Известия РАН. Серия физическая, 2019, T. 83, № 4, стр. 479-481

Кинематическое моделирование квазисвободного рассеяния дейтронов и α-частиц на кластерах легких ядер

А. А. Каспаров 1, А. А. Афонин 1, Е. С. Конобеевский 1, В. В. Мицук 12*, С. В. Зуев 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт ядерных исследований Российской академии наук
Москва, Россия

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский физико-технический институт (государственный университет)
Москва, Россия

* E-mail: vyacheslav.mitsuk@phystech.edu

Поступила в редакцию 01.10.2018
После доработки 15.10.2018
Принята к публикации 19.11.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассмотрена возможность определения кластерной структуры легких ядер на примере 7Li. Для получения новых данных о кластерной структуре легких ядер предлагается исследование реакции квазисвободного рассеяния (КСР) частиц на кластерах указанного ядра. При этом в качестве ядер-снарядов, вызывающих реакцию КСР, могут быть использованы протоны, дейтроны и α-частицы. Проведено кинематическое моделирование реакции КСР дейтронов с энергией 15 МэВ и α-частиц с энергией 30 МэВ на кластерах ядра 7Li. Результаты проведенного моделирования показывают, что использование различных ядер-снарядов в реакции квазисвободного рассеяния позволит, по-видимому, более однозначно определить кластерную структуру легких ядер.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение кластерной структуры атомных ядер является одной из важнейших проблем ядерной физики. Исследование кластеризации легких ядер (например, 9Be, 7Li) способствует более глубокому пониманию структуры ядерной материи и механизма ядерных реакций на этих ядрах (см. например [1]). Данные исследования имеют также большое практическое значение. Например, кластерную структуру ядра 9Be необходимо учитывать при расчетах реакции 9Be(γ, n), используемой для получения нейтронов в фотонейтронных источниках. К настоящему моменту получен большой массив экспериментальных данных для ядра 9Be, но их детальный анализ указывает на противоречивость информации о вкладах различных кластерных конфигураций ядра 9Be [1]. Для получения новых данных о кластерной структуре легких ядер предлагается исследование реакции квазисвободного рассеяния (КСР) частиц на кластерах ядра 7Li. При этом в качестве ядер-снарядов, вызывающих реакцию КСР, использованы протоны, дейтроны и α-частицы. Использование различных ядер-снарядов позволит обеспечить высокую точность измерений и однозначность определения кластерной структуры ядер.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ КВАЗИСВОБОДНОГО РАССЕЯНИЯ

В настоящей работе для определения вклада различных конфигураций в структуру легких ядер проведено моделирование реакции КСР дейтронов и альфа-частиц на кластерах ядра 7Li. При этом в качестве рассеянной частицы будет рассматриваться частица-снаряд.

В работе [2] рассматривалась реакция КСР дейтронов с энергией 15 МэВ на различных кластерах ядра 9Be, при этом один из кластеров рассматривался как ядро, на котором рассеивается дейтрон, а оставшийся кластер рассматривался как спектатор, имеющий в выходном канале реакции малую долю передаваемого импульса. Моделирование рассматриваемых реакций проводилось с помощью программы кинематического моделирования, предназначенной для изучения реакций с тремя и более частицами в конечном состоянии [3]. В результате моделирования была получена двумерная диаграмма, отражающая зависимость энергии рассеянного дейтрона от угла его вылета. Было показано, что рассеяние дейтрона на нейтронном кластере в случае структур n + 8Be и n + 4He + 4He практически неразличимы на двумерной диаграмме Ed–θd. Для решения этой проблемы в [2] был предложен эксклюзивный эксперимент с регистрацией помимо дейтрона второй частицы – нейтрона.

Трудности с выделением вкладов от различных конфигураций возникают и в случае рассеяния дейтронов на кластерах ядра 7Li. Проведем рассмотрение кластерных конфигураций ядра 7Li и рассеяния различных частиц на кластерах (табл. 1 и 2). Возможными кластерными конфигурациями ядра 7Li являются: (4He + t), (5He + d), (6He + p), (6Li + n).

Таблица 1.  

КСР и кластерная структура 7Li в случае рассеяния дейтронов

Структура Спектатор (sp) Кластер КСР Конечное состояние
1 4He + t t 4He d4He d +4He + tsp
2 6Li + n n 6Li d6Li d + 6Li + nsp
3 6He + p p 6He d6He d + 6He + psp
4 5He + d d 5He d5He d +5He + dsp d +4He + n + dsp
Таблица 2.  

КСР и кластерная структура 7Li в случае рассеяния α-частиц

Структура Спектатор (sp) Кластер КСР Конечное состояние
1 4He + t t 4He 4He – 4He 4He +4He + tsp
2 6Li + n n 6Li 4He – 6Li 4He + 6Li + nsp
3 6He + p p 6He 4He – 6He 4He + 6He + psp
4 5He + d d 5He 4He – 5He 4He +5He + d sp4He +4He + n + d sp

На рис. 1 показана моделированная диаграмма Ed–θd для реакции КСР дейтрона для различных кластерных конфигураций ядра 7Li.

Рис. 1.

Двумерная диаграмма Ed–θd: 14 – события, соответствующие реакциям 1–4 табл. 1.

Данная диаграмма показывает, что при малых углах вылета дейтрона различимы кластерные структуры (4He + t), (6Li + n) и суммарная конфигурация (5He + d) и (6He + p). Для разделения вкладов (5He + d) и (6He + p) можно использовать квазисвободное рассеяние α-частиц с энергией 30 МэВ на кластерах ядра 7Li (табл. 2). На рис. 2 показана моделированная диаграмма Eα–θα реакций КСР α-частиц для различных кластерных конфигураций ядра 7Li. Видно, что в диапазоне углов рассеяния (40°–60°) можно разделить вклады от кластерных структур, соответствующие случаям 3 и 4 табл. 2, т.е. кластерные конфигурации (5He + d) и (6He + p).

Рис. 2.

Двумерная диаграмма Eα–θα: 14 – события, соответствующие, реакциям 1–4 табл. 2.

Рассмотрим энергетические спектры α-частиц (рис. 3 и 4), рассеянных на кластерах 1–4, при двух углах рассеяния (20° и 50°). Спектр, соответствующий углу рассеяния 50°, показывает возможность разделения вкладов от рассеяния на кластерах 6He и 5He соответствующих конфигурациям (5He + d) и (6He + p), в отличие от спектра при рассеянии на угол 20°, который позволяет разделять только вклады от конфигураций (4He + t), (6Li + n) и от суммарной конфигурации (5He + d) и (6He + p). Таким образом, использование различных ядер-снарядов и регистрация их под определенными углами позволит обеспечить однозначное определение кластерной структуры ядер.

Рис. 3.

Энергетические спектры α-частиц при рассеянии на кластерах, соответствующие реакциям 1–4 табл. 2 в случае угла рассеяния 20°.

Рис. 4.

Спектры α-частиц при рассеянии на кластерах, соответствующих реакциям 1–4 табл. 2 в случае угла рассеяния 50°.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе рассмотрена возможность изучения кластерных структур легких ядер – 7Li в реакции квазисвободного рассеяния дейтронов и альфа-частиц. Одна из главных трудностей исследования кластерных структур ядер в инклюзивной реакции КСР – проблема разделения вкладов отдельных структур, когда области событий, соответствующих двум разным структурам, перекрываются на диаграммах угол–энергия рассеянной частицы. Один из методов решения данной проблемы представлен в работе [2] – эксклюзивный эксперимент с регистрацией двух рассеянных частиц. В настоящей работе предложен другой метод определения вклада различных конфигураций в кластерную структуру ядра, основанный на использовании различных ядер-снарядов, с последующим сравнением энергетических спектров вторичных частиц для различных углов рассеяния. Результаты кинематического моделирования реакций квазисвободного рассеяния позволяют надеяться на успешное применение этого метода в случае изучения кластерной структуры ядра 7Li.

Список литературы

  1. Denikin A.S., Lukyanov S.M., Skobelev N.K. et al. // Phys. Part. Nucl. Lett. 2015. V. 12. № 5. P. 703.

  2. Зуев С.В., Каспаров А.А., Конобеевский Е.С. // Герценовские чтения – 2018: материалы научн. конф. 09–13 апреля 2018 г. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 254.

  3. Зуев С.В., Каспаров А.А., Конобеевский Е.С. // Изв. РАН. Сер. физ. 2014. Т. 78. С. 527; Zuyev S.V., Kasparov A.A., Konobeevski E.S. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2014. V. 78. P. 345.

Дополнительные материалы отсутствуют.