B}_{{\text{c}}}}$ производительностей мельницы

(1)
${{B}_{{\text{p}}}} = {{B}_{{\text{c}}}}.$

Сушильная производительность вычисляется по уравнению теплового баланса пылесистемы [9]

(2)
$\begin{gathered} {{B}_{{\text{с}}}} = \left\{ {V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}\left[ {{{h}_{{\text{в}}}}({{t}_{{{\text{г}}{\text{.в}}}}})\, + \,{{K}_{{{\text{прис}}}}}{{h}_{{\text{в}}}}({{t}_{{{\text{х}}{\text{.в}}}}})\, - \,(1\, + \,{{K}_{{{\text{прис}}}}}){{h}_{{\text{в}}}}({{t}_{2}})} \right]\, + } \right. \\ {{\left. { + \,\,0.7{{N}_{{\text{б}}}} - {{Q}_{5}}} \right\}} \mathord{\left/ {\vphantom {{\left. { + \,\,0.7{{N}_{{\text{б}}}} - {{Q}_{5}}} \right\}} {\left[ {\Delta W(2493 + 1.97{{t}_{2}}) + {{c}_{{\text{т}}}}{{t}_{2}}} \right]}}} \right. \kern-0em} {\left[ {\Delta W(2493 + 1.97{{t}_{2}}) + {{c}_{{\text{т}}}}{{t}_{2}}} \right]}}, \\ \end{gathered} $
где $V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}$ – расход сушильного агента при нормальных физических условиях (давление 0.1013 МПа, температура 273.15 K); ${{h}_{{\text{в}}}}$ – энтальпия воздуха; ${{t}_{{{\text{г}}{\text{.в}}}}},$ ${{t}_{{{\text{х}}{\text{.в}}}}}$ – температура горячего и холодного воздуха; ${{K}_{{{\text{прис}}}}}$ – коэффициент присоса; ${{t}_{2}}$ – температура пылегазовой смеси на выходе из ШБМ; ${{N}_{{\text{б}}}}$ – мощность, потребляемая ШБМ; ${{Q}_{5}} = 6.441\;{{({{D}_{{\text{б}}}}{{L}_{{\text{б}}}})}^{{0.7}}}$ – аппроксимация потерь тепла в окружающую среду [9, 10]; ${{D}_{{\text{б}}}},$ ${{L}_{{\text{б}}}}$ – диаметр и длина ШБМ; $\Delta W = \frac{{{{W}^{{\text{р}}}} - {{W}^{{\text{п}}}}}}{{100 - {{W}^{{\text{п}}}}}}$ – доля испарившейся влаги; ${{W}^{{\text{p}}}}$ – влажность рабочей массы исходного угля; ${{W}^{{\text{п}}}}$ – влажность угольной пыли на выходе из ШБМ; ${{c}_{{\text{т}}}}$ – теплоемкость топлива.

Мощность Nб, потребляемая ШБМ на размол угля, записывается в виде

${{N}_{{\text{б}}}} = {{N}_{{\text{р}}}} + {{N}_{{{\text{вр}}}}} + {{N}_{{\text{м}}}},$
где ${{N}_{{\text{p}}}},$ ${{N}_{{{\text{вр}}}}}$ – мощность, затрачиваемая на размол топлива и вращение пустого барабана; ${{N}_{{\text{м}}}}$ = = 50 кВт – мощность, затрачиваемая на маслосистему мельницы ШК-32 [9].

Функциональная зависимость Nб от степени заполнения барабана мельницы по данным режимно-наладочных испытаний (рис. 1) выглядит следующим образом:

(3)
$\ln ({{N}_{{\text{б}}}} - {{N}_{{{\text{вр}}}}} - {{N}_{{\text{м}}}}) = 7.354 + 0.56\ln {{{\psi }}_{{\text{б}}}}.$
Рис. 1.

Зависимость мощности, потребляемой мельницей, от степени загрузки барабана шарами. 1 – экспериментальные данные [7]; 2 – результаты расчета по аппроксимирующему уравнению (3)

После приведения (3) к стандартному виду [9] получаем

(4)
$\begin{gathered} {{N}_{{\text{б}}}} = \frac{1}{{{{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{пр}}}}}}}\left( {0.0746D_{{\text{б}}}^{3}{{L}_{{\text{б}}}}{{n}_{{\text{б}}}}{\psi }_{{\text{б}}}^{{0.56}}{{{\gamma }}_{{{\text{н}}{\text{.ш}}}}}{{K}_{{{\text{бр}}}}}{{K}_{{\text{т}}}} + } \right. \\ \left. { + \,\,1.86{{D}_{{\text{б}}}}{{L}_{{\text{б}}}}{{n}_{{\text{б}}}}{{S}_{{\text{б}}}}} \right) + {{N}_{{\text{м}}}}, \\ \end{gathered} $
где ${{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}} = 0.92$ – КПД электродвигателя [9]; ${{{\eta }}_{{{\text{пр}}}}}$ – КПД привода; ${{n}_{{\text{б}}}}$ – скорость вращения барабана; ${{{\gamma }}_{{{\text{н}}{\text{.ш}}}}} = 4.9$ т/м3 – насыпная плотность шаров; ${{K}_{{{\text{бр}}}}}$ – коэффициент, учитывающий форму брони; ${{K}_{{\text{т}}}}$ – коэффициент, учитывающий свойства топлива; ${{S}_{{\text{б}}}}$ – толщина стенки барабана.

Мощность, затрачиваемая на размол топлива, пропорциональна ${\psi }_{{\text{б}}}^{{0.56}},$ тогда как в [9] она пропорциональна ${\psi }_{{\text{б}}}^{{0.9}}.$ Поэтому необходимо учесть, что ${{K}_{{\text{т}}}} \sim {\psi }_{{\text{б}}}^{{ - {\alpha }}}$ [9], причем ${\alpha } < 1.$ Эта зависимость уже включена в аппроксимацию (4), в которой ${{K}_{{\text{т}}}} = 1.$

Расход электроэнергии Э на пылеприготовление равен сумме расходов электроэнергии на размол топлива ${{{\text{Э}}}_{{\text{р}}}}$ и его пневмотранспорт ${{{\text{Э}}}_{{{\text{пт}}}}}$:

(5)
${\text{Э}} = {{{\text{Э}}}_{{\text{р}}}} + {{{\text{Э}}}_{{{\text{пт}}}}} = \frac{{{{N}_{{\text{б}}}}}}{{{{B}_{{\text{р}}}}}} + \frac{{{{N}_{{{\text{пт}}}}}}}{{{{B}_{{\text{р}}}}}},$
где ${{N}_{{{\text{пт}}}}}$ – мощность, обеспечивающая пневмотранспорт пыли.

Размольная производительность мельницы ${{B}_{{\text{р}}}}$ определяется из равенств (1), (2). Мощность мельничного вентилятора, в свою очередь, зависит от расхода воздуха и сопротивления мельницы ${\Delta }{{p}_{{{\text{ШБМ}}}}}{\text{:}}$

${{N}_{{{\text{пт}}}}} = \frac{{\left( {1 + {\mu }} \right){{V}_{{\text{в}}}}{\Delta }{{p}_{{{\text{ШБМ}}}}}}}{{{{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{м}}{\text{.в}}}}}}},$
где ${\mu } = {{{{B}_{{\text{p}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{B}_{{\text{p}}}}} {\left( {{{{\rho }}_{{\text{в}}}}V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}} \right)}}} \right. \kern-0em} {\left( {{{{\rho }}_{{\text{в}}}}V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}} \right)}}$ – пылесодержание потока воздуха; ${{{\rho }}_{{\text{в}}}}$ – плотность воздуха при нормальных условиях; ${{{\eta }}_{{{\text{м}}{\text{.в}}}}}$ – КПД мельничного вентилятора.

Перепад давлений в мельнице состоит из перепада давления при транспорте гомогенной пылевоздушной смеси Δpгом и перепада давления из-за инжекции измельченных частиц в основной поток Δpинж [11]

(6)
${\Delta }{{p}_{{{\text{ШБМ}}}}} = {\Delta }{{p}_{{{\text{гом}}}}} + {\Delta }{{p}_{{{\text{инж}}}}}.$

В предыдущих исследованиях были получены критериальные уравнения для этих составляющих перепада давлений в ШБМ [8]. В несколько модернизированном виде перепад давлений при транспорте газовзвеси в мельнице ШК-32 можно записать следующим образом:

(7)
${\Delta }{{p}_{{{\text{гом}}}}} = \frac{{2975{{{\left( {1 + {\mu }} \right)}}^{{0.684}}}{{{\rho }}_{{\text{в}}}}w_{{\text{в}}}^{2}}}{{2\operatorname{Re} _{{\text{в}}}^{{0.316}}}},$
где ${{w}_{{\text{в}}}} = {{4V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{4V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}} {\left( {{\pi }~D_{{\text{б}}}^{2}} \right)}}} \right. \kern-0em} {\left( {{\pi }~D_{{\text{б}}}^{2}} \right)}}$ – средняя характерная скорость воздуха в ШБМ; ${{\operatorname{Re} }_{{\text{в}}}} = {{{{w}_{{\text{в}}}}~{{D}_{{\text{б}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{w}_{{\text{в}}}}~{{D}_{{\text{б}}}}} {{{{\nu }}_{{\text{в}}}}}}} \right. \kern-0em} {{{{\nu }}_{{\text{в}}}}}}$ – число Рейнольдса для воздуха в ШБМ (здесь ${{{\nu }}_{{\text{в}}}}$ – коэффициент кинематической вязкости воздуха при температуре пылегазовой смеси на выходе из ШБМ).

На рис. 2 показана зависимость коэффициента сопротивления гомогенного потока ζгом от числа Рейнольдса при транспорте газовзвеси в мельнице ШК-32. Потери давления на инжекцию измельченных частиц в основной поток вычисляли по формуле [8]

(8)
$\Delta {{p}_{{{\text{инж}}}}} = 233{{\left( {\frac{{\left\langle d \right\rangle }}{{d{\text{*}}}}} \right)}^{{0.116}}}\frac{{\left( {1 + {\mu }} \right){{{\rho }}_{{\text{в}}}}w_{{\text{в}}}^{2}}}{2},$
где $\left\langle d \right\rangle $ – средний диаметр частиц пыли полидисперсной системы; $d* = {{{{\nu }_{{\text{в}}}}} \mathord{\left/ {\vphantom {{{{\nu }_{{\text{в}}}}} {\sqrt {\left\langle {w_{{{\text{вит}}}}^{2}} \right\rangle } }}} \right. \kern-0em} {\sqrt {\left\langle {w_{{{\text{вит}}}}^{2}} \right\rangle } }}$ – характерный диаметр частиц пыли (здесь $\left\langle {w_{{{\text{вит}}}}^{2}} \right\rangle $ – средняя квадратичная скорость витания частиц пыли).

Рис. 2.

Зависимость коэффициента сопротивления гомогенного потока ζгом от числа Рейнольдса при транспорте газовзвеси в мельнице ШК-32. 1 – результаты моделирования по [8]; 2 – результаты расчета по критериальному уравнению (7)

Усреднение диаметра и скорости витания производили по распределению Розина–Раммлера [8]. Зависимость коэффициента сопротивления, вызванного инжекцией частиц, ζинж от безразмерного среднего диаметра частиц угольной пыли при транспорте газовзвеси в мельнице ШК-32 показана на рис. 3.

Рис. 3.

Зависимость коэффициента сопротивления, вызванного инжекцией частиц, ζинж от безразмерного среднего диаметра частиц угольной пыли при транспорте газовзвеси в мельнице ШК-32. 1 – результаты моделирования по экспериментальным данным [7, 8]; 2 – результаты расчета по критериальному уравнению (8)

Скорость витания частиц пыли зависит от их диаметра и в гравитационном поле определяется скоростью турбулентных пульсаций основного потока. Это определяет зависимость безразмерного среднего диаметра частиц пыли от объемного расхода сушильного агента

(9)
${{\left\langle d \right\rangle } \mathord{\left/ {\vphantom {{\left\langle d \right\rangle } {d{\text{*}}}}} \right. \kern-0em} {d{\text{*}}}} = 0.01537{{\left( {V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}} \right)}^{{1.91}}}.$

На рис. 4 показана зависимость отношения ${{\left\langle d \right\rangle } \mathord{\left/ {\vphantom {{\left\langle d \right\rangle } {d{\text{*}}}}} \right. \kern-0em} {d{\text{*}}}}$ от расхода воздуха через ШБМ. Аналогичная зависимость для основного режимного параметра R90 (остаток пыли на сите 90 мкм) имеет вид

${{R}_{{90}}} = 1.223{{\left( {V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}}} \right)}^{{1.42}}}.$
Рис. 4.

Зависимость отношения ${{\left\langle d \right\rangle } \mathord{\left/ {\vphantom {{\left\langle d \right\rangle } {d{\text{*}}}}} \right. \kern-0em} {d{\text{*}}}}$ от расхода воздуха через ШБМ. 1 – экспериментальные данные; 2 – результаты расчета по уравнению (9)

На рис. 5 приведены аэродинамическое сопротивление течения пылеугольной газовзвеси в ШБМ, рассчитанное по формулам (6)(9), и экспериментальное сопротивление $\Delta p_{{{\text{ШБМ}}}}^{{{\text{эксп}}}}.$ Отклонение аппроксимации аэродинамического сопротивления ШБМ от экспериментальных данных в основном не превышает 10%.

Рис. 5.

Сравнение экспериментальных и расчетных данных по потере давления в мельнице ШК-32. 1 – экспериментальные и расчетные данные; 2 – линия точного совпадения экспериментальных и расчетных данных; 3 – границы точности ±10%

Удельный расход энергии на пневмотранспорт угольной пыли

(10)
${{{\text{Э}}}_{{{\text{пт}}}}} = \frac{{\left( {1 + {\mu }} \right){{V}_{{\text{в}}}}\left( {{\Delta }{{p}_{{{\text{гом}}}}} + \Delta {{p}_{{{\text{инж}}}}}} \right)}}{{{{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{м}}{\text{.в}}}}}{{B}_{{\text{p}}}}}}.$

Удельные энергозатраты на размол угля в мельнице ШК-32 составляют

(11)
$\begin{gathered} {{{\text{Э}}}_{{\text{p}}}} = \left( {0.0746D_{{\text{б}}}^{3}{{L}_{{\text{б}}}}{{n}_{{\text{б}}}}{\psi }_{{\text{б}}}^{{0.56}}{{{\gamma }}_{{{\text{н}}{\text{.ш}}}}}{{K}_{{{\text{бр}}}}}{{K}_{{\text{т}}}} + } \right. \\ + \,\,{{\left. {1.86{{D}_{{\text{б}}}}{{L}_{{\text{б}}}}{{n}_{{\text{б}}}}{{{\psi }}_{{\text{б}}}} + {{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{пр}}}}}{{N}_{{\text{м}}}}} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{\left. {1.86{{D}_{{\text{б}}}}{{L}_{{\text{б}}}}{{n}_{{\text{б}}}}{{{\psi }}_{{\text{б}}}} + {{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{пр}}}}}{{N}_{{\text{м}}}}} \right)} {\left( {{{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{пр}}}}}{{B}_{{\text{р}}}}} \right)}}} \right. \kern-0em} {\left( {{{{\eta }}_{{{\text{эл}}}}}{{{\eta }}_{{{\text{пр}}}}}{{B}_{{\text{р}}}}} \right)}}. \\ \end{gathered} $

Уравнения (5)(11) – замкнутая система уравнений, описывающая удельные энергозатраты на процесс пылеприготовления в ШБМ ШК-32 и включающая практически все внешние параметры, влияющие на этот процесс.

ВЕРИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ПЫЛЕПРИГОТОВЛЕНИЯ

На рис. 6 представлены данные по удельным расходам энергии на пылеприготовление в мельнице ШК-32, полученные по формулам (5), (10), (11), и экспериментальные данные. Отклонение аппроксимации энергозатрат ШБМ от эксперимента в основном не превышает 5%.

Рис. 6.

Сопоставление экспериментальных и расчетных данных по удельным расходам электроэнергии на пылеприготовление в мельницы ШК-32. 1 – экспериментальные и расчетные данные; 2 – линия точного совпадения экспериментальных и расчетных данных; 3 – границы точности ±5%

На рис. 7 приведена гистограмма распределения числа случаев попадания относительной погрешности $\Delta {\text{Э}}$ в заданный интервал при сравнении результатов расчетов по формулам (5), (10), (11) с экспериментальными данными.

Рис. 7.

Распределение относительной погрешности ΔЭ по числу случаев n, попавших в заданный диапазон

На рис. 8 показана зависимость удельных энергозатрат при размоле азейского бурого угля в мельнице ШК-32 от расхода воздуха. Из рис. 8, бг видно, что энергозатраты на пылеприготовление в ШБМ, рассчитанные по формулам (5), (10), (11), с удовлетворительной точностью совпадают с экспериментальными данными. Энергозатраты минимальны при расходе воздуха в диапазоне 12–15 м3/c, что соответствует оптимальному режиму работы мельницы. Основной показатель качества пыли ${{R}_{{90}}} = 41 - 57\% $ при ${{W}^{{\text{п}}}}$ = 13–16% соответствует нормативным требованиям [9]. В ходе наладочных испытаний режим при ${{K}_{{{\text{вен}}}}} \approx 1$ не был реализован вследствие недостаточной производительности мельничного вентилятора. На рис. 8, а, д экспериментальные и расчетные энергозатраты плохо согласуются, так как мельница работала, по-видимому, в условиях близких к завалу [12].

Рис. 8.

Зависимость удельных энергозатрат от расхода воздуха при размоле азейского бурого угля в мельнице ШК-32. 1 – экспериментальные данные; 2 – результаты расчета по формуле (11); ${{{\psi }}_{{\text{б}}}}{\text{:}}$ а – 0.19; б – 0.23; в – 0.26; г – 0.30; д – 0.32

Зависимость удельных затрат энергии от шаровой загрузки, показанная на рис. 9, рассчитана по формулам (5), (10), (11). На всех кривых минимуму удельных затрат энергии соответствует ${{{\psi }}_{{\text{б}}}} \approx 0.23,$ при этом очевидно, что абсолютный минимум будет достигаться при ${{K}_{{{\text{вен}}}}} = 1.$ Следует отметить, что отклонение расхода сушильного агента от оптимального приводит к существенному росту удельных затрат энергии. Аналогичные зависимости были получены в исследовании [3] для угля марок ГСШ и Г в мельнице Ш-50А, но только для одного фиксированного расхода сушильного агента.

Рис. 9.

Зависимость энергозатрат мельницы ШК-32, рассчитанных по формулам (5), (10), (11), от степени загрузки при размоле азейского бурого угля. 1 – расчет по формулам (5), (10), (11) для опытных данных; аппроксимация расчетных данных по формулам (5), (10), (11) при $V_{{\text{в}}}^{{{\text{н}}{\text{.ф}}{\text{.у}}}},$ м3/c: 2 – 8; 3 – 10; 4 – 12

ВЫВОДЫ

1. Удельные затраты энергии на размол угля в барабанной шаровой мельнице обратно пропорциональны расходу сушильного агента. Удельные затраты на транспорт пылегазового потока прямо пропорциональны квадрату расхода сушильного агента.

2. Оптимальная производительность шаровой барабанной мельницы, работающей с пылевым бункером, при различной шаровой загрузке соответствует расходу сушильного агента (воздуха), при котором достигается минимальный расход электроэнергии.

3. Предложенный метод определения оптимальной производительности шаровой барабанной мельницы учитывает влияние полидисперсности угольной пыли на аэродинамическое сопротивление и обеспечивает возможность анализировать работу мельницы в реальных условиях.

Список литературы

  1. Повышение надежности и улучшение технико-экономических показателей углеразмольного оборудования и пылесистем ТЭС / Ю.Н. Втюрин, Л.А. Летин, А.М. Бычков, В.М. Шенаев, А.Б. Волков // Теплоэнергетика. 2000. № 7. С. 44–51.

  2. Ромадин В.П. Пылеприготовление. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1953.

  3. Голышев Л.В., Гут Ф.Е. Определение режимов эффективного размола в шаровой барабанной мельнице // Энергетик. 2013. № 4. С. 66–69.

  4. Голышев Л.В., Мысак И.С. Метод определения шаровой загрузки и производительности мельницы по мощности, потребляемой ШБМ // Теплоэнергетика. 2012. № 8. С. 19–22.

  5. Шувалов С.И., Веренин А.А., Ворошилов О.А. Влияние структуры пылесистемы на ее производительность // Теплоэнергетика. 2018. № 11. С. 54–61. https://doi.org/10.1134/S0040363618110061

  6. Математическая модель пылесистемы с шаровой барабанной мельницей для анализа схем классификации / С.И. Шувалов, С.С. Новосильцева, А.А. Веренин, О.А. Ворошилов // Вестник ИГЭУ. 2017. Вып. 8. С. 10–18.

  7. Иванов С.Д., Кудряшов А.Н., Ощепков В.В. Определение параметров аэродинамического сопротивления элементов оборудования систем пылеприготовления котельных агрегатов по экспериментальным данным // Вестник ИрГТУ. 2015. № 2 (97). С. 199–206.

  8. Иванов С.Д., Кудряшов А.Н., Ощепков В.В. Аэродинамическое сопротивление шаровой барабанной мельницы при транспорте полидисперсной угольной газовзвеси // ИФЖ. 2018. Т. 91. № 2. С. 371–376.

  9. Соколов Н.В., Кисельгоф М.Л. Расчет и проектирование пылеприготовительных установок котельных агрегатов (нормативные материалы). Л.: ОНТИ ЦКТИ, 1971.

  10. Лебедев А.Н. Подготовка и размол топлива на электростанциях. М.: Энергия, 1969.

  11. Уоллис Г. Одномерные двухфазные течения. М.: Мир, 1972.

  12. Брусин М.А., Гофайзен А.В. Наладка и исследование шаровой барабанной мельницы Ш-25 с фрикционным приводом // Теплоэнергетика. 1969. № 11. С. 46–50.

Дополнительные материалы отсутствуют.