Вестник РАН, 2023, T. 93, № 3, стр. 266-274

РУССКОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БЫВШИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СССР В ПОСЛЕДНИЕ 30 ЛЕТ

А. Л. Арефьев ab*

a Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Москва, Россия

b Институт социологии ФНИСЦ РАН
Москва, Россия

* E-mail: alexander.arefiev@gmail.com

Поступила в редакцию 18.09.2022
После доработки 25.09.2022
Принята к публикации 15.10.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Статья написана на основе статистических данных, результатах экспертных опросов и оценок автора о процессах изменения в русскоязычном образовании в бывших советских национальных республиках в период с 1991/1992 по 2019/2020 учебный год. Исследование свидетельствует о в целом необратимых изменениях в числе школьников и студентов, получавших образование на русском языке на протяжении 30 лет (после распада СССР). Вместе с тем в самые последние годы, в том числе в связи с демографическими процессами и некоторыми другими факторами, число школьников, обучающихся в русскоязычных классах и школах ряда среднеазиатских республик, стало увеличиваться.

Ключевые слова: русский язык, школы и вузы, обучение, страны СНГ.

После распада СССР русский язык остался государственным, помимо России, лишь в Белоруссии (наряду с белорусским), а также в ряде самопровозглашённых республик – Южная Осетия, ДНР и ЛНР, две последние из которых теперь вошли в состав России. Официальным языком (используемым, наряду с государственным языком, в различных учреждениях) русский признан в Абхазии, Казахстане, Киргизии и Приднестровской Молдавской Республике (по факту в ПМР он выполняет роль государственного языка), языком межнационального общения – в Молдавии, Украине (на практике превращается в язык нацменьшинства, а в системе образования – в иностранный), Таджикистане, Узбекистане и Туркмении (в последних двух странах русский фактически – иностранный). Во всех государствах Балтии, а также в Азербайджане, Грузии и Армении де-юре русский – иностранный язык.

В СССР в 1990/1991 учебном году на русском языке в общеобразовательных школах учились в общей сложности 28.3 млн человек, или 64.6% всех детей, в том числе в РСФСР – 95.6% школьников (19.1 млн из 20.0 млн), а в национальных республиках в общей сложности – 38.6% (9.2 млн из 23.9 млн обучавшихся). Лидерами по русскоязычному школьному образованию в 1990/1991 учебном году являлись Белоруссия и Казахстан (самая русскоязычная неславянская республика СССР, около 40% населения которой, по данным последней советской переписи населения 1989 г., являлись русскими по национальности). Среди прибалтийских республик русский язык наиболее широко использовался в школьном образовании Латвии (русские по национальности составляли более трети её жителей). Меньше всего русский язык использовался в школах Таджикской ССР – всего 9.2% учеников в 1990/1991 учебном году, при этом доля русских в республике составляла в 1989 г. 7.6%, однако вследствие начавшегося с конца 1980-х годов процесса их вытеснения из республики, в том числе с применением насилия, а также отказа от русского языка как средства обучения уже к 2009/2010 учебному году лишь 1.2% школьников продолжали обучение на русском языке. В сравнительно ограниченных масштабах русский язык использовался в Узбекистане и Туркмении, а также в Армении (наиболее моноязычная республика Закавказья) [1].

После распада СССР русский язык стал активно вытесняться из системы общего образования почти во всех бывших советских республиках, получивших независимость. За минувшие 30 лет общая доля школьников, обучающихся на русском языке, сократилась на постсоветском пространстве (без учёта РФ) до 19.0%, то есть вдвое по сравнению с 1990/1991 учебным годом. В абсолютных цифрах их число уменьшилось с 9.2 млн до 4.1 млн человек.

Наиболее интенсивно русскоязычное образование сокращалось в первое десятилетие независимого развития. Метод ликвидации школ с обучением на русском языке был универсален: в качестве первого шага в них вводилось преподавание ряда предметов на государственном языке, и учебное заведение становилось двуязычным; затем всех русскоязычных учащихся сводили в классы с обучением на русском языке, при этом приём в начальные классы с обучением на русском прекращался, и школа в течение нескольких лет преобразовывалась в моноязычную с преподаванием на государственном языке. Русский же язык начинал преподаваться факультативно, а русская литература переводилась в раздел иностранной или зарубежной и изучалась уже в переводе на национальный (государственный) язык.

Заметнее всего – в 3–10 раз – сократилась доля обучавшихся на русском в школах Грузии, Туркмении, Армении, Украины, Литвы, Эстонии, Азербайджана, в то время как в Белоруссии обучавшихся на русском стало больше почти на 10%. В абсолютных цифрах самые большие потери за 30 лет русскоязычное школьное образование понесло на Украине: обучавшихся на русском стало меньше на 3 млн человек, если считать с ДНР и ЛНР, где системой школьного образования, ставшей полностью русскоязычной, охвачены 233.5 тыс. детей соответствующего возраста – почти столько же, сколько и в остальной части Украины – 281.3 тыс. Обучение на русском в школах Украины сохранялось в основном в пяти областях – Одесской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Донецкой. В Казахстане число русскоязычных школьников уменьшилось на 1.1 млн человек. Обучение на русском в школах Казахстана сосредоточено в основном в Алма-Ате, а также в Костонайской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях. В диапазоне от 100 до 200 тыс. человек сократилось число обучавшихся на русском языке в школах Грузии, Молдавии, Азербайджана, Латвии, Туркмении.

В 2019/2020 учебном году, помимо Белоруссии, русский язык наиболее широко использовался в общеобразовательных школах самопровозглашённых ДНР и ЛНР и в Республике Южная Осетия (обучение осуществляется только на русском), а также в Приднестровье (табл. 1).

Таблица 1.

Доля учащихся школ в бывших республиках СССР/странах СНГ и Балтии, обучавшихся на русском языке в 1990/1991 и 2019/2020 учебных годах, %

Республики СССР/Страны СНГ и Балтии Годы обучения Изменение доли обучавшихся на русском языке за 30 лет, %
1990/1991 2019/2020
Южная Осетия 100.0
Белоруссия 80.3 89.7 +9.4
Абхазия 53.3
Казахстан 69.5 30.9 –38.6
Молдова (включая Приднестровье) 34.2 27.9 –6.3
Молдова без Приднестровья 19.2
Киргизия 29.4 27.0 –2.4
Латвия 42.0 24.0 –18.0
Эстония 38.0 14.4 –23.6
Украина (включая ДНР и ЛНР) 51.4 11.8 –39.6
Украина без ДНР и ЛНР 6.8
Узбекистан 13.5 10.5 –3.0
Азербайджан 17.9 8.4 –9.5
Литва 15.2 4.7 –10.5
Таджикистан 9.2 4.6 –4.6
Грузия 23.0* 2.4 –20.6
Туркмения 14.1 1.9 –12.2
Армения 15.3 1.4 –13.9

* В 1990/1991 учебном году включая Абхазскую АССР и Юго-Осетинскую автономную область.

Источник: составлено по [218] и расчётам автора.

Следует отметить важную тенденцию: в последнее десятилетие общее число школьников, обучающихся на русском языке, стало постепенно увеличиваться, в основном за счёт госудраств Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан) и Казахстана, а также Азербайджана, что связано не только с демографическим фактором (именно в этих республиках наиболее высокие темпы прироста титульного населения на постсоветском пространстве), но прежде всего с более высоким качеством подготовки в русскоязычных школах в сравнении со школами с обучением на государственных языках. Классы в русскоязычных школах (как правило, они городские) переполнены и подавляющее большинство их учащихся – из семей титульных наций. Эта картина наблюдается практически на всём постсоветском пространстве, даже на Украине, где планомерно осуществляется перевод школьного обучения на украинский язык. Так, среднее число учеников в школах с обучением на украинском составляла в 2019/2020 учебном году 276 человек, в то время как в школах с обучением на русском (таковых на Украине осталось 125, то есть почти в 35 раз меньше, чем в 1990/1991 учебном году) – 2250 человек. В странах Балтии национальный состав школ с обучением на русском языке иной: детей коренных национальностей в них не более 5–10%.

Если в период СССР именно Украина лидировала по числу детей, обучавшихся в школах на русском (свыше 3.5 млн человек в 1990/1991 учебном году), то в настоящее время по данному показателю на первом месте Казахстан (1.0 млн чел.), далее следуют Белоруссия (0.9 млн) и Узбекистан (0.6 млн).

В системе среднего профессионального образования (СПО) бывших советских республик в 1990/1991 учебном году на русском языке получали различные профессии в общей сложности около миллиона учащихся (43.8% контингента обучавшихся в образовательных учреждениях этого типа). Больше всего их насчитывалось в СПО Украины (0.5 млн), Казахстана (173.4 тыс.) и Белоруссии (136.5 тыс.). По удельному весу обучавшихся на русском лидировали Белоруссия, Туркмения, Киргизия, Казахстан, Украина и Латвия. Это в значительной степени объяснялось отсутствием соответствующих учебников на национальных языках и неразвитостью технической терминологии на титульных языках.

Спустя 30 лет ситуация с использованием русского языка в системе среднего профессионального образования на постсоветском пространстве (за пределами границ РФ) значительно изменилась. Прежде всего почти вдвое сократилось число обучавшихся на русском (до 446.0 тыс. человек, или 23.0% всего контингента). Лидирующие позиции по удельному весу студентов русскоязычных групп в СПО заняли самопровозглашённые Абхазия и Южная Осетия, а также ДНР и ЛНР, где 100% студентов СПО обучались на русском, и Приднестровье, где доля русскоязычных обучающихся достигает 97.7%, и Белоруссия (табл. 2).

Таблица 2.

Доля учащихся организаций среднего профессионального образования в бывших республиках СССР/странах СНГ и Балтии, обучавшихся на русском языке в 1990/1991 и 2019/2020 учебных годах, %

Республики СССР/Страны СНГ и Балтии Годы обучения Изменения доли обучавшихся на русском языке за 30 лет, %
1990/1991 2019/2020
Абхазия 100.0
Южная Осетия 100.0
Белоруссия 95.0 99.9 +9.4
Киргизия 80.0 52.9 –27.1
Казахстан 70.0 41.5 –33.5
Молдова (в т.ч. Приднестровье) 22.0 23.6 +1.6
Молдова без Приднестровья 12.6
Украина (в т.ч. ДНР и ЛНР) 66.7 22.5 –44.2
Украина без ДНР и ЛНР 0.2
Эстония 60.0 21.2 –39.8
Таджикистан 40.0 7.3 –32.8
Узбекистан 8.0 2.7 –5.3
Латвия 65.0 0.1 –64.9
Литва 11.2 0.1 –11.1
Азербайджан 40.0 0.0 –58.0
Армения 45.9 0.0 –45.9
Грузия 25.0 0.0 –42.6
Туркмения 90.0 0.0 –90.0

Источник: составлено по [218] и расчётам автора.

По абсолютной численности студентов системы СПО лидируют Казахстан (197.5 тыс. человек) и Белоруссия (109.3 тыс.), затем следует Киргизия (49.5 тыс.). Именно в этих трёх республиках сосредоточено 4/5 обучающихся на русском в организациях среднего профессионального образования бывших национальных республик СССР. В то же время русский язык практически не используется в системе СПО Азербайджана, Армении, Грузии и Туркмении (причём ранее в этой республике на русском учились 9/10 всех студентов организаций СПО), используется крайне ограниченно в Литве и Латвии (табл. 3). Почти прекращено обучение на русском языке в училищах и колледжах Украины (в 2019/2020 учебном году на русском обучалось лишь несколько групп общей численностью 347 человек). Сокращается использование русского языка и в СПО Эстонии (русскоязычные группы пока ещё сохраняются лишь в частных образовательных организациях этого типа).

Таблица 3.

Доля студентов вузов в бывших республиках СССР/странах СНГ и Балтии, обучавшихся на русском языке в 1990/1991 и 2019/2020 учебных годах, %

Республики СССР/Страны СНГ и Балтии Годы обучения Изменения доли обучавшихся на русском языке за 30 лет, %
1990/1991 2019/2020
Абхазия 100.0
Южная Осетия 100.0
Белоруссия 98.5 99.6 +1.1
Киргизия 93.0 65.4 –27.6
Казахстан 90.0 30.2 –59.8
Молдова (в т.ч. Приднестровье) 40.0 28.9 –11.1
Молдова без Приднестровья 13.8
Таджикистан 55.0 24.0 –31.0
Азербайджан 52.0 12.9 –39.1
Украина (в т.ч. ДНР и ЛНР) 66.7 7.8 –58.9
Украина без ДНР и ЛНР 0.5
Латвия 45.0 6.7 –38.3
Армения 41.5 6.6 –34.9
Узбекистан 8.0 2.7 –5.3
Эстония 41.0 2.2 –39.8
Литва 25.0 1.4 –23.6
Грузия 30.0 1.3 –28.7
Туркмения 95.0 0.0 –95.0

Источник: составлено по [11].

В системе высшего образования государств бывшего СССР русский язык до начала 2000-х годов сохранял в целом более устойчивые позиции, чем в системе общего и среднего профессионального образования, что было связано с отсутствием достаточно полной терминологии и соответствующих учебников и пособий на языках титульных наций (государственных языках) в инженерно-технической и естественно-научной областях, медицине.

В вузах советских национальных республик в 1990/1991 учебном году на русском языке обучались в общей сложности 1.4 млн студентов (61.8% контингента обучавшихся в высшей школе этих республик). Больше всего в вузах Украины (616.8 тыс. человек), Казахстана (258.1 тыс.) и Белоруссии (185.8 тыс.). По удельному весу обучавшихся на русском лидировали Белоруссия, Туркмения, Киргизия, Казахстан, Украина, Таджикистан и Азербайджан.

За 30 лет после обретения независимости число студентов, обучавшихся на русском языке, сократилась в 2.1 раза – до 692.3 тыс., что составило в 2019/2020 учебном году лишь 18.4% всего контингента студентов вузов постсоветских стран, однако столь значительное уменьшение доли русскоязычного сектора высшей школы СНГ и Балтии было связано прежде всего с высокими темпами расширения системы высшего образования на постсоветском пространстве, появлением негосударственных вузов и значительным увеличением общего числа обучающихся в высших учебных заведениях (с 2.3 до 3.8 млн человек).

Самые большие потери в русскоязычном секторе высшего образования отмечены на Украине (без учёта ДНР и ЛНР): численность обучающихся на русском сократилась на 600 тыс. человек, а в вузах Казахстана почти на 100 тыс., Латвии на 45 тыс., Туркмении на 42 тыс., Эстонии на 40 тыс., Армении на 37 тыс., Азербайджана на 34 тыс., Грузии на 30 тыс. В то же время на 45 тыс. увеличилось число студентов, обучавшихся на русском, в вузах Белоруссии, на 12 тыс. – Таджикистана, на 10 тыс. – Киргизии. Полностью перешли на русскоязычное обучение вузы Абхазии, Южной Осетии, ДНР и ЛНР, на русском обучают почти всех студентов и в Приднестровье.

Сегодня лидирующие позиции по удельному весу обучающихся на русском языке занимают Приднестровье и Белоруссия (99.4%), а также Киргизия (65.4%). Довольно большой сектор русскоязычного образования сохраняется и в вузах Казахстана (30.2%). В то же время русский язык практически не представлен в национальных вузах Туркменистана и в очень ограниченных масштабах – в вузах Латвии, Армении, Узбекистана, Эстонии, Литвы, Грузии. В этих странах русский язык как средство обучение используется прежде всего на филологических факультетах в группах, где он изучается как специальность. Кроме того, в ряде стран СНГ подготовка на русском языке осуществляется в ряде филиалов российских вузов и в совместных славянских университетах. Процесс вытеснения русского языка из высшей школы наиболее заметно в последние годы проходит на Украине и в странах Балтии (где он частично остался лишь в негосударственных вузах), сокращается русскоязычный сектор обучения и в вузах Молдавии (табл. 3).

Знание любого языка, в том числе русского, воспроизводится прежде всего системой школьного образования, и огромную роль в этом процессе играют учителя. Именно благодаря школьным русистам русский и как средство обучения и как средство коммуникации продолжает сохранять свои позиции на постсоветском пространстве. В этой связи чрезвычайно важной представляется информация о числе учителей русского языка и литературы. Согласно данным национальных статистических служб, национальных министерств образования и компетентных экспертов, общее число школьных учителей русского языка на постсоветском пространстве составляет в настоящее время (без учёта России) 83.3 тыс. человек.

Самое большое число учителей русского языка в 2019/2020 учебном году сохранялось на Украине (49.5 тыс.), но более половины из них преподавали в школах ДНР и ЛНР, в то время как на остальной территории республики шёл быстрый процесс сокращения школьных русистов (они либо перепрофилируются в учителей украинского языка, либо вообще меняют профессию или уходят на пенсию). Второй наиболее крупный по численности контингент школьных русистов (23.7 тыс.) – в Казахстане. Следует отметить, что большинство школьных учителей русского языка и литературы в этой республике – среднего и старшего возраста. Так, доля среди них учителей старше 50 лет составляет 37.2% (в том числе пенсионного возраста – 1930 человек, или 8.8%), в то время как русистов моложе 30 лет в школах Казахстана только 9.7%. Для сравнения: среди учителей английского языка доля молодых (до 30 лет) – 37.2%, а старше 50 лет – всего 12.4% (из них пенсионного возраста 524 человека). Налицо проблема старения корпуса учителей русского языка и литературы и отсутствия им полноценной замены; выпускники педагогических и филологических факультетов местных вузов не идут в школы преподавать русский язык вследствие низкой оплаты труда и невысокой престижности данной профессии.

По доле учителей-русистов в общем контингенте школьных педагогов лидировали Южная Осетия, Украина (за счёт ДНР и ЛНР), Армения и Абхазия. Наименьшая доля учителей русского языка и литературы среди школьных педагогов – в Латвии, Грузии, Туркмении и Литве (табл. 4). Примерно в половине стран СНГ и Балтии прежняя достаточно качественная централизованная система подготовки и переподготовки учителей русского языка, эффективно функционировавшая в период СССР, практически ликвидирована.

Таблица 4.

Численность и доля учителей русского языка и литературы относительно общей численности учителей школ в странах СНГ и Балтии в 2019/2020 учебном году

Страны СНГ и Балтии Общая численность учителей школ, человек Число учителей русского языка и литературы, человек Доля учителей русского языка и литературы в общей численности школьных педагогов, %
Южная Осетия 1276 150 11.2
Украина (в т.ч. ДНР и ЛНР) 468 020 49 500 10.6
Украина без ДНР и ЛНР 439 921 21 400 4.9
Армения 31 000 3099 10.2
Абхазия 3623 3650 10.1
Таджикистан 124 593 8615 6.9
Казахстан 366 666 23 725 6.7
Киргизия 82 773 6608 6.5
Узбекистан 445 000 28 077 6.3
Белоруссия 111 400 6635 6.0
Молдова (в т.ч. Приднестровье) 31 860 1715 5.4
Молдова без Приднестровья 27 400 1365 5.0
Эстония 16 357 784 4.8
Азербайджан 153 708 6432 4.2
Литва 29 030 860 3.0
Туркменистан 50 000 1250 2.5
Грузия 63 780 1400 2.2
Латвия 28 882 490 1.7

Источник: составлено по [218] и расчётам автора.

Учитывая, что каждый учитель, в том числе русист, должен повышать свою квалификацию не реже чем один раз в 5 лет (лучше всего делать это в стране изучаемого языка), представляется необходимым увеличить количество мест (квот) для языковых стажировок школьных русистов стран СНГ и Балтии в России за счёт средств федерального бюджета (с оплатой не только курса обучения, но и проезда и проживания) не менее чем до 10 тыс. в год. Такая поддержка квалификации школьных русистов очень важна, ибо в отличие от русистов вузов они в несколько раз реже выезжают на стажировки в Россию, в основном летом, в период отпусков и школьных каникул. Особенно нуждаются в такой переподготовке и повышении квалификации русисты республик Средней Азии и Северного Кавказа. Как представляется, при открытии новых филиалов российских вузов в странах СНГ в приоритетной поддержке нуждаются филиалы педагогического профиля, готовящие учителей для школ с обучением на русском языке (в том числе учителей начальных классов и учителей-предметников) и учителей-русистов для национальных школ (с обучением на государственном и иных национальных языках).

Один из индикаторов востребованности в мире того или иного языка – число иностранных студентов, приезжающих в вузы соответствующей страны для получения высшего образования на данном языке. В доковидный 2019 г. высшая школа России занимала 7-е место (после США, Великобритании, Китая, Германии, Австралии и Канады) по числу иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах. Причём 62.2% всех иностранных студентов, стажёров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений (220.9 тыс. из 353.4 тыс.) составляли выходцы из бывших национальных республик СССР, в том числе среди обучавшихся очно – 52.2%, заочно – 96.2%.

По абсолютной численности граждан, приезжающих для обучения по программам высшего образования в Россию, уже многие годы лидирует Казахстан: студенты из этой страны составляют пятую часть всех иностранных студентов вузов России, не менее половины из них – выходцы из русских по национальности семей. Они уезжают в Россию ввиду сужающихся возможностей получения образования на родном языке, а также неблагоприятных для них, как представителей нетитульной нации, социально-профессиональных перспектив. В группу основных поставщиков иностранных студентов с постсоветского пространства входят почти все страны Центральной Азии, прежде всего Узбекистан и Туркменистан, вузы которых не в состоянии принять всех выпускников общеобразовательных школ. Причём число обучающихся за рубежом, чаще всего в России, студентов среди граждан Туркменистана превышает число обучающихся в национальных вузах.

За последние 10 лет наиболее высокие темпы прироста студентов очной формы обучения в российской высшей школе отмечались из Узбекистана (в 6 раз), Таджикистана и Туркмении (в 5 раз) и Казахстана (в 2.5 раза). Вместе с тем с 2015/2016 учебного года почти вдвое сократился приток студентов-очников – граждан Украины. Причём приезжали к нам на учёбу в основном выходцы из ДНР и ЛНР, в то время как студентов собственно с Украины в российских вузах очень мало. Аналогичная ситуация и с обучающимися из Молдовы: их число в вузах России за последние пять лет несколько сократилось, в подавляющем большинстве это выходцы из Приднестровской Молдавской Республики; молдавская молодёжь предпочитает учиться в Румынии.

В последние годы в вузах России сокращается численность студентов из Белоруссии: если в 2014/2015 учебном году их насчитывалось 22 199 человек, то в 2018/2019 году вдвое меньше – 11.5 тыс. (сокращение произошло в основном за счёт обучавшихся заочно). Меньше всего желающих учиться в России и на русском языке среди молодёжи стран Балтии (в том числе выходцев из русскоязычных семей) и Грузии.

По удельному весу студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в вузах России, по отношению к общему студенческому контингенту в национальных вузах лидируют Туркменистан, самопровозглашённые республики Абхазия и Южная Осетия, Казахстан и Таджикистан. Наименьшая доля студентов, обучающихся в высшей школе РФ, – из Литвы, Грузии и Эстонии (табл. 5).

Таблица 5.

Численность и доля студентов из стран СНГ и Балтии, обучавшихся в вузах РФ в 2019/2020 учебном году по программам ВПО, в общей численности студентов вузов этих стран

Страны Общая численность студентов в национальных вузах, человек Число студентов, обучавшихся в вузах РФ, человек* Доля обучавшихся в вузах РФ в общей численности студентов, %
Туркмения 37 500 35 703 95.2
Абхазия 3013 1527 50.7
Южная Осетия 3000 413 13.8
Казахстан 604 300 68 024 11.3
Таджикистан 220 000 21 932 10.0
Азербайджан 198 707 8.4 9.5
Молдова (включая Приднестровье) 71 408 4975 7.0
Узбекистан 571 500 37 811 6.6
Киргизия 162 500 7588 4.7
Армения 64 500 2781 4.3
Белоруссия 254 400 11 300 4.4
Украина (включая ДНР и ЛНР) 1 266 121 14 977 1.1
Эстония 45 259 493 1.1
Латвия 79 408 729 0.9
Грузия 148 800 753 0.5
Литва 104 000 324 0.3
*Без учёта слушателей подготовительных отделений, летних и зимних школ, а также обучавшихся на курсах переподготовки и повышения квалификации.

Выходцы из бывших советских республик обучаются в вузах России на очных отделениях прежде всего инженерно-техническим специальностям, а также медицине и фармацее, экономике и управлению, педагогике. Меньше всего среди них тех, кто выбрал в качестве специальности русский язык (2.0% и ещё 1.2% – на подготовительных отделениях и языковых курсах, а также в рамках краткосрочных стажировок в 2018/2019 учебном году). Заочно выходцы из СНГ и Балтии изучают в российских вузах в основном экономику и управление и право. Причём в два последних предковидных года (2018/2019 и 2019/2020) наблюдалось почти повсеместное сокращение числа представителей стран СНГ и Балтии, изучавших русский язык как специальность. Исключение составили только студенты из Туркмении и Таджикистана, которые стабильно поступают на гуманитарные, филологические и педагогические факультеты со специализацией по русскому языку.

Процессы в русскоязычном образовании в странах СНГ в целом совпадают с процессами сокращения числа владевших русским языком: 119 млн человек в 1990 г., 79.3 млн в 2018 г. [9, с. 93]. Вместе с тем огромный демографический прирост населения в Средней Азии, прежде всего в Узбекистане (обеспечившем почти 50% прироста всего среднеазиатского населения в период с 1992 по 2020 г.), увеличивающийся приток среднеазиатских мигрантов в Россию, которые должны владеть русским языком, стремление родителей любыми путями отдать детей в русскоязычные классы и школы (в которых подавляющее большинство учащихся составляют представители титульных наций), открытие школ, где обучение ведётся по российским программам, посылка учебников и школьных учителей из России в ряд среднеазиатских республик, открытие в них всё новых филиалов российских вузов (спрос на российское высшее образование в них растёт) даёт надежду на усиление позиций русского языка в странах СНГ.

Список литературы

  1. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX–ХХI веков [Электронный ресурс]. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.

  2. Народное образование и культура. Народное хозяйство СССР в 1990 г. Ч. 1. Статистический ежегодник. https://istmat.info/node/454 (дата обращения 15.09.2020).

  3. Население, занятость и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств, 2020: стат. сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2021. С. 123, 124.

  4. Статистика системы образования Республики Казахстан. Нур-Султан: Информационно-аналитический центр, 2021.

  5. Образование в Республике Беларусь (2019/2020 учебный год). Минск, 2019.

  6. Статистический ежегодник Казахстана. Алма-Ата: Государственный комитет Казахской ССР по статистике и анализу, 1991.

  7. Статистический ежегодник Туркмении. Ашхабад, 2012.

  8. Образование в Республике Таджикистан. 25 лет государственной независимости. Стат. сборник. Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016.

  9. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития / Отв. ред. А.Л. Арефьев. Вып. 5. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.

  10. Индекс положения русского языка в мире: Индекс глобальной конкурентоспособности (ГК-Индекс), Индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-Индекс). Вып. 2 / Под ред. М.А. Осадчего. М.: ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020.

  11. Экспорт российских образовательных услуг. Стат. сборник. Вып. 10. М.: ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. С. 29–38.

  12. 30 лет независимости Кыргызской Республики. Цифры и факты. Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2021.

  13. Anuarul Statistic al Republicii Moldova. 1995. Chisinau: Departamentul de Stat pentru Statistică, 1995.

  14. Anuarul Statistic al Republicii Moldova. 2020. Chisinau: Birou National. Statistica al Republicii Moldova, 2020.

  15. Загальна середня та професиiна (професiйно-технична) освiта в Украiнi у 2019 роцi. Кuiv: Державна служба статистики Украiнi, 2019.

  16. Latvijas statistikas gadagrāmata 2016. Riga: Statistical Yearbook of Latvia, 2016.

  17. Statistical Yearbook of Armenia. Yerevan, 2020.

  18. Education, science and culture in Azerbaijan. Baku: Statistical yearbook, 2019.

Дополнительные материалы отсутствуют.