Проблемы машиностроения и надежности машин, 2019, № 7, стр. 80-87

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И НАДЕЖНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ С КИНЕМАТИЧЕСКИМИ, СИЛОВЫМИ И ПАРАМЕТРИЧЕСКИМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ

А. С. Гусев 1, Л. В. Зинченко 1*, С. А. Стародубцева 2

1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
г. Москва, Россия

2 Национальный исследовательский университет “МЭИ”
г. Москва, Россия

* E-mail: zinlar@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.07.2019
Принята к публикации 26.08.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассматривается актуальный для современного машиностроения вопрос расчетного прогнозирования надежности механических систем, находящихся в эксплуатации под воздействием нерегулярных нагрузок. В задачи расчета входит определение надежности функционирования таких систем как вероятности непревышения параметрами их качества (линейными и угловыми перемещениями, ускорениями подрессоренной массы, деформациями упругого элемента и т.п.). Предложена новая методика выбора оптимальных параметров систем виброзащиты мобильных машин и методика расчета критической скорости их движения по дорогам со случайными неровностями.

Ключевые слова: статистическая динамика систем, надежность, параметрические колебания, устойчивость

Автомобильные прицепы в процессе эксплуатации подвергаются различным интенсивным нерегулярным воздействиям, которые рандомизируются и адекватное математическое описание которых возможно только методами теории вероятностей и методами теории случайных функций [1, 2].

Одна из расчетных схем автомобильного прицепа представлена на рис. 1.

Рис. 1.

К расчету автомобильного прицепа.

Здесь φ(t) – угол поворота подрессоренной массы относительно точки ее крепления к автомобилю O; $v(t)$ – скорость буксировки прицепа; h(x) – высота неровностей дороги; h(t) – кинематическое воздействие на колесо; c, b – жесткость и коэффициент демпфирования системы подрессоривания; l, r – линейные размеры; $F$– сила инерции; y(t), a(t) – вертикальное перемещение и ускорение подрессореной массы; f(t) – расчетное воздействие.

Дифференциальное уравнение для определения угла φ(t) получаем в виде [3]

$J{\ddot {\varphi }} = lc(h - y) + lb(\dot {h} - \dot {y}) + F(r + y),$
а для определения перемещения $y(t) = l{\varphi }$ имеем уравнение
(1)
$\ddot {y} + 2n\dot {y} + {\omega }_{0}^{2}(1 - {\varepsilon }(t))y = f(t) + 2n\dot {h} + {\omega }_{0}^{2}h,$
где $2n = \frac{{{{l}^{2}}b}}{J}$; ${\omega }_{0}^{2} = \frac{{{{l}^{2}}c}}{J}$; $f(t) = \frac{{lr}}{J}F(t)$; ${\varepsilon }(t) = \frac{1}{{lc}}F(t)$.

Здесь интенсивности случайного силового воздействия f(t) и кинематических воздействий h(t) и $\dot {h}(t)$ зависят от средней скорости движения $\bar {v}(t) = const$, а интенсивность параметрического воздействия ε(t) – от ее флуктуационной составляющей $\tilde {v}(t)$, и при $\tilde {v}(t) = 0$ имеем ε(t) = 0.

Из (1) следуют уравнения для определения устойчивости движения прицепа

(2)
$\ddot {y} + 2n\dot {y} + {\omega }_{0}^{2}(1 - {\varepsilon }(t))y = 0,$
реакций y(t) на воздействия f(t) и h(t),
(3)
$\ddot {y} + 2n\dot {y} + {\omega }_{0}^{2}y = f(t),$
(4)
$\ddot {y} + 2n\dot {y} + {\omega }_{0}^{2}y = 2n\dot {h}(t) + {\omega }_{0}^{2}h(t)\;,$
для определения деформации упругого элемента $u(t) = h(t) - y(t)$
(5)
$\ddot {u} + 2n\dot {u} + {\omega }_{0}^{2}u = - \ddot {h}(t) \equiv {{a}_{0}}(t),$
и для определения ускорения подрессоренной массы $a(t) = \ddot {y}(t)$

$a(t) = 2n\dot {u} + {\omega }_{0}^{2}u.$

Для анализа устойчивости движения прицепа с переменной случайной скоростью $v(t)$ уравнение (2) дополним внешним воздействием в виде белого шума q(t) с малой интенсивностью kq, а процесс ε(t) будем считать независимым от процесса q(t) белым шумом с заданной интенсивностью kε. Задача состоит в определении интенсивности параметрического воздействия ε(t), при котором движение прицепа будет неустойчивым.

Для решения этой задачи имеем уравнение

(6)
$\ddot {y} + 2n\dot {y} + {\omega }_{0}^{2}y = {\omega }_{0}^{2}y{\varepsilon }(t) + q(t) \equiv P(t).$

Правую часть уравнения (6), обозначенную как P(t), можно считать белым шумом с интенсивностью

${{k}_{p}} = {{k}_{q}} + {\omega }_{0}^{4}s_{y}^{2}{{k}_{{\varepsilon }}}$
и спектральной плотностью
${{S}_{p}}({\omega }) = \frac{{{{k}_{p}}}}{{2{\pi }}},$
где $s_{y}^{2}$ – дисперсия процесса y(t).

Квадрат модуля передаточной функции уравнения (6) будет определяться как

(7)
${\text{|}}H(i{\omega }){{{\text{|}}}^{2}} = \frac{1}{{{{{({\omega }_{0}^{2} - {{{\omega }}^{2}})}}^{2}} + 4{{n}^{2}}{{{\omega }}^{2}}}},$
а для определения дисперсии $s_{y}^{2}$ получаем алгебраическое уравнение

(8)
$s_{y}^{2} = \int\limits_{ - \infty }^{ + \infty } {{{S}_{y}}({\omega })d{\omega }} \int\limits_{ - \infty }^{ + \infty } {{\text{|}}H(i{\omega }){{{\text{|}}}^{2}}} {{S}_{p}}({\omega })d{\omega } = \frac{{{{k}_{p}}}}{{4n{\omega }_{0}^{2}}} = \frac{{{{k}_{q}} + {\omega }_{0}^{4}s_{y}^{2}{{k}_{{\varepsilon }}}}}{{4n{\omega }_{0}^{2}}}.$

Отсюда получаем

$s_{y}^{2} = \frac{{{{k}_{q}}}}{{{\omega }_{0}^{2}(4n - {\omega }_{0}^{2}{{k}_{{\varepsilon }}})}}.$
При ${{k}_{{\varepsilon }}} \to \frac{{4n}}{{{\omega }_{0}^{2}}}$ имеем $s_{y}^{2} \to \infty $.

Заключаем, что движение прицепа будет устойчивым при выполнении условия

(9)
${{k}_{{\varepsilon }}} < \frac{{4n}}{{{\omega }_{0}^{2}}}.$
Здесь величина ${{k}_{{\varepsilon }}} \equiv {{k}_{{\varepsilon }}}(\tilde {v})$ зависит от флуктуационной составляющей скорости движения $\tilde {v}$. Так что из (9) имеем возможность определить критическую скорость буксировки ${{v}_{{{\text{кр}}}}}$.

Если параметрическое воздействие ε(t) не является белым шумом и имеет некоторую спектральную плотность ${{S}_{{\varepsilon }}}({\omega }) \ne {\text{const}}$, то его (в соответствии с понятием о главном параметрическом резонансе) можно приближенно заменить на белый шум интенсивностью ${{k}_{{\varepsilon }}} = 2{\pi }{{S}_{{\varepsilon }}}(2{{{\omega }}_{0}})$. В этом случае условие устойчивости движения прицепа (9) принимает вид

(10)
$2{\pi \omega }_{0}^{2}{{S}_{{\varepsilon }}}(2{{{\omega }}_{0}}) < 2n.$
Здесь также величина Sε(2ω0) зависит от скорости $\tilde {v}$.

Реакцию системы y(t) на воздействие в виде белого шума f(t) с интенсивностью kf определяем из решения уравнения (3). В соответствии с (7) и (8) дисперсия процесса y(t) в этом случае будет определяться как

(11)
$s_{y}^{2} = \frac{{{{k}_{f}}}}{{4n{\omega }_{0}^{2}}}.$

Если процесс f(t) не является белым шумом и имеет спектральную плотность Sf(ω) ≠ const, то, в соответствии с фильтрующими свойствами системы реагировать в основном на воздействия по частоте близкие к частоте собственных колебаний ω0, его можно заменить на белый шум с интенсивностью ${{k}_{f}} = 2{\pi }{{S}_{f}}({{{\omega }}_{0}})$ и после этого искомую дисперсию определять по формуле (11) [4].

Реакцию системы y(t) на кинематическое воздействие h(t) определим из решения уравнения (4), квадрат модуля передаточной функции которого от h(t) к y(t) будет определяться по формуле

(12)
${\text{|}}{{H}_{{hy}}}(i{\omega }){{{\text{|}}}^{2}} = \frac{{{\omega }_{0}^{4} + 4{{n}^{2}}{{{\omega }}^{2}}}}{{{{{({\omega }_{0}^{2} - {{{\omega }}^{2}})}}^{2}} + 4{{n}^{2}}{{{\omega }}^{2}}}}.$

Полагая процесс h(t) белым шумом с интенсивностью kh и спектральной плотностью ${{S}_{h}}({\omega }) = \frac{1}{{2{\pi }}}{{k}_{h}}$, получим для определения дисперсии процесса y(t) выражение

(13)
$s_{y}^{2} = \int\limits_{ - \infty }^{ + \infty } {{\text{|}}{{H}_{{hy}}}(i{\omega }){{{\text{|}}}^{2}}} {{S}_{h}}({\omega })d{\omega } = \frac{{{{k}_{h}}}}{{4n}}({\omega }_{0}^{2} + 4{{n}^{2}}).$

Из соотношений (11) и (13) следует, что требования к системе виброзащиты противоречивы: для уменьшения перемещения y(t) от воздействия f(t) требуется увеличивать ее жесткость, а для уменьшения этого перемещения от h(t) ее требуется уменьшать. Оптимальное значение квадрата частоты собственных колебаний ${\tilde {\omega }}_{0}^{2}$ определяем из условия минимума суммарного от этих воздействий перемещения. Имеем

${\tilde {\omega }}_{0}^{2} = {{\left( {\frac{{{{k}_{f}}}}{{{{k}_{h}}}}} \right)}^{{1/2}}}.$
При kf  = 0 имеем ${\tilde {\omega }}_{0}^{2} = 0$, а при kh = 0 ${\tilde {\omega }}_{0}^{2} \to \infty $.

Дисперсия процессов u(t) и a(t) определяется из решения уравнений (4) и (5). Получаем

$s_{u}^{2} = \int\limits_{ - \infty }^{ + \infty } {{\text{|}}{{H}_{1}}(i{\omega }){{{\text{|}}}^{2}}} {{S}_{{{{a}_{0}}}}}({\omega })d{\omega } \approx \frac{{\pi }}{{2n{\omega }_{0}^{2}}}{{S}_{{{{a}_{0}}}}}({{{\omega }}_{0}});$
$s_{a}^{2} = \int\limits_{ - \infty }^{ + \infty } {{\text{|}}{{H}_{2}}(i{\omega }){{{\text{|}}}^{2}}} {{S}_{{{{a}_{0}}}}}({\omega })d{\omega } = \frac{{\pi }}{{2n}}({\omega }_{0}^{2} + 4{{n}^{2}}){{S}_{{{{a}_{0}}}}}({{{\omega }}_{0}}),$
где первая передаточная функция определяется по формуле (7), а вторая – по формуле (12); ${{S}_{{{{a}_{0}}}}}({\omega })$ – спектральная плотность процесса ${{a}_{0}}(t)$.

Зависимости дисперсий процессов u(t) и a(t) от частоты собственных колебаний системы ω0 имеют вид, показанный на рис. 2.

Рис. 2.

Зависимости дисперсий процессов u(t) и a(t) от частоты собственных колебаний системы ω0.

Из рис. 2 видно, что требования к системе виброзащиты по жесткости противоречивы: при ее увеличении ускорение объекта виброзащиты возрастает, а деформация упругого элемента уменьшается; при ее уменьшении – ускорение уменьшается, а деформация возрастает.

Определение оптимальной жесткости усложняется тем, что требования к системе виброзащиты формулируются в различных единицах измерения: по перемещениям u(t) – в единицах длины, а по ускорениям a(t) – в единицах ускорения.

Определив оптимальную частоту ${\tilde {\omega }}_{0}^{*}$ из условия ограничения дисперсии ускорения $s_{a}^{2} \leqslant s_{{{{a}_{*}}}}^{2}$, получаем вполне определенную дисперсию перемещения $s_{{{{u}_{*}}}}^{2}$. Определив оптимальную частоту ${\tilde {\omega }}_{0}^{{**}}$ из условия ограничения дисперсии деформации упругого элемента $s_{u}^{2} \leqslant s_{{{{u}_{*}}}}^{2}$, получаем вполне определенное значение для дисперсии ускорения $s_{{{{a}_{*}}}}^{2}$.

За оптимальное значение частоты собственных колебаний ${\tilde {\omega }}_{0}^{{}}$ можно принять ее промежуточное значение

${\tilde {\omega }}_{0}^{{}} = {\alpha \tilde {\omega }}_{0}^{*} + {\beta \tilde {\omega }}_{0}^{{**}},$
где α – значимость (вес) первого условия, β – значимость (вес) второго условия, а α + β =1.

Надежность функционирования рассматриваемой механической системы [5] можно оценить:

– вероятностью того, что перемещение y(t) подрессоренной массы за время t ни разу не превысит допустимого значения y* (т.е. вероятностью непробоя за это время амортизатора)

(14)
$P\{ y({\tau }) \leqslant {{y}_{*}},{\tau } \in (0,t)\} ;$

– вероятностью того, что деформация u(t) упругого элемента за время $t$ ни разу не превысит допустимого значения ${{u}_{*}}$ (т.е. при ${{u}_{*}} = mg{\text{/}}c$ – вероятностью того, что за это время не произойдет отрыва колеса от дороги)

(15)
$P\{ u({\tau }) \leqslant {{u}_{*}},{\tau } \in (0,t)\} ;$

– вероятностью того, что дифферент φ(t) прицепа за время t ни разу не превысит допустимого значения ${{\varphi }_{*}}$

(16)
$P\{ {\varphi }(\tau ) \leqslant {{{\varphi }}_{*}},{\tau } \in (0,t)\} ;$

– вероятностью того, что ускорение a(t) подрессоренной массы за время t ни разу не превысит допустимого значения ${{a}_{*}}$ (т.е. вероятностью того, что сила инерции при $m\ddot {y}$, действующая на ограничитель хода, не превысит допустимого значения $m{{a}_{*}}$)

(17)
$P\{ a({\tau }) \leqslant {{a}_{*}},{\tau } \in (0,t)\} ;$

– вероятностью того, что “резкость” движения, определяемая как, $k(t) = \dddot y(t)$ за время t ни разу не превысит допустимого значения ${{k}_{*}}$

(18)
$P\{ k({\tau }) \leqslant {{k}_{*}},{\tau } \in (0,t)\} .$

Соотношения (14)–(18) можно обобщить и записать в виде одной формулы для расчета надежности как вероятности того, что параметр качества x(t) функционирования системы за время t ни разу не превысит допустимого значения ${{x}_{*}}$, определяемого как

(19)
$P(t) = P\{ x({\tau }) \leqslant {{x}_{*}},{\tau } \in (0,t)\} = \exp \left( { - n(t)\exp \left( { - \frac{{x_{*}^{2}}}{{2s_{x}^{2}}}} \right)} \right),$
где $n(t) = \frac{t}{{2{\pi }}}\frac{{{{s}_{{\dot {x}}}}}}{{{{s}_{x}}}}$ – ожидаемое за время $t$ число максимумов процесса x(t); $s_{x}^{2}$ – дисперсия процесса $x(t)$; $s_{{\dot {x}}}^{2}$ – дисперсия его первой производной.

Из соотношения (19) следует, что наиболее вероятное за время t наибольшее значение x* процесса x(t) ориентировочно можно вычислить по формуле

(20)
${{x}^{*}}(t) = {{s}_{x}}\sqrt {2\ln (n(t))} ,$
а надежность системы оценить коэффициентом запаса надежности за время t как

${\alpha }(t) = {{x}^{*}}(t){\text{/}}{{x}_{*}}.$

Из соотношения (20) следует, что обычно принимаемое в технике правило “трех стандартов” требует уточнения. При n = 100 имеем x* ≈ 3Sx, а при n = 10 000 x* ≈ 4.29Sx.

В заключение отметим, что практическая реализация предложенной методики расчета надежности механических систем при случайных внешних воздействиях связана с определенными трудностями:

1. Определение вероятностных характеристик кинематических воздействий h(t) по вероятностным характеристикам пути h(x) и скорости движения машины v обусловлена возможностью вычисления производных от h(t), тогда как эти процессы описываются обычно формально недифференциальными случайными функциями. Это требует предварительного статистического сглаживания этих траекторий, например, так как это сделано в работе [2].

2. Определение вероятностных характеристик процесса F(t), а, следовательно, и вероятностных характеристик процесса ε(t), требует решения задачи о переезде случайных неровностей пути, приводящее к флуктуации скорости движения машины и появлению соответствующих сил инерции [6]. Эта задача может быть решена с использованием энергетического соотношения

(21)
$v(t){\text{|}}v(t){\text{|}} = 2gh(t)$
и методов статистической линеаризации нелинейных функций.

При линеаризации соотношения (21) по методу равенства дисперсий дисперсия пульсационной составляющей скорости движения будет определяться по формуле

$s_{v}^{2} = \frac{2}{{\sqrt 3 }}g{{s}_{h}},$
где g = 9.8 м с–2; sh – стандарт высоты неровностей.

Спектральные плотности $v(t)$ и $\dot {v}(t)$ определяются известными методами теории случайных функций [7].

3. Возможность использования в работе метода сведения случайных процессов с переменными по частоте спектрами к белым шумам с постоянными спектрами обусловлена фильтрующими свойствами динамических систем реагировать в основном на воздействия по частоте близкие к частоте собственных колебаний системы. При большом демпфировании это может приводить к определенным неточностям.

4. Возможность практического использования в расчетах устойчивости приближенного соотношения (10) требует его экспериментальной проверки. Здесь это было сделано путем вычислительного эксперимента – численного решения стохастического аналога уравнения Матье–Хилла вида

$\ddot {y} + 2n\dot {y} + (1 + {\varepsilon }({\tau }))y = 0.$

При спектральной плотности процесса ε(τ) вида

(22)
${{S}_{{\varepsilon }}}({\omega }) = \frac{2}{{\pi }}\frac{{s_{{\varepsilon }}^{2}}}{{1 + {{{\omega }}^{2}}}},\quad {\omega } \geqslant 0,$
где $s_{{\varepsilon }}^{2}$ – дисперсия процесса ε(τ); τ – безразмерное время; n – безразмерный коэффициент демпфирования.

Условие устойчивости (10) получаем в виде

(23)
$s_{{\varepsilon }}^{2} < 5n,$
где число 5 соответствует некоторой скорости ${\tilde {v}}$.

Из (23) следует, что при увеличении демпфирования система становится более устойчивой. При n = 0 система всегда устойчива.

Траектория процесса ε(τ) моделируется по следующей формуле Шинозуки

${\varepsilon }({\tau }) = \sqrt 2 \sum\limits_{i = 1}^n {{{c}_{i}}} \cos ({{{\omega }}_{i}}{\tau } + {{{\alpha }}_{i}}),$
где $c_{i}^{2} = {{S}_{\varepsilon }}({{{\omega }}_{i}})\Delta {\omega }_{i}^{{}}$, $\Delta {{{\omega }}_{i}}$ – шаг квантования спектральной плотности (22) , αi – случайная величина равномерно распределенная в интервале (0; 2π).

Одна из полученных траекторий процесса y(τ) для устойчивой системы при n = = 0.05, y(0) = 4, $s_{{\varepsilon }}^{2} = 0.2$ показана на рис. 3.

Рис. 3.

Траектория процесса y(τ).

По результатам численных экспериментов был сделан вывод о возможности использования соотношения (10) для практических расчетов.

Заключение. В статье рассмотрен комплекс вопросов, возникающих при создании новой техники, предназначенной функционировать в условиях одновременного воздействия на нее интенсивных случайных силовых, кинематических и параметрических воздействий. Получены формулы для расчета надежности рассмотренной механической системы как вероятности непревышения параметрами качества ее функционирования (перемещениями, ускорениями и т.п.) допустимых для них значений.

Разработана методика выбора оптимальных параметров систем виброзащиты мобильных машин и методика расчета критической скорости их движения по дорогам со случайными неровностями.

Полученное приближенное условие устойчивости движения экспериментально проверено численно на моделях со случайными параметрическими воздействиями.

Список литературы

  1. Болотин В.В. Вибрации в технике: Справочник. Т. 1. Колебания линейных систем. Москва, Машиностроение, 1999. С. 504.

  2. Гусев А.С. Вероятностные методы в механике машин и конструкций. Москва. Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. С. 223.

  3. Чирков В.П., Окопный Ю.А., Радин В.П. Колебания линейных систем. Москва. Изд-во “Спектр”, 2014.

  4. Гусев А.С., Светлицкий В.А. Расчет конструкций при случайных воздействиях. Москва, Машиностроение. 1984. С. 240.

  5. Махутов Н.А. Критериальная база прочности, ресурса, надежности, живучести машин и человеко-машинных комплексов // Ж. Проблемы машиностроения и надежности машин. 2013. № 5.

  6. Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля. Москва, Машиностроение. 2004. С. 270.

  7. Whitney C.A. Random processes in physical systems. New York: John Willey, 1990.

Дополнительные материалы отсутствуют.