Космические исследования, 2022, T. 60, № 5, стр. 396-403
Спектральные характеристики собственного излучения электрических ракетных двигателей с замкнутым дрейфом электронов в радиодиапазоне для различных рабочих тел
А. П. Плохих 1, Н. А. Важенин 1, Г. А. Попов 1, *, С. О. Шилов 2
1 Научно-исследовательский институт прикладной механики и электродинамики
Московского авиационного института
Москва, Россия
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Москва, Россия
* E-mail: riame@mai.ru
Поступила в редакцию 07.03.2022
После доработки 18.04.2022
Принята к публикации 04.05.2022
- EDN: PHMXJL
- DOI: 10.31857/S0023420622050065
Аннотация
Рассматриваются методика и результаты экспериментального исследования спектральных характеристик собственного излучения лабораторных моделей электрических ракетных двигателей с замкнутым дрейфом электронов на примерах двигателя с анодным слоем (ДАС) и стационарного плазменного двигателя (СПД) для мощностей разряда 600, 800 и 1000 Вт, вертикальной и горизонтальной поляризаций приема и различных используемых рабочих тел (криптон и ксенон). Проведенные исследования позволили выявить ряд особенностей радиоизлучения двигателей с замкнутым дрейфом электронов в спектральной области. Так, в частности, установлено, что ДАС имеет широкополосный спектр, зафиксированный в полосе частот от 1 до 4 ГГц. На исследуемых режимах доминирует вертикальная поляризация, при этом уровень радиоизлучения ДАС на криптоне на 5–10 дБ выше, чем на ксеноне. В свою очередь СПД имеет широкополосный спектр, зафиксированный в полосе частот от 1 до 3 ГГц. На исследованных режимах незначительно доминирует горизонтальная поляризация. Максимальное превышение уровня излучения при работе на криптоне по сравнению с ксеноном для СПД составляет порядка 10 дБ в диапазоне частот от 1 до 2 ГГц для горизонтальной поляризации. Полученные результаты позволяют решать задачи количественной оценки влияния излучения двигателей с замкнутым дрейфом электронов на помехоустойчивость систем космической связи.
ВВЕДЕНИЕ
В космической отрасли в настоящее время наблюдается бурное развитие направления малых космических аппаратов (МКА) и многоспутниковых группировок на их основе. Так появляются новые виды космических услуг, как, например, широкополосный доступ в Интернет и предоставление услуг связи 4G/5G. Одновременно с этим повышаются требования к новым разработкам МКА с целью обеспечения их коммерческого успеха. Одну из проблем по обеспечению срока активного существования (САС) МКА можно решить за счет использования электроракетных двигательных установок (ЭРДУ) в их составе [1]. В настоящее время наибольший опыт разработки накоплен в части электрических двигателей с замкнутым дрейфом электронов, подразделяющихся на стационарные плазменные двигатели и двигатели с анодным слоем [2]. Традиционным рабочим телом для этих двигателей является ксенон особой чистоты, высокая стоимость которого и ограниченное годовое производство может стать серьезным препятствием на пути их внедрения на МКА. Данное обстоятельство побуждает производителей ЭРД по всему миру активировать поиски подходящей замены ксенону, и одним из основных вариантов для этого является криптон – более легкий инертный газ, который по основным своим характеристикам близок к ксенону. То, что данное направление востребовано, подтверждается фактом использования американской компанией SpaceX стационарных плазменных двигателей на криптоне при реализации программы многоспутниковой группировки Starlink [3].
Следует учитывать, что простая замена ксенона на криптон для существующих двигателей с замкнутым дрейфом электронов приводит к значительному ухудшению их характеристик [4, 5], что требует дополнительной оптимизации двигателей, основным рабочим телом которых будет криптон.
При интеграции двигателей с замкнутым дрейфом электронов с МКА необходимо знать их уровни собственного электромагнитного излучения, возникающего из-за различных неустойчивостей и собственных плазменных колебаний [6]. Данное излучение может нарушать работу бортовой аппаратуры космического аппарата. Для оценки уровня излучения электрических ракетных двигателей в наземных условиях проводятся соответствующие исследования в интересах задач электромагнитной совместимости (ЭМС) [7–10].
В данной работе представлены результаты исследования собственного излучения ДАС и СПД в радиодиапазоне при работе на ксеноне и криптоне.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА
Исследовательские испытания по определению собственного электромагнитного излучения СПД и ДАС проводились на комбинированном электровакуумном стенде Московского авиационного института [10], который имел две раздельные зоны: вакуумную и измерительную (рис. 1). Вакуумная зона представляла собой горизонтально расположенную цилиндрическую вакуумную камеру (ВК) (4) объемом около 18 м3, диаметром 2 м и длиной 5.5 м. Высоковакуумная откачка камеры осуществлялась криогенными насосами (5) с суммарной производительностью более 100 000 л/с. Остаточное давление перед запуском двигателя было не выше 2 ⋅ 10–6 Торр. При работе двигателя (3) давление в ВК обеспечивалось в диапазоне (2–4) ⋅ 10–5 Торр.
Измерительная часть представляет собой мобильную безэховую экранированную камеру (БЭК) (1) с интегрированной в нее “радиопрозрачной” ВК из стеклопластика (2).
БЭК смонтирована на платформе (6), которая может перемещаться относительно неподвижной вакуумной камеры по рельсовому пути (7). В рабочем положении “радиопрозрачная” вакуумная камера стыкуется с основной, образуя общий вакуумный объем. Внутреннее пространство БЭК облицовано абсорберами пирамидальной формы, выполненными из радиопоглощающего материала. Диапазон эффективной работы абсорберов составляет от 0.3 до 18 ГГц и выше при коэффициенте безэховости не хуже -20 дБ. Измерительные антенны (17) размещаются на диэлектрическом помосте (10), смонтированном внутри БЭК. Через панель с проходными разъемами они соединены с измерительной аппаратурой (18), расположенной снаружи БЭК.
Использовалась измерительная рупорная антенна с рабочим диапазоном частот от 0.9 до 12.4 ГГц и линейной поляризацией. Конструкция рупора в данном диапазоне частот обеспечивала малый коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) и монотонную частотную зависимость коэффициента усиления. При проведении экспериментов было выбрано угловое положение антенны относительно геометрической оси двигателя: (90 ± 5)°. Угол отсчитывался от направления плазменной струи двигателя. Элементы крепления антенны позволяли менять ее поляризацию на 90°. Антенна подключалась ко входу спектроанализатора.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Для эксперимента использовались две модели двигателей ДАС и СПД при работе на одинаковых мощностях разряда (600, 800 и 1000 Вт) и напряжении разряда 300 В для двух рабочих тел (криптон и ксенон).
В качестве ДАС использовалась экспериментальная модель, созданная в НОЦ “Ионно-плазменные технологии” МГТУ им. Н.Э. Баумана [11]. Двигатель построен по схеме одноступенчатого ускорителя с азимутальным дрейфом электронов и электропроводящими стенками ускорительного канала. Особенностью конструкции двигателя является применение магнитного шунта для профилирования распределения магнитного поля в ускорительном канале. Данное решение позволило вынести максимум магнитного поля за срез двигателя, сократить глубину ускорительного канала и, следовательно, обеспечить высокий ресурс работы устройства. В качестве шунта в данном двигателе используется рабочая камера анода-газораспределителя.
Конструктивно двигатель (рис. 2) состоит из анодного блока и магнитной системы, одновременно выполняющей роль несущего корпуса. Двигатель оснащен одной центральной и четырьмя периферийными электромагнитными катушками. Средний диаметр ускорительного канала двигателя составляет 38 мм, ширина и глубина ускорительного канала – 13.5 и 6 мм соответственно. Геометрия ускорительного канала была предварительно оптимизирована для работы на криптоне. Полюса были прикрыты тонкими экранами из нержавеющей стали. Общий вид представлен на рис. 3.
В качестве СПД использовалась созданная в НИИ ПМЭ МАИ экспериментальная модель с внешним диаметром ускорительного канала 70 мм, имеющая следующие особенности конструкции:
– Вынесение слоя ионизации и ускорения в расширенную часть ускорительного канала, за плоскость полюсов магнитной системы.
– Расширение выходной части ускорительного канала для снижения потерь ускоряющихся ионов и энергии на стенках разрядной камеры.
Классическая схема СПД (рис. 4) содержит анодный блок, состоящий из керамической разрядной камеры 3, анода, с газораспределителем 1 и магнитопровода, состоящего из фланца 7, внутреннего и внешнего полюсов (4, 6) и внутренней и внешней катушек 5. Средний диаметр ускорительного канала составлял 70 мм. Геометрия ускорительного канала и топология магнитного поля на выходном срезе оптимизированы для работы на режимах с большей плотностью расхода, что необходимо при использовании криптона [5]. Общий вид представлен на рис. 5.
Для проведения испытаний оба двигателя были укомплектованы катодами–нейтрализаторами производства ОКБ “Факел”.
Исследуемые режимы работы ДАС и СПД приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1.
Рабочее тело | Анодный расход, мг/c | Напряжение разряда, В | Ток разряда, A | Мощность разряда, Вт | Динамическое давление, ×10–5 Торр |
---|---|---|---|---|---|
Xe | 2.0 | 300 | 2.05 | 600 | 3.0 |
Xe | 2.5 | 300 | 2.66 | 800 | 3.7 |
Xe | 3.1 | 300 | 3.33 | 1000 | 4.4 |
Kr | 1.47 | 300 | 1.99 | 600 | 2.0 |
Kr | 1.92 | 300 | 2.66 | 800 | 2.4 |
Kr | 2.33 | 300 | 3.33 | 1000 | 2.9 |
Таблица 2.
Рабочее тело | Анодный расход, мг/c | Напряжение разряда, В | Ток разряда, A | Мощность разряда, Вт | Динамическое давление, ×10–5 Торр |
---|---|---|---|---|---|
Xe | 2.09 | 300 | 1.81 | 600 | 2.9 |
Xe | 2.72 | 300 | 2.66 | 800 | 3.9 |
Xe | 3.37 | 300 | 3.3 | 1000 | 4.6 |
Xe | 4.25 | 300 | 4.52 | 1350 | |
Kr | 1,95 | 300 | 1.99 | 600 | |
Kr | 2,35 | 300 | 2.66 | 800 | 4.4 |
Kr | 2,89 | 300 | 3.33 | 1000 | 1.9 |
Kr | 4.16 | 300 | 4.47 | 1350 | 3.9 |
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обработка экспериментальных данных осуществлялась путем пересчета показаний спектроанализатора в значение напряженности электрического поля в апертуре измерительной антенны. Результаты расчетов приведены в виде графиков спектральных характеристик (рис. 6–11), где по горизонтальной оси отложена частота от 1000 до 12 000 МГц. По вертикальной оси – рассчитанное значение напряженности электрического поля в размерности: дБмкВ/м/МГц.
На всех графиках присутствует фоновый уровень излучения, соответствующий выключенному двигателю. При исследовании фонового излучения обнаружено около 4 групп дискретных частот, на которых зафиксированы доминирующие узкополосные внешние помехи. Их источником являются базовые станции сотовых операторов: GSM-900 (925–960) МГц; GSM-1800 (1805–1880) МГц; UMTS (3G): (2110–2170) МГц; LTE (4G): (2600–2700) МГц. Указанные помехи попадают в вакуумную камеру по каналам откачных систем и без внедрения в их тракты специальных заградительных систем борьба с их проникновением затруднительна. Поэтому измерения на этих частотах были исключены, что проявляется в виде наличия пропусков на графиках.
Характеристики излучения ДАС для 3-х режимов, двух рабочих тел и двух поляризаций представлены на рис. 6–7.
Анализ экспериментальных результатов помехоэмиссии ДАС в диапазоне частот 1000–2 000 МГц для режимов разряда 600, 800 и 1000 Вт показал, что ДАС имеет широкополосный спектр излучения, зафиксированный в полосе частот от 1 до 4 ГГц для двух рабочих тел. При работе на ксеноне изменение мощности разряда ДАС в пределах 600–1000 Вт не приводит к существенному увеличению уровня излучения в диапазоне частот 1–3 ГГц. При этом уровень излучения с горизонтальной поляризацией на 2–5 дБ меньше, чем с вертикальной.
При переходе на криптон изменение мощности ДАС в пределах 600–1000 Вт приводит к более существенному изменению уровня излучения в диапазоне частот 1–3 ГГц: до 7 дБ для горизонтальной поляризации и до 10 дБ для вертикальной. При этом уровень излучения с горизонтальной поляризацией также оказывается на 2–3 дБ ниже, чем с вертикальной.
Характеристики излучения СПД для 4-х режимов, двух рабочих тел и двух поляризаций представлены на рис. 8–9.
Анализ экспериментальных результатов оценки помехоэмиссии СПД-70 в диапазоне частот 1000–12 000 МГц показал, что двигатель имеет широкополосный спектр, зафиксированный в полосе частот от 1 до 3 ГГц. При работе на ксеноне уровень излучения слабо зависит от режима с тенденцией уменьшения с ростом мощности разряда. Однако для горизонтальной поляризации на режиме максимальной мощности (1350 Вт) фиксируется дополнительное превышение фона на частотах 6–11 ГГц. При переходе на криптон уровень излучения резко возрастает с тенденцией монотонного уменьшения с ростом мощности разряда. На режиме 600 Вт зафиксировано возникновение дополнительных всплесков излучения в диапазоне 2–7 ГГц и в окрестности частоты 10 ГГц. На основных режимах незначительно доминирует горизонтальная поляризация. Максимальное превышение уровня излучения при работе на криптоне по сравнению с ксеноном для СПД составляет порядка 10 дБ в диапазоне частот от 1 до 2 ГГц для горизонтальной поляризации.
С целью сравнительной оценки уровней излучения ДАС и СПД на рис. 10–11 приведены спектры излучения этих двигателей для одного режима 1000 Вт и двух рабочих тел и двух поляризаций.
Сравнительный анализ показывает, что при работе на ксеноне и мощности разряда 1000 Вт излучение ДАС превышает излучение СПД-70 на 5–7 дБ для вертикальной поляризации и 2–5 дБ для горизонтальной поляризации в диапазоне частот 1–2 ГГц.
Переход на криптон сохраняет превышение излучения ДАС на 5–7 дБ в диапазоне частот 1–2 ГГц для вертикальной поляризации, но дополнительно возникает превышение 5–8 дБ в диапазоне частот 2–3 ГГц. Для горизонтальной поляризации максимальное превышение порядка 5 дБ смещается в частотный диапазон 1–1.5 ГГц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам измерений собственного излучения двигателей с замкнутым дрейфом электронов в диапазоне мощностей разряда 600–1000 Вт можно сделать следующие выводы:
1. ДАС имеет широкополосный спектр излучения, зафиксированный в полосе частот от 1 до 4 ГГц для двух рабочих тел. Спектры излучения, полученные при работе на ксеноне и криптоне, качественно совпадают, имея больший уровень для криптона. На исследованных режимах для двух рабочих тел доминирует вертикальная поляризация. Максимальное превышение уровня излучения при работе на криптоне по сравнению с ксеноном составляет порядка 10 дБ в диапазоне частот от 1 до 2 ГГц для вертикальной поляризации.
2. СПД 70 имеет широкополосный спектр, зафиксированный в полосе частот от 1 до 3 ГГц. При работе на ксеноне уровень излучения слабо зависит от режима, с тенденцией уменьшения с ростом мощности разряда. При переходе на криптон уровень излучения резко возрастает с тенденцией монотонного уменьшения с ростом мощности разряда. При этом, на режиме 600 Вт зафиксировано возникновение дополнительных всплесков излучения в диапазоне 2–7 ГГц и в окрестности частоты 10 ГГц. На исследованных режимах для двух рабочих тел незначительно доминирует горизонтальная поляризация.
3. Сравнительный анализ уровней излучения ДАС и СПД показывает, что при мощности разряда 1000 Вт ДАС имеет более высокий уровень излучения, превышающий уровень излучения СПД-70 на 5–7 дБ для вертикальной и на 2–5 дБ для горизонтальной поляризаций в диапазоне частот 1–2 ГГц, как при работе на ксеноне, так и на криптоне. При переходе на криптон дополнительно возникает превышение 5–8 дБ в диапазоне частот 2–3 ГГц. Для горизонтальной поляризации максимальное превышение порядка 5 дБ смещается в частотный диапазон 1–1.5 ГГц.
Исследование спектральных характеристик собственного излучения электрических ракетных двигателей с замкнутым дрейфом электронов в радиодиапазоне для различных рабочих тел были проведены коллективами Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики Московского авиационного института и МГТУ им. Баумана при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы”, соглашение № 075-15-2019-1686 от 26.11.2019 г. (УИП RFMEFI60419X0212).
Список литературы
Ахметжанов Р.В., Богатый А.В., Дьяконов Г.А. и др. Электрические ракетные двигатели нового поколения для малых космических аппаратов // Известия РАН. Энергетика. 2019. № 3. С. 3–13.
Zakharenkov L.E., Kim V., Lovtsov A.S. et al. Modern trends and development prospects of thrusters with closed electron drift. Seville, Spain. 2018. P. 00195.
Henri Y. The OneWeb Satellite System // Handbook of Small Satellites. 2020. P. 1–10. https://doi.org/10.1007/978-3-030-20707-6_67-1
Kim V., Zakharchenko V., Merkurev D. et al. Influence of Xenon and Krypton Flow Rates through the Acceleration Channel of Morozov’s Stationary Plasma Thruster on the Thrust Efficiency // Plasma Phys. 2019. V. 45. № 1. P. 11–20.
Kim V., Merkurev D., Shilov E. et al. Study of the low-power krypton-operated stationary plasma thruster plume // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020. V. 927. P. 012053. https://doi.org/10.1088/1757-899X/927/1/012053
Kirdyashev K. The electromagnetic problems of interplanetary spacecraft communication // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. V. 1560. P. 012077. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1560/1/012077
Beiting E., Pollard J., Khayms V., Werthman L. Electromagnetic Emissions to 60 GHz from a BPT4000 EDM Hall Thruster. IEPC-03-129 International Electric Propulsion Conference. Toulouse France. 2003. P. 17–21.
Beiting E., Eapen X., Pollard J. et al. Electromagnetic Emissions from PPS®1350 Hall Thruster. IEPC-2009-071 International Electric Propulsion Conference. 2009.
Baranov S., Vazhenin N., Plokhikh A., Popov G. Electromagnetic Emission from Electric Propulsions under Ground Conditions // Thermal Engineering. 2017. V. 64. № 13. P. 959–970. https://doi.org/10.1134/s0040601517130043
Plokhikh A., Vazhenin N., Popov G. Analysis of the influence of electromagnetic radiation from stationary plasma engines on the noise immunity of the Earth–spacecraft communication channel // Cosmic Research. 2019. V. 57. № 5. P. 339–346. https://doi.org/10.1134/S0023420619050078
Shilov S., Ivakhnenko S., Vorob’ev E. et al. Self-electromagnetic emission from a thruster with anode layer operating with krypton and xenon // J. Physics: Conference Series. 2021. V. 1925. P. 012081. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1925/1/012081
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Космические исследования