Космические исследования, 2021, T. 59, № 5, стр. 377-384

Влияние возмущений при многовитковых перелетах на геостационарную орбиту

Р. З. Ахметшин *

Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН
Москва, Россия

* E-mail: axmetro@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.12.2020
После доработки 18.01.2021
Принята к публикации 22.01.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассматриваются перелеты на геостационарную орбиту (ГСО) КА с электроракетными двигателями (ЭРД) малой тяги и энергетикой от солнечных батарей. Исследуется влияние таких возмущающих факторов, как гравитационное воздействие Солнца и Луны, вариации геопотенциала и выключение тяги ЭРД при попадании КА в тень Земли. Анализируется как влияние всех факторов вместе, так и каждого из них в отдельности. В каждом случае, с целью минимизации затрат рабочего вещества на перелет, на основе принципа максимума Понтрягина формируется и решается двухточечная краевая задача. Только в случае с выключением тяги в области тени решается т. н. “неполная” краевая задача, в которой не учитываются условия оптимального пересечения границ тени. Хотя при этом перелеты получаются неоптимальными, за счет выбора параметров задачи удается получать хорошие (по затратам) решения. Критерием служит сравнение с номинальными траекториями – оптимальными перелетами в центральном ньютоновском поле Земли без выключения тяги и без учета гравитационного воздействия Солнца и Луны. Приведены результаты расчетов для нескольких номинальных траекторий, различающихся по продолжительности перелета, количеству витков и другим параметрам.

Данная работа является продолжением работы [1], в которой на примере одной т. н. “номинальной” траектории исследовалось влияние одного возмущающего фактора – выключения тяги ЭРД при попадании КА в тень Земли. В данной работе на примере пяти различных номинальных траекторий анализируется влияние четырех возмущающих факторов – выключения тяги в области тени, гравитационного воздействия Солнца и Луны и вариаций геопотенциала. Под номинальной траекторией понимается оптимальная траектория перелета в центральном ньютоновском поле Земли КА с постоянно работающей и постоянной по величине малой тягой в отсутствие вышеназванных возмущений.

НАЧАЛЬНЫЕ ОРБИТЫ

В общем случае перелет на геостационарную орбиту с использованием малой тяги представляет собой второй этап комбинированного маневра, в котором задействованы и большая, и малая тяга. На его первом этапе с помощью большой тяги космический аппарат выводится на промежуточную орбиту, с которой затем он перелетает по многовитковой траектории на ГСО с помощью ЭРД малой тяги. Промежуточная орбита, которая является начальной для перелета с малой тягой, есть результат компромиссного выбора в пользу большего использования в комбинированном маневре большой тяги, либо малой тяги [2]. Чем больше вклад малой тяги (в т. ч. в поворот плоскости орбиты) – тем больше полезная нагрузка, выводимая на ГСО, но и больше продолжительность перелета (и наоборот).

Варианты такого компромисса приведены в табл. 1, где даны характеристики начальных (для перелета с малой тягой) орбит (орбиты 1–4). Несколько особняком стоит последний вариант, который выделяется тем, что масса КА заметно меньше, чем в других случаях, а тяговооруженность существенно больше. Наиболее выразительный параметр, по которому различаются эти орбиты – наклонение, возрастающее от 4° для 1-й орбиты до 46.5° для 5-й. Также показателен радиус перигея, уменьшающийся с ≈29 тыс. км для 1-й орбиты до ≈7 тыс. км для двух последних орбит. Отметим также, что для первых двух орбит радиусы перигея >15 тыс. км, то есть выше основного радиационного пояса.

Таблица 1.  

Примеры начальных орбит, с которых осуществляется перелет на ГСО с помощью малой тяги

  Hπ,
тыс. км
Hα,
тыс. км
Rπ,
тыс. км
Rα,
тыс. км
e i,
град
ω,
град
T,
сут
1
2
 23
   9.2
55.6
76.8
29.371
15.571
61.971
83.171
0.3569
0.6846

13°

1.124
1.264
3
4
2.793
0.793
78.8
79.8
9.164
7.164
85.171
86.171
0.8057
0.8465
26°
41°

1.180
1.161
5 0.793 68.94 7.164 75.311 0.8263 46.5° 0.965

Hπ, Rπ – высота и радиус перигея, Hα, Rα – высота и радиус апогея, e – эксцентриситет, i – наклонение, ω – угловое расстояние перицентра от узла, T – период.

Отметим еще, что начальные орбиты имеют большой эксцентриситет. Это связано, в частности, с тем, что при комбинированном маневре необходимо повернуть плоскость орбиты на большой угол, что эффективней осуществлять на большом удалении от Земли, в окрестности апогея.

НОМИНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Для получения номинальных траекторий решается двухточечная краевая задача. Предполагается, что тяга работает постоянно (2 ЭРД СПД-140 с удельной тягой 1790 с и суммарной тягой 0.548 Н). В таком случае получаем задачу на минимум времени перелета, т.е. задачу быстродействия. На направление тяги не накладывается никаких ограничений, оно выбирается оптимальным на основе принципа максимума. Как и в работе [1], будем использовать равноденственные переменные φ, h, y, z, v, w, которые определяются через гравитационную постоянную Земли μЕ и оскулирующие переменные p, e, θ, ω, Ω, i формулами:

h = (μЕ/p)1/2,   y = ecos(ω + Ω),   v = cos Ω tg(i/2),

φ = θ + ω + Ω,   z = e sin(ω + Ω),  w = sin Ω tg(i/2).

Два параметра в табл. 1: высота перигея Hπ и апогея Hα – задают конфигурацию орбиты (значения p и e). А ее положение в пространстве определяют параметры i0, ω0, Ω0. Как и в [1], зафиксируем ω0 = 0°. Дополнительно предполагается, что КА стартует из перигея начальной орбиты, т.е. θ0 = 0° (следовательно, φ0 = Ω0), а конечный момент времени определяется заданной угловой дальностью перелета, а именно, целым количеством витков N в переменной φ (φк = φ0 + 2πN). Как правило, значение N подбирается оптимальным, для чего приходится решать несколько краевых задач.

В результате у нас остается два свободных параметра: долгота восходящего узла Ω0 и время (дата) старта t0 (измеряется в сутках от 00.00 1.I.2018). В силу того, что ГСО – круговая, ньютоновское поле – центральное, и отсутствуют возмущения, имеется симметрия по отношению к параметру Ω0: изменение Ω0 приводит к повороту начальной орбиты и траектории перелета как целого вокруг оси вращения Земли. Параметр t0 также не влияет на траекторию перелета, поскольку от него не зависят ни положение начальной орбиты в пространстве, ни положение КА на орбите в начальный момент времени (в силу принятых выше допущений). Поэтому характеристики номинальных траекторий (условно названных как “короткая”, “средняя”, “длинная”, “очень длинная” и траектория “легкого” КА) одинаковы для всех значений параметров Ω0, t0. Они приведены в табл. 2.

Таблица 2.  

Номинальные траектории перелета на ГСО (в отсутствие возмущений)

  1
“короткая”
2
“средняя”
3
“длинная”
4
“очень длинная”
5
“легкий” КА
i, град
N, витки
T, сут
MКА, кг
MРВ, кг
a0, мм/с2

65
69.1
4287
186.3
0.128
13°
157
180
5548
485.3
0.099
26°
232
269.7
6397
727.2
0.086
41°
281
343.9
7074
927.3
0.077
46.5°
103
120.3
2325
324.2
0.236

i – изменение наклонения, N – количество витков, T – продолжительность перелета, MКА – начальная масса КА, MРВ – затраты рабочего вещества, a0 – начальное ускорение малой тяги.

УЧЕТ ВОЗМУЩЕНИЙ В УРАВНЕНИЯХ ДВИЖЕНИЯ КА

Изменение оскулирующей орбиты происходит под воздействием ускорения a, которое равно сумме ускорений от малой тяги aмт, притяжения Луны aл, Солнца ac и вариаций геопотенциала aвгп: a = aмт + aл + ac + aвгп. Тень влияет через обнуление ускорения aмт. В результате все возмущения входят в уравнения движения КА, и в т. ч. в уравнения оптимального движения в равноденственных переменных, линейно [3], поэтому есть возможность исследовать их воздействие и совместно, и по отдельности.

Для возмущений aл, ac и aвгп краевая задача формируется стандартным образом, а в случае учета возмущений от тени решается т. н. “неполная” краевая задача, в которой не учитываются условия оптимального пересечения границ тени [1].

В расчетах используется цилиндрическая модель тени, эфемериды DE405 [4] для расчета координат Луны и Солнца, матрица 12 × 12 разложения геопотенциала в ряд по сферическим функциям [5] и программное обеспечение SOFA [6] для учета вращения Земли.

ГРАВИТАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ ЛУНЫ

На рис. 1а для t0 = 0 показаны зависимости дополнительных затрат рабочего вещества ∆МРВ от параметра Ω0 для всех пяти траекторий. Для коротких траекторий 1 и 5 графики почти совпадают. Для остальных они качественно похожи, различаясь диапазоном изменения ∆МРВ. В процентах от МРВ это [–0.44…0.38%] (тр. 1), [–0.78…0.69%] (тр. 2), [–1.09…1.02%] (тр. 3), [–1.33…1.33%] (тр. 4), [–0.49…0.41%] (тр. 5).

Рис. 1.

Гравитационное влияние Луны в зависимости от (а) параметра Ω0 (при t0 = 0) для пяти номинальных траекторий и (б) от t0 (при заданных Ω0) для средней траектории (тр. 2). Дополнительные затраты ∆MРВ – в процентах от MРВ.

Зависимость дополнительных затрат ∆МРВ от параметра t0 на интервале в 28 сут для различных значений Ω0 показана на рис. 1б для средней траектории (тр. 2 на рис. 1а). Для графиков на рис. 1б максимальный диапазон изменения ∆МРВ (разность между максимальным и минимальным значениями) равен 0.21 (для Ω0 = 260°), минимальный – 0.14 (для Ω0 = 0°), что в 7–10 раз меньше диапазона изменения ∆МРВ для траектории 2 на рис. 1а.

Из этих данных следует, что наилучшие (наименьшие) ∆МРВ достигаются примерно в диапазоне значений Ω0 ∈ [280°…320°]; приемлемые (отрицательные или близкие к нулевым) – для Ω0 ∈ ∈ [210°…360°]. Причем для всех пяти траекторий затраты ∆МРВ не превышают 1.5%.

ГРАВИТАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ СОЛНЦА

Аналогичные графики в случае возмущений от Солнца представлены на рис. 2. В отличие от рис. 1а, где на интервале [0°…360°] один минимум, на рис. 2а графики ∆МРВ имеют по два локальных минимума, причем меньший – в диапазоне [180°…360°].

Рис. 2.

Гравитационное влияние Солнца в зависимости от (а) параметра Ω0 – на пяти номинальных траекториях при t0 = 0, (б) от t0 – на средней траектории (тр. 2) для трех значений Ω0, и (в) от Ω0 – также на средней траектории для четырех значений t0.

А из графиков для средней траектории, представленных на рис. 2б, видно, что диапазоны изменения ∆МРВ довольно большие: 1.04% для Ω0 = = 230°, 0.94% для 290°, 0.79% для 340°, что сравнимо с диапазоном 1.38% изменения ∆МРВ для траектории 2 на рис. 2а. Поэтому для других значений t0 графики, приведенные на рис. 2а, будут заметно отличаться, что видно из рис. 2в, где для средней траектории даны графики для t0 с интервалом в 1.5 мес. (0, 46, 91, 137). Для второго полугодия (183, 228, 274, 320), как следует из рис. 2б, графики почти не будут отличаться от представленных.

Из рис. 2в видно, хотя и не так явно, как в случае с Луной, что диапазон углов Ω0 [180°…360°] предпочтительней, чем диапазон [0°…180°]. А если учитывать совместное влияние Солнца и Луны, то понятно, что диапазон углов Ω0 [180°…360°] явно лучше. Отметим еще, что для всех пяти траекторий затраты ∆МРВ < 1%.

ВЛИЯНИЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ТЯГИ ЭРД ПРИ ПОПАДАНИИ КА В ТЕНЬ ЗЕМЛИ

Сначала рассмотрим среднюю номинальную траекторию, поскольку для нее задача с выключением тяги в области тени уже была подробно исследована в работе [1], в которой результаты расчетов дополнительных затрат ∆МРВ были приведены в таблице с шагом по времени t0 в 1.5 мес. и шагом по Ω0 в 10°. Здесь они представлены более наглядно на рис. 3а, где изолинии отображают затраты ∆МРВ как функции двух параметров (t0, Ω0). Они построены на основе расчетов с шагом по t0 в 5 сут и шагом по Ω0 в 10°. В [1] отмечалось, что решения неполной краевой задачи, которые не являются оптимальными, могут превышать номинальные затраты на десятки процентов. Для средней траектории max ∆МРВ > 37%. Но при этом есть много “хороших” решений, с ∆МРВ ≤ 2%. Таковых примерно 64%. Более того, поскольку за счет выбора времени старта в интервале одних суток можно получить весь спектр значений Ω0, то допустимо решать задачу минимизации ∆МРВ по параметру Ω0. В результате были получены наилучшие, с точностью до 1°, значения $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ (на рис. 3а они отмечены значками “х”) такие, что для всех t0 дополнительные затраты оказались отрицательными (отмечены белыми квадратами на рис. 3б). Минимальное ∆МРВ = –0.5%.

Рис. 3.

Влияние возмущений на средней траектории: (а) изолинии уровней дополнительных затрат ∆МРВ (t0, Ω0) из-за выключения тяги в области тени; значком “х” отмечены наилучшие (для данного t0) значения Ω0; (б) затраты ∆МРВ (при наилучших Ω0, либо при Ω0 = 180°) в случае влияния только тени (Т) либо совместного влияния тени, Солнца (С) и Луны (Л).

Для короткой номинальной траектории результаты влияния тени представлены на рис. 4. Т. к. продолжительность перелета всего 69.1 сут, существуют такие значения параметров (t0, Ω0), при которых КА вообще не попадает в тень Земли. Они отмечены значками “0”. В остальной области параметров, за небольшим исключением, ∆МРВ ≤ 2%. Количество вариантов с ∆МРВ > 2% примерно 6%. Максимальное ∆МРВ = 9.4%, минимальное ∆МРВ = –0.9%. Наилучшие значения $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ также отмечены значками “х” на рис. 4а, а соответствующие значения ∆МРВ – черными квадратами на рис. 4б.

Рис. 4.

Влияние возмущений на короткой траектории. Значком “0” отмечены области параметров, для которых на траектории вообще нет участков с тенью.

Для длинной номинальной траектории результаты влияния тени приведены на рис. 5. Максимальное ∆МРВ = 31.7%, минимальное ∆МРВ = –0.5%. В отличие от короткой и средней траекторий, вариантов с ∆МРВ ≤ 2% значительно меньше – примерно 40%, и не для всех t0 на рис. 5б минимальное (по параметру Ω0) значение ∆МРВ < 0.

Рис. 5.

Влияние возмущений на длинной траектории; “+Г” означает, что совместно с другими возмущениями учитывается влияние вариаций геопотенциала.

На траектории легкого КА ускорение малой тяги в 2–3 раза больше, чем в других случаях. Поэтому продолжительность перелета всего 4 мес., и есть немало вариантов (~10%), когда на траектории вообще нет участков с тенью (рис. 6а), а минимальные по параметру Ω0 затраты ∆МРВ для всех t0 меньше 0 (рис. 6б). И это при том, что раскрутка идет с начальной орбиты с высотой перигея <800 км, и оскулирующая орбита поворачивается на самый большой угол – 46.5°. По этим показателям номинальная траектория сравнима с очень длинной траекторией. По количеству вариантов с ∆МРВ > 2% (~40%), максимальному и минимальному значениям ∆МРВ (32.5%, –0.56%) она сравнима со средней траекторией, а по продолжительности перелета и количеству витков занимает промежуточное положение между короткой и средней траекториями.

Рис. 6.

Влияние возмущений на траектории легкого КА.

В [1] отмечалось, что существует особое положение начальной орбиты относительно орбиты Солнца – при Ω0 = 180°, при котором для всех значений t0 величины ∆МРВ “хорошие”. Для рассмотренных траекторий это также имеет место (отмечено белыми кружками на рис. 2б–6б): ∆МРВ < 0.6% (тр. 2), <1.5% (тр. 1), <0.7% (тр. 3), <1.7% (тр. 5).

Отметим, что траектории 1–4 из табл. 2 можно рассматривать как траектории “одного ряда решений” комбинированного выведения КА на ГСО (с постепенным уменьшением вклада большой тяги и увеличением вклада малой тяги). И потому допустимо на основе решений рассмотренных задач (для короткой, средней и длинной траекторий) делать оценочные прогнозы для четвертой задачи – для очень длинной траектории. Сравнение рис. 3а, 4а, 5а показывает, что с увеличением количества витков и продолжительности номинальной траектории быстро уменьшается количество хороших вариантов (с ∆MРВ ≤ 2%): 94, 64, 40%. Из этих данных следует, что хороших вариантов для очень длинной траектории скорее всего мало, да и расположены они большей частью в области Ω0 ~ 180°.

Поскольку с увеличением количества витков и продолжительности перелета трудоемкость решения краевой задачи также быстро возрастает, было решено ограничиться расчетами в основном для Ω0 = 180° (белые кружки на рис. 7а) и близких к 180° значений (черные квадраты). Для Ω0 = 180° для всех значений t0 имеем ∆МРВ < 0.7%. Опираясь на результаты для длинной траектории, были сделаны попытки поиска и для некоторых других значений Ω0. Удалось найти ветвь решений, которая дает лучшие ∆MРВ в интервале t0 ∈ [85…115] (Ω0 ∈ [253°…264°]). На рисунке она отмечена белыми треугольниками.

Рис. 7.

Влияние возмущений на очень длинной траектории.

СОВМЕСТНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНИ, ЛУНЫ И СОЛНЦА

Отметим, что половина наилучших $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ для короткой траектории расположена в диапазоне [180°…360°], для остальных трех траекторий в диапазоне [180°…360°] расположена бóльшая часть наилучших $\Omega _{0}^{{\text{т}}}.$ Причем и для остальных значений t0 есть “хорошие” Ω0 из диапазона [180°…360°], для которых ∆MРВ лишь незначительно больше минимальных значений из [0°…180°]. Т. к. диапазон [180°…360°] предпочтительней и в случае гравитационного воздействия Луны и Солнца, то при учете влияния трех возмущающих факторов (тени, Солнца, Луны) ∆MРВ как правило меньше, чем при учете только тени. При этом наилучшие $\Omega _{0}^{{{\text{тсл}}}}$ оказываются вблизи значений $\Omega _{0}^{{\text{т}}},$ отмеченных значком “х” на рис. 3а–6а, для тех t0, для которых $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ находятся в диапазоне [180°…360°]. Разница не превышает 7°. А для перелетов с Ω0 = 180°, наоборот, ∆MРВ в большинстве случаев больше, чем при учете только тени – в основном из-за влияния Солнца. Это хорошо видно на рис. 3б, где светлыми значками отмечены ∆MРВ при возмущениях только от тени, темными значками – при возмущениях от тени, Солнца и Луны. Во втором случае разница между двумя графиками (для наилучших Ω0 и Ω0 = 180°) может достигать 4% (рис. 6в).

При сравнении двух графиков на рис. 3б, прорисованных светлыми и темными кружками, хорошо видно долго-периодичное влияние Солнца и коротко-периодичное влияние Луны. Отметим, что хаотичность расположения черных квадратов на самом нижнем графике обусловлена не только влиянием Луны, но и возможным изменением количества витков при переходе к “соседней” траектории, и дискретным изменением $\Omega _{0}^{{{\text{тсл}}}}.$

ВЛИЯНИЕ ВАРИАЦИЙ ГЕОПОТЕНЦИАЛА

Т. к. высота перигея начальной орбиты для первых двух траекторий большая, дополнительные затраты из-за вариаций геопотенциала невелики (поэтому на графиках они не показаны). На короткой траектории для всех t0 они не превышают 0.015% (и для наилучших Ω0, и для Ω0 = 180°). На средней траектории для наилучших Ω0 имеем ∆MРВ < 0.05%, для Ω0 = 180° ∆MРВ < 0.16%.

На длинной траектории и траектории легкого КА дополнительные затраты для наилучших Ω0 не превышают трети процента от номинальных, а для Ω0 = 180° они могут превышать 1.1% на длинной траектории и 1.6% на траектории легкого КА (рис. 5в и 6в).

Наконец, на очень длинной траектории (рис. 7б) для Ω0 = 180° вклад вариаций геопотенциала в ∆MРВ может превышать 2.1%, а общие затраты от возмущений могут быть более 2.7% (для t0 = 260). На рисунке также показаны результаты локальной минимизации затрат по параметру Ω0 вдоль основной ветви – черными квадратами, и вдоль второй ветви – черными треугольниками.

Отметим, что графики ∆MРВ (t0) c Ω0 = 180° имеют минимумы по t0 обычно в окрестности t0 ~ ~ 90–100, иногда в окрестности t0 ~ 270–280, причем для очень длинной траектории он равен ~1%, для других траекторий – меньше 0. Для наилучших значений (t0, Ω0), затраты могут составить ∆MРВ ~ –1.5…–2%.

Итак, решая для многовитковых перелетов с высокоэллиптических орбит на ГСО неполную краевую задачу (не учитывающую оптимальные условия пересечения границ тени), с выключением тяги в области тени и возмущениями от Солнца, Луны и вариаций геопотенциала, для рассмотренных траекторий (продолжительностью от 2.3 до 11.5 мес., с количеством витков от 65 до 281 и начальными ускорениями от малой тяги 0.077…0.236 мм/с2) для Ω0 = 180° в худшем случае (по дате старта t0) получаем дополнительные затраты ∆MРВ ~ 2–3%, в лучшем – от –0.5 до 1%. За счет выбора хороших значений Ω0 можно иногда получить выигрыш в несколько (3–4) процентов, и в лучших случаях иметь ∆MРВ ~ –1…–2%.

Список литературы

  1. Ахметшин Р.З. Многовитковые перелеты на геостационарную орбиту с обнулением малой тяги в области тени // Космич. исслед. 2020. Т. 58. № 4. С. 321–330.

  2. Petukhov V.G., Konstantinov M.S. Easy Engineering Technique of Optimal Electric Propulsion Trajectory Estimation. IAC-06-C4.4.06, 2006.

  3. Ахметшин Р.З. Возмущения от Солнца при многовитковых перелетах на геостационарную орбиту космического аппарата с малой тягой. Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2016. № 77.

  4. JPL Planetary and Lunar Ephemerides. https://ssd. jpl.nasa.gov/?planet_eph_export

  5. Прогноз орбитального движения космического аппарата. Численная модель. Научно-технический отчет. http://www.vadimchazov.narod.ru/text_ pdf/comalg.pdf

  6. The International Astronomical union, Standarts Of Fundamental Astronomy (SOFA). http://www.iausofa.org.

Дополнительные материалы отсутствуют.