Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 2022, T. 503, № 1, стр. 47-51
ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕЧЕНИЯ В КОЛЬЦЕВОМ СОПЛЕ НА ОСНОВЕ ТУРБУЛЕНТНОЙ МОДЕЛИ
Академик РАН В. А. Левин 1, 2, *, Н. Е. Афонина 1, **, В. Г. Громов 1, А. Н. Хмелевский 1
1 Научно-исследовательский институт механики, Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Москва, Россия
2 Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук
Владивосток, Россия
* E-mail: levin@imec.msu.ru
** E-mail: afonina@imec.msu.ru
Поступила в редакцию 24.12.2021
После доработки 24.12.2021
Принята к публикации 28.01.2022
- EDN: MLVBTY
- DOI: 10.31857/S2686740022020080
Аннотация
Представлены результаты численного исследования особенностей течений газа в кольцевых соплах с внутренним дефлектором в турбулентном режиме течения, выполненные на основе осредненных по Фавру уравнений Навье–Стокса и приближения Буссинеска для описания процессов турбулентного переноса. В качестве рабочего газа рассмотрен воздух. В расчетах с использованием турбулентной модели стартовые возмущения, сопровождающие запуск сопла, затухают, и в полости внутреннего дефлектора кольцевого сопла устанавливается “стационарный” турбулентный режим с высокими значениями параметров турбулентного переноса, что существенно отличает его от ламинарного режима течения, характеризующегося наличием незатухающих пульсаций давления газа на тяговой стенке сопла.
Кольцевые сопла с внутренним дефлектором рассматриваются в качестве перспективных для реализации пульсирующего, в том числе детонационного, режима сжигания топлив. На базе таких сопел удается организовать также и непрерывное сжигание топлив во вращающихся детонационных волнах. Подобные сопловые устройства представляют потенциальный интерес для реализации соответственно пульсирующих, либо ротационных детонационных двигателей. Широкому внедрению в авиации и ракетостроении указанных сопловых устройств должна предшествовать разработка научных основ их функционирования. Создание расчетных моделей, описывающих процессы, протекающие в таких устройствах, – важный этап на этом пути. Расчетно-экспериментальные исследования таких устройств выполнены в работах [1, 2], в них использовались модели ламинарного течения, построенные на основе уравнений Навье–Стокса для различных моделей газовой среды.
В настоящей работе представлены результаты численных исследований особенностей течений газа в кольцевых соплах с внутренним дефлектором в турбулентном режиме течения и проведено сравнение с результатами расчетов по модели ламинарного течения. Расчеты турбулентного течения, выполнены на основе осредненных по Фавру уравнений Навье–Стокса [3] и приближения Буссинеска для описания процессов турбулентного переноса. Коэффициенты турбулентного переноса рассчитывались с помощью трехпараметрической Lag Model (LA) [4]. В качестве рабочего газа рассмотрен воздух. Основные геометрические и газодинамические параметры численной модели близки к условиям проведенных ранее [1, 2] физических экспериментов.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕЧЕНИЯ И МЕТОД ВЫЧИСЛЕНИЙ
Воздух рассматривается как идеальная однотемпературная смесь молекулярного кислорода и азота с постоянными значениями мольных концентраций компонентов смеси X$_{{{{{\text{O}}}_{{\text{2}}}}}}$ = 0.21 и X$_{{{{{\text{N}}}_{{\text{2}}}}}}$ = 0.79.
В соответствии с гипотезой Буссинеска тензор турбулентных потоков импульса ${{\hat {\tau }}_{T}}$ и турбулентный тепловой поток ${{\vec {q}}_{T}}$ представляются в виде, аналогичном молекулярному переносу
Для вычисления коэффициентов турбулентного переноса использовалась полуэмпирическая трехпараметрическая модель (LA), основанная на двухпараметрической ($k - \omega $) модели Уилкокса [5] и предназначенная для описания быстро протекающих газодинамических процессов. В этой модели кинематический коэффициент турбулентной вязкости νT = $\frac{{{{\mu }_{T}}}}{\rho }$ определяется из уравнений
Осредненные по Фавру интегральные уравнения Навье–Стокса, описывающие нестационарное осесимметричное течение газа в цилиндрической системе координат (x ≥ 0, y, φ), имеют вид
Для LA-модели турбулентного переноса
Уравнения движения газа решаются численно методом конечного объема на структурированной одноблочной сетке. При таком подходе система разностных уравнений состоит из численных аналогов уравнений сохранения для четырехгранных ячеек, покрывающих расчетную область и разностных аппроксимаций граничных условий. Уравнения записаны относительно значений исходных переменных Z = {p, u, ${v}$, T, k, ω, νT} в центрах ячеек и в центрах сторон ячеек, лежащих на поверхности обтекаемого тела. Ячейки блоков образованы пересечением двух дискретных семейств кривых. Невязкие потоки ${\mathbf{\vec {F}}}_{G}^{{{\text{inv}}}}$ через границы ячеек вычисляются по результату точного решения задачи о распаде произвольного разрыва ZG = $\Re $(${\mathbf{Z}}_{G}^{L}$, ${\mathbf{Z}}_{G}^{R}$), где ℜ – оператор решения задачи. Левые ${\mathbf{Z}}_{G}^{L}$ и правые ${\mathbf{Z}}_{G}^{R}$ граничные значения исходных переменных определяются с помощью одномерной интерполяции значений Z в центрах ячеек на рассматриваемую границу между ячейками. Вязкие потоки ${\mathbf{\vec {F}}}_{G}^{{{\text{vis}}}}$ через грани ячеек вычисляются с использованием центральных или односторонних разностных формул второго порядка точности. Разностные уравнения решаются с помощью двухслойной итерационной схемы.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ
Расчеты выполнены для области течения, включающей:
– дефлектор с тяговой стенкой в форме сферического сегмента радиуса 36 мм и высотой 22 мм (диаметр основания d = 66.4 мм);
– входное кольцевое сопло диаметра d с высотой критического сечения h = 4.4 мм;
– выхлопное коническое сопло с полууглом раствора 45° и длиной 15 мм;
– достаточно большую разлетную область.
Приведенные ниже результаты получены на сетке с числом узлов 200 × 376. Узлы сетки сгущались вблизи поверхности тяговой сетки так, чтобы в ламинарный подслой, переходную и логарифмическую область пограничного слоя попадало 20–30 узлов. Границы расчетной области и распределение узлов разностной сетки для указанных геометрических параметров модели соплового устройства показаны на рис. 1.
Предполагалось, что вдув воздуха через критическое сечение кольцевого сопла происходит со звуковой скоростью Us при постоянных значениях давления торможения P0= 19.8 атм и двух значениях температуры торможения: T0 = 300 К и T0 = 3000 К. Значения параметров турбулентной модели в критическом сечении сопла определялись из условий
Величина числа Рейнольдса, вычисленного по параметрам газа в критическом сечении сопла и его величине, составляет Re= 1.28 × 106.
Истечение воздуха из устройства через коническое сопло происходит в газовую среду с давлением Pe = 0.01 атм и температурой Te =300 K. Для замыкания задачи на внешней границе используются мягкие граничные условия экстраполяционного типа.
На стенке соплового устройства ставились следующие граничные условия:
${{\vec {u}}_{w}} = 0$, ${{T}_{w}} = 300$ K (охлаждаемая стенка) или ${{q}_{{hw}}} = 0$ (теплоизолированная стенка), ${{k}_{w}} = 0,$ ωw = = $a_{\omega }^{w}\frac{{60{{\nu }_{w}}}}{{0.075{{{({{\Delta }_{{i,0}}})}}^{2}}}}$, νT, w = 0, где Δi, 0 – пристеночный шаг разностной сетки.
В проведенных расчетах варьировались условия в критическом сечении кольцевого сопла и условия на тяговой стенке. Перечень рассмотренных вариантов расчетов приведен в табл. 1.
Таблица 1.
Вариант | $Т_{0}^{{{\text{in}}}}$, K | Теплообмен на стенке | $a_{k}^{{{\text{in}}}}$ | $a_{\nu }^{{{\text{in}}}}$ | $a_{\omega }^{w}$ |
---|---|---|---|---|---|
1 | 300 | Tw = 300 K | 10–4 | 10–3 | 10–1 |
2 | 300 | Tw = 300 K | 10–4 | 102 | 10–1 |
3 | 300 | Tw = 300 K | 10–3 | 10–3 | 10–1 |
4 | 300 | Tw = 300 K | 10–4 | ${{10}^{2}}$ | 10 |
5 | 300 | Tw = 300 K | 10–4 | 10–3 | 10 |
6 | 300 | Tw = 300 K | 10–5 | 10–3 | 10 |
7 | 3000 | Tw = 300 K | 10–4 | 10–3 | 10–1 |
8 | 300 | ${{q}_{{hw}}} = 0$ | 10–4 | 10–3 | 10–1 |
По условию запуск работы кольцевого сопла, первоначально заполненного неподвижным воздухом с давлением Pe и температурой Te, происходит внезапно, что приводит к развитию интенсивных нестационарных газодинамических процессов и значительному повышению давления. В ранее проведенных расчетах, основанных на ламинарной модели течения [1, 2], стартовые возмущения в аналогичных условиях переходили в квазипериодический режим. В настоящих расчетах, моделирующих турбулентное течение в сопловом устройстве, во всех рассмотренных вариантах устанавливался “стационарный” турбулентный режим течения, в котором максимальное значение коэффициента турбулентной вязкости на несколько порядков превышает значение коэффициента молекулярной вязкости.
В качестве иллюстрации результатов здесь для 1-го и 8-го вариантов расчетов приведены два рисунка. На рис. 2 сравнивается динамика давления в центральной точке тяговой стенки для ламинарной и турбулентной моделей течения в интервале 2 мс с момента запуска сопла. На рис. 3 показано распределение в сечении соплового устройства отношения коэффициентов турбулентной и молекулярной вязкости через 2 мс от начала запуска сопла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведены расчеты турбулентного течения в полости внутреннего дефлектора кольцевого сопла с использованием трехпараметрической Lag Model турбулентного переноса. В вариантах расчетов варьировались условия на входе кольцевого сопла и на тяговой стенке. В отличие от аналогичного исследования для ламинарной модели течения во всех вариантах расчетов по турбулентной модели стартовые возмущения давления на тяговой стенке сопла затухали и в полости внутреннего дефлектора соплового устройства в течение 2 мс устанавливался “стационарный” турбулентный режим с высокими значениями параметров турбулентного переноса, в котором максимальное значение коэффициента турбулентной вязкости на несколько порядков превышает значение коэффициента молекулярной вязкости. Для каждого варианта результаты расчетов проиллюстрированы сравнением динамики давления в центральной точке тяговой стенки при ламинарной и турбулентной моделях течения и картинами распределения в меридиональном сечении соплового устройства отношения коэффициентов турбулентной и молекулярной вязкости.
Список литературы
Левин В.А., Aфонинa Н.Е., Громов В.Г., Мануйло-вич И.С., Марков В.В., Смехов Г.Д., Хмелевский A.Н. Об управлении спектральным составом сигналов пульсаций давления газа в соплах с дефлектором // ДАН. 2018. Т. 483. № 5. С. 506–509. https://doi.org/10.31857/S086956520003298-0
Levin V.A., Afonina N.E., Gromov V.G., Manuylovich I.S., Khmelevsky A.N., Markov V.V. Spectra signals of gas pressure pulsations in annular and linear dual slotted nozzles // Combustion Science and Technology, Taylor & Francis (United Kingdom). 2019. T. 191. № 2. C. 339–352. https://doi.org/10.1080/00102202.2018.1467405
Favre A. Equations des gaz turbulents compressibles. Part 1: Formes generals // Journal de Mecanique. 1965. V. 4. № 3. P. 361–390.
Olsen M.E., Coakley T.J. The Lag Model, a Turbulence Model for Non Equilibrium Flows // AAIA Papers. 2001–2564. P. 10. https://doi.org/10.2514/6.2001-2564
Wilcox D.C. Multiscale Model for Turbulent Flows // AIAA J. 1988. V. 26. № 11. P. 1311–1320. https://doi.org/10.2514/6.1986-29
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки