Известия РАН. Теория и системы управления, 2022, № 2, стр. 58-61

ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ, ОПИСЫВАЕМЫХ ИНТЕГРОДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ УРАВНЕНИЯМИ

И. В. Романов ab

a Национальный исследовательский ун-т “Высшая школа экономики”
Москва, Россия

b Институт проблем механики РАН им. А.Ю. Ишлинского
Москва, Россия

Поступила в редакцию 05.08.2021
После доработки 13.09.2021
Принята к публикации 27.09.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассматривается проблема распределенной управляемости для уравнения Гуртина–Пипкина с ядром, представленным некоторым рядом из убывающих экспоненциальных функций, при этом на коэффициенты и показатели экспонент наложены определенные условия. Доказывается, что приведение данной системы в покой невозможно, если управляющее воздействие приложено даже ко всей области.

Введение. Работа посвящена задачам распределенного управления колебаниями системы, описываемой уравнением Гуртина–Пипкина. Это уравнение содержит член сверточного (по временной переменной) типа, который часто называют памятью. Впервые данное уравнение появляется в статье [1]. Ставится вопрос о возможности приведения таких систем в состояние покоя. Заметим, что, вообще говоря, это понятие для систем с памятью не эквивалентно приведению системы в нулевое состояние. Как будет ясно в дальнейшем, управляемость в покой для подобных моделей не всегда возможна, даже если управляющее воздействие приложено ко всей области, занимаемой механической системой. В ходе доказательства мы не будем соблюдать должную строгость в части, касающейся разрешимости начально-краевых задач, а уделим больше внимания качественной стороне вопроса управляемости.

Рассмотрим важный класс ядер, имеющий вид ряда из счетного числа убывающих экспоненциальных функций. Также будет упомянуто ядро абелевского типа (ядро с особенностью). Эти ядра применяются в различных моделях механики, в частности для описания некоторых колебательных процессов.

1. Задача о неприводимости в состояние покоя системы, описываемой уравнением Гуртина–Пипкина и ядром в виде ряда из убывающих экспоненциальных функций. Рассмотрим начально-краевую задачу:

(1.1)
${{\theta }_{t}}(t,x) = \int\limits_0^t {{K}_{1}}(t - s)\Delta \theta (s,x)ds + u(t,x),\quad x \in \Omega \,,\quad t > 0.$
(1.2)
$\theta {{{\text{|}}}_{{t = 0}}} = \varphi (x),$
(1.3)
$\theta (t,x) = 0,\quad x \in \partial \Omega \,.$

Здесь и далее

${{K}_{1}}(t) = \sum\limits_{j = 1}^{ + \infty } \frac{{{{c}_{j}}}}{{{{\gamma }_{j}}}}{{e}^{{ - {{\gamma }_{j}}t}}},$
где ${{c}_{j}}$, ${{\gamma }_{j}}$ – заданные положительные постоянные, такие, что

$0 < {{\gamma }_{1}} < {{\gamma }_{2}} < ... < {{\gamma }_{j}} < ...,\quad {{\gamma }_{j}} \to + \,\infty ,\quad j \to + \,\infty .$

В данном случае $\Omega $ – ограниченная односвязная область в ${{R}^{n}}$ с бесконечно гладкой границей, $\Delta $ – оператор Лапласа с областью определения

$D(\Delta ) = {{H}^{2}}(\Omega ) \cap H_{0}^{1}(\Omega ),$
$u(t,x)$ – функция управления. Существование и единственность решения задачи (1.1)–(1.3) при дополнительных условиях, наложенных на ядро ${{K}_{1}}(t)$ и правую часть $u$, доказаны в [2].

Для уравнений, “похожих” на (1.1), и в ряде частных случаев (например, [35]) удается доказать, что колебания системы можно полностью остановить за конечное время, если управление приложено ко всей области $\Omega $. В [6] доказывается, что механическую систему, описываемую уравнением Гуртина–Пипкина для двумерных областей и широкого класса непрерывных ядер нельзя привести в покой управлением, приложенным только к подобласти, замыкание которой содержится в Ω. Заметим, что ${{K}_{1}}(t)$ является примером такого ядра.

Пусть теперь ядро имеет вид

(1.4)
${{K}_{2}}(t) = \frac{1}{{\Gamma (1 - \sigma )}}{{t}^{{ - \sigma }}},\quad \sigma \in (0,1),$
где $\Gamma (\lambda )$ – гамма-функция. Это ядро Абеля. В [7] для одномерного уравнения теплопроводности с интегральной памятью и ядром (1.4) доказывается неуправляемость в покой данной системы, если управление приложено к одному концу отрезка, а второй конец закреплен. Заметим, что управляемость в покой в этом случае недостижима даже если мы управляем за всю область [8].

Здесь и далее для ядра ${{K}_{1}}(t)$ потребуем выполнение следующего условия:

(1.5)
$\sum\limits_{j = \,1}^{ + \infty } \frac{{{{c}_{j}}}}{{{{\gamma }_{j}}}} < + \infty .$

Уравнение (1.1) является интегродифференциальным уравнением Гуртина–Пипкина, которое описывает процесс распространения тепла в средах с памятью, процесс распространения звука в вязкоупругих средах, а также оно возникает в задачах усреднения в перфорированных средах (закон Дарси). Заметим, что в ряде моделей производная $K_{1}^{'}(t)$ от ядра имеет особенность при t = 0, т.е.

(1.6)
$\sum\limits_{j = 1}^{ + \infty } {{c}_{j}} = + \infty .$

Подробно с описанием моделей для условий $(1.5)$, $(1.6)$ и физических законов можно ознакомиться в статье [2].

Будем говорить, что система управляема в состояние покоя, если для всех начальных условий $\varphi $ найдется управление $u(t,x)$ и момент времени $T > 0$ такой, что $u(t,x)$ тождественно равно нулю для $t > T$ и соответствующее решение $\theta (t,x,u)$ задачи (1.1)–(1.3) также тождественно равно нулю для $t > T$. Заметим, что для систем с памятью понятия управляемость в состояние покоя и управляемость в нулевое состояние не являются тождественными. Во многих случаях решение, достигнув нулевого значения в какой-то момент времени, затем может из этого значения выйти.

Для уравнений вида (1.1) и различных типов ядер можно поставить, например, следующие задачи управления: привести в покой, управляя за фиксированную подобласть, движущийся компакт или за всю область $\Omega $. Можно также поставить задачу граничного управления, как это сделано, например, в [6, 7]. В данной статье будет показано, что для ядра ${{K}_{1}}(t)$ управляемости в покой для системы (1.1)–(1.3) нет, если управление производится даже за всю область. Остаются открытыми вопросы о возможности приведения в покой для некоторых других типов ядер. Для “похожих” уравнений иногда можно добиться управляемости в покой, если управление приложено к движущемуся по некоторому закону компакту (при этом управляемости за фиксированную подобласть нет). Например, проблема управляемости в покой для одномерного уравнения колебания струны с памятью рассмотрена в [9]. В этом случае ядро в интегральном члене уравнения тождественно равно единице и управление сосредоточено на подотрезке (части струны), который движется с постоянной скоростью.

Покажем, что в задаче управления (1.1)–(1.3) для ядра ${{K}_{1}}(t)$ привести систему в покой (вообще говоря) невозможно. А именно рассмотрим управление

$u(t) \in {{L}_{2}}((0,T);\;{{L}_{2}}(\Omega )),$
продолженное нулем при $t > T$. Далее докажем, что найдется такое начальное условие $\varphi (x)$, при котором движение системы невозможно остановить. Точнее, существует начальное условие $\varphi (x)$, такое, что для каждой функции управления $u(t,x)$, которая тождественно равна нулю при $t > T$ для некоторого $T > 0$, соответствующее решение не может быть тождественно равно нулю вне ограниченного сегмента (по переменной $t$).

Определение. Показателем сходимости последовательности комплексных чисел $\{ {{z}_{k}}\} $ называется чиcло

$\tau = \inf \left\{ {\alpha > 0:\sum\limits_{k = 1}^{ + \infty } \frac{1}{{{\text{|}}{{z}_{k}}{{{\text{|}}}^{\alpha }}}} < + \infty } \right\}.$

Теорема. Предположим, что выполнено условие (1.5) и для последовательности показателей $\{ {{\gamma }_{k}}\} $ ядра ${{K}_{1}}(t)$ $\tau > 1$. Тогда управляемость в состояние покоя для системы (1.1)–(1.3) не имеет места.

Доказательство. Рассмотрим ортонормированную систему собственных функций $\{ {{\psi }_{n}}\} $ и собственные значения $ - a_{n}^{2}$ ($n = 1,2,...$) оператора Δ относительно краевого условия (1.3). Пусть

$\varphi (x) = {{\xi }_{1}}{{\psi }_{1}}(x),$
где ${{\xi }_{1}} \ne 0$. Разложим решение $\theta (t,x)$ и управляющее воздействие $u(t,x)$ в ряды Фурье по упомянутой системе собственных функций (это базис в ${{L}_{2}}(\Omega )$). В результате получается счетная система интегродифференциальных уравнений:

(1.7)
${{\dot {\theta }}_{n}}(t) = - a_{n}^{2}\int\limits_0^t {{K}_{1}}(t - s){{\theta }_{n}}(s)ds + {{u}_{n}}(t),\quad t > 0,\quad n = 1,2,...$

Очевидно, что, в силу выбора $\varphi $, только первое уравнение из системы (1.7) имеет ненулевое начальное условие.

Сделаем преобразование Лапласа от обеих частей в равенстве (1.7) для $n = 1$:

(1.8)
$(\lambda + a_{1}^{2}{{\hat {K}}_{1}}(\lambda )){{\hat {\theta }}_{1}}(\lambda ) = {{\xi }_{1}} + {{\hat {u}}_{1}}(\lambda ).$

Напомним определение пространства $P{{W}_{ + }}$ как линейного пространства образов преобразований Лапласа от элементов из ${{L}_{2}}(0, + \infty )$, таких, что они равны нулю на множестве $\{ t:t > T\} $ для некоторого $T > 0$. Известно, что $f\left( \lambda \right) \in P{{W}_{ + }}$, если и только если она является целой функцией, такой, что:

1) существуют вещественные числа C и T, такие, что $\left| {f\left( \lambda \right)} \right| \leqslant C{{e}^{{T|\lambda |}}}$ (заметим, что C и T зависят от $f(\lambda )$);

2) $\mathop {\sup }\limits_{x \geqslant 0} \,\int\limits_{ - \infty }^{ + \infty } {{\left| {f\left( {x + iy} \right)} \right|}^{2}}dy < + \infty $.

Предположим, что система (1.1)–(1.3) управляема в состояние покоя, тогда функции ${{\hat {\theta }}_{1}}(\lambda )$ и ${{\hat {u}}_{1}}(\lambda )$ являются элементами пространства $P{{W}_{ + }}$. Следовательно, это целые функции экспоненциального типа.

Рассмотрим теперь корни уравнения

(1.9)
$\lambda + a_{1}^{2}{{\hat {K}}_{1}}(\lambda ) = 0.$

В [2] доказывается, что уравнение (1.9) имеет (в том числе) счетное число вещественных корней $\{ {{\lambda }_{k}}\} $, для которых выполнены неравенства:

(1.10)
$ - {{\gamma }_{{k + 1}}} < {{\lambda }_{k}} < - {{\gamma }_{k}},\quad k = 1,2,...$

Из (1.10) и условия теоремы следует, что показатель сходимости $\tau $ для последовательности корней $\{ {{\lambda }_{k}}\} $ больше единицы.

По определению целая функция $f(\lambda )$ имеет конечный порядок роста, если найдется число $\mu > 0$, такое, что

(1.11)
$\mathop {\max }\limits_{|\lambda | = r} \left| {f\left( \lambda \right)} \right| < {{e}^{{{{r}^{\mu }}}}},\quad r \geqslant {{r}_{0}}\left( \mu \right).$

При этом порядком роста ρ целой функции $f(\lambda )$ называется нижняя грань тех $\mu > 0$, для которых верно (1.11).

Очевидно, что для целой функции экспоненциального типа порядок роста $\rho $ равен 1. В комплексном анализе хорошо известно, что показатель сходимости последовательности нулей целой функции не превосходит ее порядка роста $(\tau \leqslant \rho )$. Из (1.8) следует, что последовательность $\{ {{\lambda }_{k}}\} $ –нули функции ${{\xi }_{1}} + {{\hat {u}}_{1}}(\lambda )$. Но это целая функция экспоненциального типа, следовательно, ее порядок роста равен 1 и показатель сходимости последовательности ее нулей не превосходит 1. При этом выше было установлено, что для $\{ {{\lambda }_{k}}\} $ число $\tau $ больше единицы. Установленное противоречие доказывает теорему.

Заключение. “Неустойчивость” управляемости для ядра, состоящего из конечного числа экспонент. Если ядро в уравнении (1.1) состоит лишь из конечного числа убывающих экспоненциальных функций, то, используя методы работ [3, 4], можно доказать, что рассматриваемую механическую систему можно привести в покой за конечное время, если управление приложено ко всей области. Поэтому из доказанной теоремы можно получить важное следствие о “неустойчивости” управляемости этой системы. Заметим, что эта “неустойчивость” связана с добавлением к новому ядру малого возмущения, т.е., согласно доказанной теореме, управляемость теряется, если это возмущение представляет собой остаток ряда ${{K}_{1}}(t)$.

Список литературы

  1. Gurtin M.E., Pipkin A.C. Theory of Heat Conduction With Finite Wave Speed // Arch. Ration. Mech. Anal. 1968. № 31. P. 113–126.

  2. Vlasov V.V., Rautian N.A., Shamaev A.S. Spectral Analysis and Correct Solvability of Abstract Integro-Differential Equations Arising in Thermophysics and Acoustics // Contemporary Mathematics. Fundamental Directions. 2011. V. 39. P. 36–65.

  3. Romanov I., Shamaev A. Exact Controllability of the Distributed System, Governed by String Equation with Memory // J. Dynamical and Control Systems. 2013. V. 18. № 4. P. 611–623.

  4. Romanov I., Shamaev A. Exact Controllability of the Distributed System Governed by the Wave Equation With Memory // arXiv. doi 1503.04461.

  5. Romanov I., Romanova A. Some Problems of Controllability of Distributed Systems Governed by Integrodifferential Equations // IFAC-PapersOnLine. 2018. V. 51. № 2. P. 132–137.

  6. Romanov I., Shamaev A. Non-controllability to Rest of the Two-Dimensional Distributed System Governed by the Integrodifferential Equation // J. Optimization Theory and Applications. 2016. V. 170. № 3. P. 772–782.

  7. Ivanov S., Pandofi L. Heat Equations with Memory: Lack of  Controllability to Rest // J. Mathematical Analysis and Applications. 2009. V. 355. № 1. P. 1–11.

  8. Romanova A.V., Romanov I.V. On the Problems of Controllability and Uncontrollability for Some Mechanical Systems Described by the Equations of Vibrations of Plates and Beams with Integral Memory // IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 2021. V. 1083. № 012041. P 1–9.

  9. Biccaria U., Micu U. Null-controllability Properties of the Wave Equation with a Second Order Memory Term // J. Differential Equations. 2019. № 267. P. 1376–1422.

Дополнительные материалы отсутствуют.