Космические исследования, 2021, T. 59, № 5, стр. 377-384
Влияние возмущений при многовитковых перелетах на геостационарную орбиту
Р. З. Ахметшин *
Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН
Москва, Россия
* E-mail: axmetro@yandex.ru
Поступила в редакцию 23.12.2020
После доработки 18.01.2021
Принята к публикации 22.01.2021
Аннотация
Рассматриваются перелеты на геостационарную орбиту (ГСО) КА с электроракетными двигателями (ЭРД) малой тяги и энергетикой от солнечных батарей. Исследуется влияние таких возмущающих факторов, как гравитационное воздействие Солнца и Луны, вариации геопотенциала и выключение тяги ЭРД при попадании КА в тень Земли. Анализируется как влияние всех факторов вместе, так и каждого из них в отдельности. В каждом случае, с целью минимизации затрат рабочего вещества на перелет, на основе принципа максимума Понтрягина формируется и решается двухточечная краевая задача. Только в случае с выключением тяги в области тени решается т. н. “неполная” краевая задача, в которой не учитываются условия оптимального пересечения границ тени. Хотя при этом перелеты получаются неоптимальными, за счет выбора параметров задачи удается получать хорошие (по затратам) решения. Критерием служит сравнение с номинальными траекториями – оптимальными перелетами в центральном ньютоновском поле Земли без выключения тяги и без учета гравитационного воздействия Солнца и Луны. Приведены результаты расчетов для нескольких номинальных траекторий, различающихся по продолжительности перелета, количеству витков и другим параметрам.
Данная работа является продолжением работы [1], в которой на примере одной т. н. “номинальной” траектории исследовалось влияние одного возмущающего фактора – выключения тяги ЭРД при попадании КА в тень Земли. В данной работе на примере пяти различных номинальных траекторий анализируется влияние четырех возмущающих факторов – выключения тяги в области тени, гравитационного воздействия Солнца и Луны и вариаций геопотенциала. Под номинальной траекторией понимается оптимальная траектория перелета в центральном ньютоновском поле Земли КА с постоянно работающей и постоянной по величине малой тягой в отсутствие вышеназванных возмущений.
НАЧАЛЬНЫЕ ОРБИТЫ
В общем случае перелет на геостационарную орбиту с использованием малой тяги представляет собой второй этап комбинированного маневра, в котором задействованы и большая, и малая тяга. На его первом этапе с помощью большой тяги космический аппарат выводится на промежуточную орбиту, с которой затем он перелетает по многовитковой траектории на ГСО с помощью ЭРД малой тяги. Промежуточная орбита, которая является начальной для перелета с малой тягой, есть результат компромиссного выбора в пользу большего использования в комбинированном маневре большой тяги, либо малой тяги [2]. Чем больше вклад малой тяги (в т. ч. в поворот плоскости орбиты) – тем больше полезная нагрузка, выводимая на ГСО, но и больше продолжительность перелета (и наоборот).
Варианты такого компромисса приведены в табл. 1, где даны характеристики начальных (для перелета с малой тягой) орбит (орбиты 1–4). Несколько особняком стоит последний вариант, который выделяется тем, что масса КА заметно меньше, чем в других случаях, а тяговооруженность существенно больше. Наиболее выразительный параметр, по которому различаются эти орбиты – наклонение, возрастающее от 4° для 1-й орбиты до 46.5° для 5-й. Также показателен радиус перигея, уменьшающийся с ≈29 тыс. км для 1-й орбиты до ≈7 тыс. км для двух последних орбит. Отметим также, что для первых двух орбит радиусы перигея >15 тыс. км, то есть выше основного радиационного пояса.
Таблица 1.
Hπ, тыс. км |
Hα, тыс. км |
Rπ, тыс. км |
Rα, тыс. км |
e | i, град |
ω, град |
T, сут |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 2 |
23 9.2 |
55.6 76.8 |
29.371 15.571 |
61.971 83.171 |
0.3569 0.6846 |
4° 13° |
0° 0° |
1.124 1.264 |
3 4 |
2.793 0.793 |
78.8 79.8 |
9.164 7.164 |
85.171 86.171 |
0.8057 0.8465 |
26° 41° |
0° 0° |
1.180 1.161 |
5 | 0.793 | 68.94 | 7.164 | 75.311 | 0.8263 | 46.5° | 0° | 0.965 |
Отметим еще, что начальные орбиты имеют большой эксцентриситет. Это связано, в частности, с тем, что при комбинированном маневре необходимо повернуть плоскость орбиты на большой угол, что эффективней осуществлять на большом удалении от Земли, в окрестности апогея.
НОМИНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
Для получения номинальных траекторий решается двухточечная краевая задача. Предполагается, что тяга работает постоянно (2 ЭРД СПД-140 с удельной тягой 1790 с и суммарной тягой 0.548 Н). В таком случае получаем задачу на минимум времени перелета, т.е. задачу быстродействия. На направление тяги не накладывается никаких ограничений, оно выбирается оптимальным на основе принципа максимума. Как и в работе [1], будем использовать равноденственные переменные φ, h, y, z, v, w, которые определяются через гравитационную постоянную Земли μЕ и оскулирующие переменные p, e, θ, ω, Ω, i формулами:
h = (μЕ/p)1/2, y = ecos(ω + Ω), v = cos Ω tg(i/2),
φ = θ + ω + Ω, z = e sin(ω + Ω), w = sin Ω tg(i/2).
Два параметра в табл. 1: высота перигея Hπ и апогея Hα – задают конфигурацию орбиты (значения p и e). А ее положение в пространстве определяют параметры i0, ω0, Ω0. Как и в [1], зафиксируем ω0 = 0°. Дополнительно предполагается, что КА стартует из перигея начальной орбиты, т.е. θ0 = 0° (следовательно, φ0 = Ω0), а конечный момент времени определяется заданной угловой дальностью перелета, а именно, целым количеством витков N в переменной φ (φк = φ0 + 2πN). Как правило, значение N подбирается оптимальным, для чего приходится решать несколько краевых задач.
В результате у нас остается два свободных параметра: долгота восходящего узла Ω0 и время (дата) старта t0 (измеряется в сутках от 00.00 1.I.2018). В силу того, что ГСО – круговая, ньютоновское поле – центральное, и отсутствуют возмущения, имеется симметрия по отношению к параметру Ω0: изменение Ω0 приводит к повороту начальной орбиты и траектории перелета как целого вокруг оси вращения Земли. Параметр t0 также не влияет на траекторию перелета, поскольку от него не зависят ни положение начальной орбиты в пространстве, ни положение КА на орбите в начальный момент времени (в силу принятых выше допущений). Поэтому характеристики номинальных траекторий (условно названных как “короткая”, “средняя”, “длинная”, “очень длинная” и траектория “легкого” КА) одинаковы для всех значений параметров Ω0, t0. Они приведены в табл. 2.
УЧЕТ ВОЗМУЩЕНИЙ В УРАВНЕНИЯХ ДВИЖЕНИЯ КА
Изменение оскулирующей орбиты происходит под воздействием ускорения a, которое равно сумме ускорений от малой тяги aмт, притяжения Луны aл, Солнца ac и вариаций геопотенциала aвгп: a = aмт + aл + ac + aвгп. Тень влияет через обнуление ускорения aмт. В результате все возмущения входят в уравнения движения КА, и в т. ч. в уравнения оптимального движения в равноденственных переменных, линейно [3], поэтому есть возможность исследовать их воздействие и совместно, и по отдельности.
Для возмущений aл, ac и aвгп краевая задача формируется стандартным образом, а в случае учета возмущений от тени решается т. н. “неполная” краевая задача, в которой не учитываются условия оптимального пересечения границ тени [1].
В расчетах используется цилиндрическая модель тени, эфемериды DE405 [4] для расчета координат Луны и Солнца, матрица 12 × 12 разложения геопотенциала в ряд по сферическим функциям [5] и программное обеспечение SOFA [6] для учета вращения Земли.
ГРАВИТАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ ЛУНЫ
На рис. 1а для t0 = 0 показаны зависимости дополнительных затрат рабочего вещества ∆МРВ от параметра Ω0 для всех пяти траекторий. Для коротких траекторий 1 и 5 графики почти совпадают. Для остальных они качественно похожи, различаясь диапазоном изменения ∆МРВ. В процентах от МРВ это [–0.44…0.38%] (тр. 1), [–0.78…0.69%] (тр. 2), [–1.09…1.02%] (тр. 3), [–1.33…1.33%] (тр. 4), [–0.49…0.41%] (тр. 5).
Зависимость дополнительных затрат ∆МРВ от параметра t0 на интервале в 28 сут для различных значений Ω0 показана на рис. 1б для средней траектории (тр. 2 на рис. 1а). Для графиков на рис. 1б максимальный диапазон изменения ∆МРВ (разность между максимальным и минимальным значениями) равен 0.21 (для Ω0 = 260°), минимальный – 0.14 (для Ω0 = 0°), что в 7–10 раз меньше диапазона изменения ∆МРВ для траектории 2 на рис. 1а.
Из этих данных следует, что наилучшие (наименьшие) ∆МРВ достигаются примерно в диапазоне значений Ω0 ∈ [280°…320°]; приемлемые (отрицательные или близкие к нулевым) – для Ω0 ∈ ∈ [210°…360°]. Причем для всех пяти траекторий затраты ∆МРВ не превышают 1.5%.
ГРАВИТАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ СОЛНЦА
Аналогичные графики в случае возмущений от Солнца представлены на рис. 2. В отличие от рис. 1а, где на интервале [0°…360°] один минимум, на рис. 2а графики ∆МРВ имеют по два локальных минимума, причем меньший – в диапазоне [180°…360°].
А из графиков для средней траектории, представленных на рис. 2б, видно, что диапазоны изменения ∆МРВ довольно большие: 1.04% для Ω0 = = 230°, 0.94% для 290°, 0.79% для 340°, что сравнимо с диапазоном 1.38% изменения ∆МРВ для траектории 2 на рис. 2а. Поэтому для других значений t0 графики, приведенные на рис. 2а, будут заметно отличаться, что видно из рис. 2в, где для средней траектории даны графики для t0 с интервалом в 1.5 мес. (0, 46, 91, 137). Для второго полугодия (183, 228, 274, 320), как следует из рис. 2б, графики почти не будут отличаться от представленных.
Из рис. 2в видно, хотя и не так явно, как в случае с Луной, что диапазон углов Ω0 [180°…360°] предпочтительней, чем диапазон [0°…180°]. А если учитывать совместное влияние Солнца и Луны, то понятно, что диапазон углов Ω0 [180°…360°] явно лучше. Отметим еще, что для всех пяти траекторий затраты ∆МРВ < 1%.
ВЛИЯНИЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ТЯГИ ЭРД ПРИ ПОПАДАНИИ КА В ТЕНЬ ЗЕМЛИ
Сначала рассмотрим среднюю номинальную траекторию, поскольку для нее задача с выключением тяги в области тени уже была подробно исследована в работе [1], в которой результаты расчетов дополнительных затрат ∆МРВ были приведены в таблице с шагом по времени t0 в 1.5 мес. и шагом по Ω0 в 10°. Здесь они представлены более наглядно на рис. 3а, где изолинии отображают затраты ∆МРВ как функции двух параметров (t0, Ω0). Они построены на основе расчетов с шагом по t0 в 5 сут и шагом по Ω0 в 10°. В [1] отмечалось, что решения неполной краевой задачи, которые не являются оптимальными, могут превышать номинальные затраты на десятки процентов. Для средней траектории max ∆МРВ > 37%. Но при этом есть много “хороших” решений, с ∆МРВ ≤ 2%. Таковых примерно 64%. Более того, поскольку за счет выбора времени старта в интервале одних суток можно получить весь спектр значений Ω0, то допустимо решать задачу минимизации ∆МРВ по параметру Ω0. В результате были получены наилучшие, с точностью до 1°, значения $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ (на рис. 3а они отмечены значками “х”) такие, что для всех t0 дополнительные затраты оказались отрицательными (отмечены белыми квадратами на рис. 3б). Минимальное ∆МРВ = –0.5%.
Для короткой номинальной траектории результаты влияния тени представлены на рис. 4. Т. к. продолжительность перелета всего 69.1 сут, существуют такие значения параметров (t0, Ω0), при которых КА вообще не попадает в тень Земли. Они отмечены значками “0”. В остальной области параметров, за небольшим исключением, ∆МРВ ≤ 2%. Количество вариантов с ∆МРВ > 2% примерно 6%. Максимальное ∆МРВ = 9.4%, минимальное ∆МРВ = –0.9%. Наилучшие значения $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ также отмечены значками “х” на рис. 4а, а соответствующие значения ∆МРВ – черными квадратами на рис. 4б.
Для длинной номинальной траектории результаты влияния тени приведены на рис. 5. Максимальное ∆МРВ = 31.7%, минимальное ∆МРВ = –0.5%. В отличие от короткой и средней траекторий, вариантов с ∆МРВ ≤ 2% значительно меньше – примерно 40%, и не для всех t0 на рис. 5б минимальное (по параметру Ω0) значение ∆МРВ < 0.
На траектории легкого КА ускорение малой тяги в 2–3 раза больше, чем в других случаях. Поэтому продолжительность перелета всего 4 мес., и есть немало вариантов (~10%), когда на траектории вообще нет участков с тенью (рис. 6а), а минимальные по параметру Ω0 затраты ∆МРВ для всех t0 меньше 0 (рис. 6б). И это при том, что раскрутка идет с начальной орбиты с высотой перигея <800 км, и оскулирующая орбита поворачивается на самый большой угол – 46.5°. По этим показателям номинальная траектория сравнима с очень длинной траекторией. По количеству вариантов с ∆МРВ > 2% (~40%), максимальному и минимальному значениям ∆МРВ (32.5%, –0.56%) она сравнима со средней траекторией, а по продолжительности перелета и количеству витков занимает промежуточное положение между короткой и средней траекториями.
В [1] отмечалось, что существует особое положение начальной орбиты относительно орбиты Солнца – при Ω0 = 180°, при котором для всех значений t0 величины ∆МРВ “хорошие”. Для рассмотренных траекторий это также имеет место (отмечено белыми кружками на рис. 2б–6б): ∆МРВ < 0.6% (тр. 2), <1.5% (тр. 1), <0.7% (тр. 3), <1.7% (тр. 5).
Отметим, что траектории 1–4 из табл. 2 можно рассматривать как траектории “одного ряда решений” комбинированного выведения КА на ГСО (с постепенным уменьшением вклада большой тяги и увеличением вклада малой тяги). И потому допустимо на основе решений рассмотренных задач (для короткой, средней и длинной траекторий) делать оценочные прогнозы для четвертой задачи – для очень длинной траектории. Сравнение рис. 3а, 4а, 5а показывает, что с увеличением количества витков и продолжительности номинальной траектории быстро уменьшается количество хороших вариантов (с ∆MРВ ≤ 2%): 94, 64, 40%. Из этих данных следует, что хороших вариантов для очень длинной траектории скорее всего мало, да и расположены они большей частью в области Ω0 ~ 180°.
Поскольку с увеличением количества витков и продолжительности перелета трудоемкость решения краевой задачи также быстро возрастает, было решено ограничиться расчетами в основном для Ω0 = 180° (белые кружки на рис. 7а) и близких к 180° значений (черные квадраты). Для Ω0 = 180° для всех значений t0 имеем ∆МРВ < 0.7%. Опираясь на результаты для длинной траектории, были сделаны попытки поиска и для некоторых других значений Ω0. Удалось найти ветвь решений, которая дает лучшие ∆MРВ в интервале t0 ∈ [85…115] (Ω0 ∈ [253°…264°]). На рисунке она отмечена белыми треугольниками.
СОВМЕСТНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕНИ, ЛУНЫ И СОЛНЦА
Отметим, что половина наилучших $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ для короткой траектории расположена в диапазоне [180°…360°], для остальных трех траекторий в диапазоне [180°…360°] расположена бóльшая часть наилучших $\Omega _{0}^{{\text{т}}}.$ Причем и для остальных значений t0 есть “хорошие” Ω0 из диапазона [180°…360°], для которых ∆MРВ лишь незначительно больше минимальных значений из [0°…180°]. Т. к. диапазон [180°…360°] предпочтительней и в случае гравитационного воздействия Луны и Солнца, то при учете влияния трех возмущающих факторов (тени, Солнца, Луны) ∆MРВ как правило меньше, чем при учете только тени. При этом наилучшие $\Omega _{0}^{{{\text{тсл}}}}$ оказываются вблизи значений $\Omega _{0}^{{\text{т}}},$ отмеченных значком “х” на рис. 3а–6а, для тех t0, для которых $\Omega _{0}^{{\text{т}}}$ находятся в диапазоне [180°…360°]. Разница не превышает 7°. А для перелетов с Ω0 = 180°, наоборот, ∆MРВ в большинстве случаев больше, чем при учете только тени – в основном из-за влияния Солнца. Это хорошо видно на рис. 3б, где светлыми значками отмечены ∆MРВ при возмущениях только от тени, темными значками – при возмущениях от тени, Солнца и Луны. Во втором случае разница между двумя графиками (для наилучших Ω0 и Ω0 = 180°) может достигать 4% (рис. 6в).
При сравнении двух графиков на рис. 3б, прорисованных светлыми и темными кружками, хорошо видно долго-периодичное влияние Солнца и коротко-периодичное влияние Луны. Отметим, что хаотичность расположения черных квадратов на самом нижнем графике обусловлена не только влиянием Луны, но и возможным изменением количества витков при переходе к “соседней” траектории, и дискретным изменением $\Omega _{0}^{{{\text{тсл}}}}.$
ВЛИЯНИЕ ВАРИАЦИЙ ГЕОПОТЕНЦИАЛА
Т. к. высота перигея начальной орбиты для первых двух траекторий большая, дополнительные затраты из-за вариаций геопотенциала невелики (поэтому на графиках они не показаны). На короткой траектории для всех t0 они не превышают 0.015% (и для наилучших Ω0, и для Ω0 = 180°). На средней траектории для наилучших Ω0 имеем ∆MРВ < 0.05%, для Ω0 = 180° ∆MРВ < 0.16%.
На длинной траектории и траектории легкого КА дополнительные затраты для наилучших Ω0 не превышают трети процента от номинальных, а для Ω0 = 180° они могут превышать 1.1% на длинной траектории и 1.6% на траектории легкого КА (рис. 5в и 6в).
Наконец, на очень длинной траектории (рис. 7б) для Ω0 = 180° вклад вариаций геопотенциала в ∆MРВ может превышать 2.1%, а общие затраты от возмущений могут быть более 2.7% (для t0 = 260). На рисунке также показаны результаты локальной минимизации затрат по параметру Ω0 вдоль основной ветви – черными квадратами, и вдоль второй ветви – черными треугольниками.
Отметим, что графики ∆MРВ (t0) c Ω0 = 180° имеют минимумы по t0 обычно в окрестности t0 ~ ~ 90–100, иногда в окрестности t0 ~ 270–280, причем для очень длинной траектории он равен ~1%, для других траекторий – меньше 0. Для наилучших значений (t0, Ω0), затраты могут составить ∆MРВ ~ –1.5…–2%.
Итак, решая для многовитковых перелетов с высокоэллиптических орбит на ГСО неполную краевую задачу (не учитывающую оптимальные условия пересечения границ тени), с выключением тяги в области тени и возмущениями от Солнца, Луны и вариаций геопотенциала, для рассмотренных траекторий (продолжительностью от 2.3 до 11.5 мес., с количеством витков от 65 до 281 и начальными ускорениями от малой тяги 0.077…0.236 мм/с2) для Ω0 = 180° в худшем случае (по дате старта t0) получаем дополнительные затраты ∆MРВ ~ 2–3%, в лучшем – от –0.5 до 1%. За счет выбора хороших значений Ω0 можно иногда получить выигрыш в несколько (3–4) процентов, и в лучших случаях иметь ∆MРВ ~ –1…–2%.
Список литературы
Ахметшин Р.З. Многовитковые перелеты на геостационарную орбиту с обнулением малой тяги в области тени // Космич. исслед. 2020. Т. 58. № 4. С. 321–330.
Petukhov V.G., Konstantinov M.S. Easy Engineering Technique of Optimal Electric Propulsion Trajectory Estimation. IAC-06-C4.4.06, 2006.
Ахметшин Р.З. Возмущения от Солнца при многовитковых перелетах на геостационарную орбиту космического аппарата с малой тягой. Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2016. № 77.
JPL Planetary and Lunar Ephemerides. https://ssd. jpl.nasa.gov/?planet_eph_export
Прогноз орбитального движения космического аппарата. Численная модель. Научно-технический отчет. http://www.vadimchazov.narod.ru/text_ pdf/comalg.pdf
The International Astronomical union, Standarts Of Fundamental Astronomy (SOFA). http://www.iausofa.org.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Космические исследования